Найти в Дзене
Поволжье-Транс

ГАЗ-12 «ЗИМ»: Как создавался советский лимузин для начальства

Представьте себе СССР конца 1940-х. Страна только начинает восстанавливаться после войны, а партийному руководству и директорам крупных предприятий уже нужен новый, представительский автомобиль. Он должен быть комфортным, просторным, но при этом не таким уж и дорогим, как правительственный ЗИС-110. Именно так родилась идея «шестиместного легкового автомобиля высшего класса» — будущего ГАЗ-12, больше известного как «ЗИМ». Задача со звездочкой Перед Горьковским автозаводом (ГАЗ) поставили сложную задачу: создать машину всего за 2,5 года. Это нереально короткий срок для разработки совершенно новой модели с нуля. Главный конструктор Андрей Липгарт нашел гениальное и экономичное решение — максимально унифицировать новый лимузин с уже существующими моделями. За основу взяли узлы и агрегаты от ГАЗ-51 (грузовик) и ГАЗ-20 «Победа». Но просто растянуть «Победу» было нельзя — нужен был качественный скачок. Гениальные находки и хитрости Что под капотом? Сердцем ЗИМа стал 6-цилиндровый двигатель от
ГАЗ-12, 1950–59 гг.
ГАЗ-12, 1950–59 гг.

Представьте себе СССР конца 1940-х. Страна только начинает восстанавливаться после войны, а партийному руководству и директорам крупных предприятий уже нужен новый, представительский автомобиль. Он должен быть комфортным, просторным, но при этом не таким уж и дорогим, как правительственный ЗИС-110. Именно так родилась идея «шестиместного легкового автомобиля высшего класса» — будущего ГАЗ-12, больше известного как «ЗИМ».

Задача со звездочкой

Перед Горьковским автозаводом (ГАЗ) поставили сложную задачу: создать машину всего за 2,5 года. Это нереально короткий срок для разработки совершенно новой модели с нуля. Главный конструктор Андрей Липгарт нашел гениальное и экономичное решение — максимально унифицировать новый лимузин с уже существующими моделями.

За основу взяли узлы и агрегаты от ГАЗ-51 (грузовик) и ГАЗ-20 «Победа». Но просто растянуть «Победу» было нельзя — нужен был качественный скачок.

ГАЗ-12 ЗИМ, 1950–59 гг
ГАЗ-12 ЗИМ, 1950–59 гг

Гениальные находки и хитрости

  1. Кузов «понтон». Для тех лет это была революция. Бескрылый, обтекаемый кузов делал ЗИМ очень современным и стильным. При этом его сделали несущим, что повышало жесткость и облегчало конструкцию.
  2. Длинная база. Чтобы уместить три ряда сидений, колесную базу увеличили до 3,2 метров. Это обеспечило просторный салон, где пассажиры задних диванов могли ехать с королевским комфортом.
  3. Х-образная рама. Это была ключевая находка инженеров. Чтобы усилить длинный несущий кузов, под ним разместили облегченную Х-образную раму. Она придала конструкции необходимую прочность, не сделав машину слишком тяжелой.
  4. Гидромуфта. Чтобы плавно трогаться с места на такой массивной машине (вес почти 2 тонны) с не самым мощным двигателем, между мотором и сцеплением установили гидромуфту. Это устройство позволяло машине плавно и бесшумно трогаться, а водителю — трогаться даже без выжима сцепления. Это был огромный шаг к комфорту.

Что под капотом?

Сердцем ЗИМа стал 6-цилиндровый двигатель от ГАЗ-11 — довоенной разработки, но модернизированный и увеличенного объема (3.5 литра). Он выдавал 90 л.с., что для тяжелого автомобиля было не так много. Поэтому динамика была весьма скромной: до 100 км/ч ЗИМ разгонялся более чем за 30 секунд. Зато он мог уверенно держать крейсерскую скорость 120 км/ч, что для тех лет было отличным показателем.

ГАЗ-12 ЗИМ, 1950–59 гг.
ГАЗ-12 ЗИМ, 1950–59 гг.

Не автомобиль, а мечта

Для советского человека ЗИМ был символом недосягаемой роскоши. Он резко выделялся на фоне скромных «Побед» и «Москвичей»:

  • Просторный салон с тканевой отделкой и деревянными вставками.
  • Три ряда сидений, причем средний можно было сложнить.
  • Отдельный от водителя пассажирский салон с перегородкой (в «таксишном» варианте).
  • Радиоприемник с автоматической настройкой и электрические часы.
  • Эффектная «акулья» форма кузова.

Судьба легенды

ЗИМ выпускался с 1950 по 1959 год и стал самым демократичным из «номенклатурных» автомобилей. На нем ездили министры, академики, знаменитые артисты, а также он работал в качестве машины «скорой помощи» и маршрутного такси.

В 1957 году его переименовали просто в ГАЗ-12, а название «ЗИМ» (Завод имени Молотова) убрали в связи с опалой политика. В 1959 году производство свернули, уступив место новой, более современной «Чайке» (ГАЗ-13).

ГАЗ-12 ЗИМ, 1950–59 гг
ГАЗ-12 ЗИМ, 1950–59 гг

В итоге

ГАЗ-12 «ЗИМ» — это блестящий пример советской инженерной мысли, когда в условиях жестких ограничений и сжатых сроков был создан по-настоящему уникальный, комфортабельный и красивый автомобиль. Он не просто выполнял свою функцию, а стал настоящим символом целой эпохи и одной из самых ярких страниц в истории отечественного автопрома.

ГК Pilipchuk Group - наша постоянная рубрика "Ностальгия по ушедшей эпохе".