Жанр: драма, комедия, вестерн
- Страна: США, Великобритания, Финляндия
- Год: 2025
- Режиссер: Ари Астер
- В ролях: Хоакин Феникс, Педро Паскаль, Эмма Стоун, Остин Батлер, Люк Граймс и др.
Рейтинг: 7.0
"Эддингтон" расколол мир на два лагеря: "гениально!" и "что это было?!". Мастер тревоги и дискомфорта Ари Астер, который подарил нам «Реинкарнацию» и «Солнцестояние», пригласил топовых Хоакина Феникса и Педро Паскаля, чтобы поднять наши ожидания до небес. Что же из этого получилось в итоге? Разберёмся вместе...
Сюжет: Пандемия, шериф и очень злой мэр
Действие фильма переносит нас в май 2020 года, когда мир еще только пытался понять, что такое пандемия, локдауны и прочие прелести новой реальности. Место действия – маленький городок Эддингтон, Нью-Мексико. И тут начинается самое интересное: местный шериф (Хоакин Феникс) и мэр (Педро Паскаль) вступают в конфликт, который, как водится, разжигает "пороховую бочку", и "сосед идет против соседа". Звучит знакомо, не правда ли? Фильм обещает быть "жестоким и пугающе актуальным портретом Америки эпохи пандемии", где "личное и политическое переплетены в токсичном коктейле из теорий заговора, протестов за социальную справедливость и спорного введения локдаунов".
Идея, конечно, амбициозная. Астер пытается осмыслить недавнее прошлое, но делает это в своей фирменной, слегка абсурдной манере. Это не просто драма, это черная комедия и темная сатира, которая, по словам критиков, "последовательно высмеивает и "прогрессивных либералов", и "ретроградных консерваторов". То есть, достается всем. И это хорошо, потому что в наше время, когда все так серьезно, иногда хочется просто посмеяться над собственной глупостью. Однако, как отмечают некоторые, сюжет может показаться "странноватым" и "распадающимся на отдельные сюжеты", оставляя ощущение "бардачности, непродуманности". Складывается впечатление, что Астер накидал много идей, но не все из них довел до логического конца. Или, может быть, это и есть его задумка?
Актеры и персонажи: Звезды на распутье
Хоакин Феникс и Педро Паскаль – это, безусловно, мощный дуэт. Феникс в роли шерифа, Паскаль в роли мэра. И тут, казалось бы, должно быть что-то невероятное. Но, как это часто бывает у Астера, персонажи – это не совсем то, что вы ожидаете. Они не герои, не злодеи, а скорее функции, которые позволяют режиссеру исследовать свои идеи. Феникс, как всегда, на высоте, его взгляд полон тревоги и безумия, что очень подходит для фильма Астера. Паскаль тоже старается, но его персонаж, кажется, теряется на фоне общей неразберихи.
Критики отмечают, что актерский состав звездный, но при этом у фильма есть проблемы с "когерентностью" и "тематической реализацией". То есть, актеры играют хорошо, но сам фильм не всегда понимает, что он хочет сказать. Возможно, конечно, что это проблема. С другой стороны, зрители в восторге от того, как актеры воплощают "гнев, страх и паранойю" своих персонажей. Так что, возможно, дело не в актерах, а в том, как мы воспринимаем их игру в контексте этого "увлекательного беспорядка".
Визуальный ряд и атмосфера: Астер в своем репертуаре
Если вы смотрели предыдущие фильмы Ари Астера, то вы знаете, чего ожидать: напряженная, гнетущая атмосфера, странные, порой сюрреалистические образы, и ощущение постоянного дискомфорта. "Эддингтон" - не исключение. Фильм завораживает своей невидимой страстью и как огромный знак вопроса: "что дальше?". Астер умело создает мир, где реальность смешивается с абсурдом, а обыденность превращается в кошмар. Визуально фильм, вероятно, будет таким же стильным и тревожным, как и его предыдущие работы.
Однако, как и в случае с сюжетом, здесь тоже есть свои подводные камни. Некоторые критики считают, что Астер "наполнил "Эддингтон" слишком многими из своих худших импульсов", что приводит к тональному смещению и ощущению, что фильм не может решить, что именно сатиризировать. Это может быть как достоинством, так и недостатком, в зависимости от того, насколько вы готовы принять правила игры Астера. Лично мне нравится, когда режиссер не боится экспериментировать, но иногда это приводит к тому, что зритель остается в недоумении. Вообще, недоумение - это одна из моих любимых реакций на просмотр фильма.
Вердикт
"Эддингтон" – это фильм-провокация. Это не то кино, которое вы будете смотреть, чтобы расслабиться после тяжелого дня. Это скорее интеллектуальный вызов, который заставит вас думать, спорить и, возможно, даже злиться. Ари Астер в очередной раз доказал, что он умеет снимать кино, которое никого не оставляет равнодушным. Да, у фильма есть свои недостатки: он может показаться затянутым, не всегда логичным и порой слишком уж "астеровским". Но в то же время, это отличная темная сатира, которая высвечивает социальные проблемы и заставляет задуматься о том, что происходит в мире.
Если вы готовы к тому, что вас будут выводить из зоны комфорта, если вы любите фильмы, которые вызывают дискуссии, и если вы цените смелость режиссера, то "Эддингтон" – это ваш выбор. Это не лучший фильм года для всех, но для кого-то он может стать именно таким. И это, пожалуй, самое главное...
Рейтинг «НЕКНИЖНОГО ШКАФА»:
7 из 10 (за смелость, актуальность, актерскую игру и фирменный стиль Астера.