Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Солдат и царица. Олег Даль и Екатерина Васильева

И ещё четыре знаменитости в одном маленьком фильме начинающего режиссёра, который долго считался, скажем так, неоднозначным. Всё потому, что

поставлена картина в довольно необычной, эксцентричной манере, а в основе лежит переизложенная писателем Андреем Платоновым народная сказка. Андрей Платонов многие годы считался автором сомнительным, произведения его признавались нежелательными, а уж снимать по ним кино было и вовсе безрассудством

(хотя на подобное в 1964 году решился другой молодой режиссёр Резо Эсадзе). Но Виктор Титов, выпускник режиссёрского факультета ВГИКа, рискнул взять произведение Платонова. Коллеги работу оценили, но вот дальше стен ВГИКа она долго не выходила, да и имя Платонова по цензурным соображениям из титров сняли. Но сегодня дипломная короткометражка Виктора Титова под названием «Солдат и царица» (1968) доступна, её легко можно найти в интернете.

Кадр из фильма «Солдат и царица»
Кадр из фильма «Солдат и царица»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!

Сюжет «Солдата и царицы» прост и понятен: царица, от безделья занимающаяся разными глупостями, однажды видит солдата, который слишком уж улыбчив. Такое поведение её раздражает, поэтому она велит солдата бить палками. Солдат же узнаёт, что есть некий сапожник Иван, которого палками по приказу царицы уже давно бьют, но всё никак не добьют, и отправляется к Ивану за секретом выживания. А там видит, что

жена Ивана выглядит точь-в-точь как царица. Ночью солдат меняет спящих женщин, так что царица оказывается в доме сапожника, а жена Ивана просыпается во дворце, и у придворных и простого люда начинается совсем другая жизнь.
Кадр из фильма. Игорь Ясулович в роли сапожника
Кадр из фильма. Игорь Ясулович в роли сапожника

От себя добавлю, что сюжет ничуть не устарел, его и сегодня в кино эксплуатируют на все лады.

Кадр из фильма. Олег Даль
Кадр из фильма. Олег Даль

Главные роли в дипломной короткометражке сыграли Олег Даль и Екатерина Васильева. Оба были уже знакомы зрителям, поскольку имели в активе уже по несколько работ, правда, имя Олега Даля звучало тогда куда громче, ведь он уже сыграл поистине звёздные роли в «Моём младшем брате» (1962), и в «Жене, Женечке и “катюше”» (1967), и в «Хронике пикирующего бомбардировщика» (1968). Но интересно, что с «Солдата и царицы» в карьере Олега Даля началась «сказочная эпоха»: почти параллельно он снимался в «Старой, старой сказке» (1970), а потом сыграл ещё несколько сказочных ролей.

Кадр из фильма. Екатерина Васильева в образе царицы
Кадр из фильма. Екатерина Васильева в образе царицы

А вот Екатерине Васильевой в короткометражке досталось сразу две роли: царицы-самодурки и жены сапожника, которая хоть и из простого сословия, но с характером. Оба образа актрисе удались, именно Екатерина Васильева стала, по общему мнению, доминантой в этой коротенькой ленте.

Кадр из фильма. Екатерина Васильева в образе жены сапожника
Кадр из фильма. Екатерина Васильева в образе жены сапожника

Однако и второй план привлекает внимание: здесь Валерий Носик в качестве слуги-шута,

Кадр из фильма. Валерий Носик и Екатерина Васильева
Кадр из фильма. Валерий Носик и Екатерина Васильева

Игорь Ясулович в роли сапожника, Игорь Кашинцев в роли придворного и в крошечном эпизоде будущая телезнаменитость Илья Олейников.

Кадр из фильма. Игорь Кашинцев
Кадр из фильма. Игорь Кашинцев

Для Ильи Олейникова, тогда — студента циркового училища, это был дебют на киноэкране. Дебют оказался более чем скромным — следующие 20 лет Олейникова в кино не приглашали, режиссёры вспомнили о нём лишь в конце восьмидесятых. И одним из таких режиссёров вновь оказался Виктор Титов, начавший в 1989 году съёмки комедии «Анекдоты», которая фактически и была сборником анекдотов.

Кадр из фильма. Илья Олейников
Кадр из фильма. Илья Олейников
Во время съёмок Илья Олейников познакомился с другим актёром, тоже снимавшимся в картине, — Юрием Стояновым. Это знакомство переросло в многолетнюю крепкую дружбу и многолетнее сотрудничество, а заодно подарило телезрителям передачу «Городок».

Ну а что касается «Солдата и царицы», то для всех актёров, в ней участвовавших, короткометражка оказалась рядовой работой, долгие годы мало кому известной. А вот Виктору Титову она открыла путь в кино, который, впрочем, не был усыпан розами. Но режиссёр умел работать и ждать, так что в итоге мы получили его замечательные фильмы «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), «Отпуск за свой счёт» (1982), многосерийные телефильмы-экранизации «Открытая книга» (1980) и «Жизнь Клима Самгина» (1988) и ещё ряд других отличных картин.

А какой образ Екатерины Васильевой пришёлся по душе вам — царский или простонародный?