Погожим утром 15 октября 2025 года у пирса Гонолулу закипела работа. Буксир «Тайгер 7», один из двух, что были наняты Департаментом транспорта Гавайев, с гудком отошел от причала, взяв на буксир своего подопечного — ветерана морей, парусник «Фолс оф Клайд». Так начался его последний путь.
К полудню, пройдя на буксире около 25 миль к югу от гавани Гонолулу, операция была завершена. Судно, отслужившее свой век, нашло вечный покой на океанском дне. Это была масштабная операция, в которую было вовлечено почти сотня местных компаний, настоящая артель, сплотившаяся для сложной задачи.
Накануне, словно желая проводить старого друга в последнее плавание, активисты из общества «Друзья „Фолс оф Клайд“» устроили ему трогательную церемонию прощания.
Чтобы память о корабле не канула в Лету, его имя, судовой колокол и штурвал займут почетное место в будущей мемориальной экспозиции. Другие реликвии, снятые с парусника, уже отправились в Сан-Франциско, где станут частью экспозиции Морского исторического парка. Что уж говорить, некоторые такелажные инструменты и вовсе обретут вторую жизнь — их будут использовать на трехмачтовым шотландском корабле «Балклата», что стоит на вечном приколе в том же парке.
А ведь «Фолс оф Клайд» был не просто старым судном. Это был единственный в истории железный четырехмачтовый парусный танкер! На его веку, а было ему без малого 147 лет, приходилось всякое: он бороздил океаны под флагом компании Matson, связывая Гавайи с материком, а под занавес карьеры стал плавучим музеем, где гремели детские голоса, праздновались дни рождения и даже игрались свадьбы.
Увы, годы и запустение взяли свое. Несмотря на отчаянные попытки «Друзей» спасти его, вплоть до фантастического плана по возвращению на родину в Шотландию, корабль в 2024 году лишился почетного звания национального исторического памятника. Его океанская история завершилась, но его наследие живет — в музейных залах и памяти людей.