Найти в Дзене

Первые тепловозы, панельки и вертолеты: 11–17 октября в истории Сургута

Оглавление

Середина октября в Сургуте – время важных событий и глобальных событий. Про некоторые из них расскажем сегодня.

Эпоха в металле

14 октября 2003 года в честь празднования 125-летия Свердловской железной дороги в Сургуте на улице Привокзальной торжественно открыли монумент первому тепловозу.

Именно он, ТЭ3-1072, 5 августа 1975 года впервые привел состав на станцию «Сургут», доставив 5 тысяч тонн важных для города грузов. Тепловоз ТЭ3 – советский двенадцатиосный грузовой локомотив мощностью 2×2000 лошадиных сил. С начала 60-х до середины 70-х годов он был основной машиной на неэлектрифицированных железных дорогах СССР, сменив собой паровозы, созданные еще братьями Черепановыми.

ТЭ3-1072 был построен на Коломенском заводе тяжелого машиностроения в 1958 году. До 1999 года эксплуатировался на Свердловской железной дороге на участке Тюмень –Тобольск – Сургут – Нижневартовск. Впоследствии тепловоз списали, однако, учитывая историческую значимость, приняли решение сохранить его в качестве памятника.

Прежде чем занять почетное место на постаменте, локомотив прошел масштабную реставрацию.

Нефть – есть!

15 октября 1961 года на Усть-Балыкской площади, расположенной на границе Сургутского и Нефтеюганского районов, при испытании скважины Р-62 был получен мощный нефтяной фонтан. Это событие стало важной датой в истории нефтегазовой промышленности Советского Союза и ознаменовало открытие одного из крупнейших в Сургутском Приобье месторождений.

Бурение осуществляла бригада под руководством бурового мастера Евгения Войцеховича, а испытания проводились бригадой под руководством Нажметдина Жумажанова. Дебит первого фонтана нефти из скважины Р-62 составил впечатляющие 300 тонн в сутки.

Открытие Усть-Балыкского месторождения стало результатом настойчивости и профессиональной интуиции начальника Сургутской геологоразведки Фармана Салманова. Вопреки сомнениям и указаниям свернуть работы на данной площади, он настоял на продолжении бурения, веря в потенциал этого района. Радиограммы, отправленные с места событий, отражают энтузиазм и значимость произошедшего. «Скважина лупит по всем правилам» – слова радиограммы, переданной Рауль-Юрию Эрвье из Сургута в Тюмень стали историческими.

Скважина Р-62 стала ключевым аргументом в пользу перспективности Западно-Сибирского региона, развеяв скептицизм ученых, считавших его неперспективным для нефтедобычи. С этого момента начался период активного освоения западносибирской нефтегазоносной провинции.

Усть-Балыкское месторождение было введено в разработку в 1964 году. 26 мая того же года первая промышленная нефть была отправлена на Омский нефтеперерабатывающий завод. По своим запасам Усть-Балыкское месторождение относится к категории крупных, а по геологическому строению – к сложным. Его разработка ведется до сих пор. В настоящее время здесь добычу нефти обеспечивают 538 скважин. Причем 60 из них ввели в эксплуатацию в 2024 году.

Отметим, что в первые годы освоения месторождений транспортировка необходимого оборудования представляла собой серьезную логистическую задачу. Для запуска каждой нефтяной скважины требовалось около 700 тонн различного оборудования. Как писали в 1973 году, привезти тонну из Тюмени в район Сургута по воде стило три рубля, по зимнику – 80, с помощью авиации – 270 рублей. Железной дороги в нашем регионе то время еще не было.

Первая панелька

15 октября 1966 года в Сургуте состоялось новоселье в первом крупнопанельном доме в районе Нефтяников, в доме 46 на проспекте Набережном.

Согласно архивам, первый камень в основание будущей пятиэтажки заложили в июне 1965 года – тогда же Сургут снова стал городом. Возведение дома было важным для обеспечения жильем растущего числа работников нефтегазовой отрасли, и квартиры в новостройке получили в основном нефтяники. Часть жилья передали горисполкому и организациям, помогавшим в строительстве. Значимость события подчеркивало участие первого секретаря Сургутского райкома партии Василия Бахилова, который перерезал ленту на торжественном открытии.

Строительство велось ударными темпами, и практически одновременно с домом № 46 возводился второй аналогичный дом на проспекте Набережном, 48. Позднее на стене первого дома появилась памятная табличка, гласящая: «Первый в Среднем Приобье крупнопанельный дом. Построен бригадой Шеденко Николая Николаевича».

Символично, что всего через несколько дней после новоселья, 19 октября 1966 года, сургутские нефтяники сообщили о добыче первого миллиона тонн нефти.

Несмотря на скептические прогнозы, утверждавшие в те годы, что каменные и панельные пятиэтажные дома не выдержат суровых условий сургутской земли, строительство продолжалось. После успешного ввода в эксплуатации пятиэтажек аналогичные сомнения высказывались и о девятиэтажных зданиях. В итоге Сургут сегодня может похвастаться зданиями высотой более 20 этажей.

Новая глава авиации

17 октября 1974 года на сургутской земле впервые совершил посадку тяжелый вертолет Ми-6. Экипаж Роберта Сизова успешно перегнал в наш город эту мощную машину. И вскоре парк авиаотряда пополнился еще тринадцатью вертолетами Ми-6 и Ми-6А, прибывшими с Ростовского завода-изготовителя. Новая техника открыла невиданные ранее возможности для решения сложных производственных задач. Так, вертолеты Ми-6 продемонстрировали свою эффективность при выполнении уникальных работ по монтажу опор линий электропередач ЛЭП-500. Геологи и нефтяники активно использовали потенциал «рабочей лошадки», как прозвали Ми-6 за его надежность и грузоподъемность, в своей деятельности.

Сургутский авиаотряд стал одним из пионеров в СССР по освоению и применению вертолетов Ми-6. 20 августа 2004 года на улице Аэрофлотской, напротив гостиницы «Полет», установили оригинальный вертолет Ми-6 в качестве монумента – как символ признания роли этого тяжеловеса в развитии региона.

Читать статью и следить за актуальными новостями на сайте Сургутской трибуны