Найти в Дзене

Esotericism Versus Рsychologia. Что эффективнее?

По официальной версии, я пришел в психологию через многолетнюю преподавательскую и тренерскую практику, а по альтернативной — через глубокий и длительный интерес к эзотерическому знанию. На самом деле, как и во всем, истина где то посередине. Не буду перечислять имена авторов и названия их трудов посвященных "тайному знанию", которые я изучил за последние 30+ лет, сам этот факт позволяет мне считать себя Причастным и дает право в значительной мере авторитетно порассуждать на эту, столь интригующую и загадочную тему. Начну с терминологии. Тайное знание имеет 3 ступени, первая из которых — это магия. На начальном уровне она представляет собой манипуляции с предметами и средами посредством ритуалов и заклинаний, и только перейдя на следующую ступень — оккультизм, маг может развить своё ремесло до уровня науки и искусства. По аналогии с обыденными понятиями, чтобы стать магом достаточно окончить школу, оккультный маг — это уровень от выпускника ВУЗа до кандидата наук, а выше (от доктора наук до академика), это уже Посвященные в «тайное знание» — эзотерику. Для полноты картины посмотрим, какие определения этих трех ступеней дает Википедия:

*«Магия (лат. magia) — действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов».

*«Оккультизм (от лат. occultus — скрытый, тайный) — общее название оккультных наук и искусств (оккультная философия, алхимия, астрология, магия, и другие), касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе. Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблён в XVI веке Агриппой Неттесгеймским».

*«Эзотеризм (от др.-греч. — «внутренний») — совокупность знаний и сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, а также особых способов восприятия реальности, которые имеют тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне субъективными, поэтому не существует единого эзотерического учения. Ещё Пифагор, Платон и Аристотель словом «эзотерический» называли тайное учение, передаваемое только некоторым ученикам (эзотерикам). В ходе истории эзотеризм принимал различные формы практической интерпретации тайного учения; ныне в его состав традиционно включаются: магия, алхимия, астрология, гностицизм, каббала, теософия, суфизм, йога, ваджраяна (буддийский тантризм), масонство...»

Действительно, эзотерика — старейшая, и самая объемная (из рассматриваемых) совокупность знаний, построенная на «психодуховных практиках» и «особых способов восприятия реальности», а значит определенные параллели с психологией обязательно найдутся, несмотря на то, что последняя является наукой очень молодой — годом рождения психологии считается 1879. В этот год физиолог Вильгельм Вундт открыл первую в мире психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия), где проводили исследования феноменов сознания. Пролог, похоже, затянулся, и пора перейти к сути вопроса, который был анонсирован в заголовке — попробуем разобраться в общности и различиях концептуальных подходов к бытию и сознанию в этих двух разных учениях — психологии и эзотерике.

С точки зрения практической психологии, влиять на события своей жизни можно посредством пересмотра собственного отношения к таковым. Во-первых, если понизить уровень значимости того или иного «напряга», то его влияние на нас уменьшится пропорционально тому, как далеко мы его задвинем. Во-вторых, можно посмотреть на беспокоящие нас невзгоды под другим углом — как на события, формирующие полезный опыт, и тогда они будут восприниматься не столь тягостно. Информация об окружающем мире, которую получает мозг человека не объективна — сознание обрабатывает отражение этого мира, образ, сформированный восприятием под влиянием жизненного опыта. И когда предыдущий опыт не согласуется с восприятием текущий ситуации — возникает когнитивный диссонанс, т.е. состояние психического дискомфорта. Не секрет, что два разных человека, попав в одну и ту же ситуацию будут реагировать на нее по-разному, субъективно, именно потому, что восприятие этой ситуации у каждого будет индивидуальным. Мы живем в обществе, которое накладывает жесткие требования на поведение своих членов, и не в последнюю очередь по исполнению принятых норм морали. Но и здесь все индивидуально — под влиянием общественных рамок, у человека формируется нравственность — персональная система ценностей — индивидуальное отражение моральных норм (приемлемо ли выбросить фантик на газон, если никто не увидит). Мир таков, каким мы его видим, он зависит от нашей точки зрения, поменяв которую мы окажемся в другом (лучшем или худшем) мире, а значит все в наших руках — мы, как творцы, можем менять условия своего существования здесь буквально по щелчку пальцев... если только захотим. Кто-то вспомнит про эгоцентризм, а я о том, что «меняя» мир мы меняемся сами, меняем точки зрения, не западаем в детстве, а растем, совершенствуемся, стремимся к самореализации (например, по Маслоу). И кто меняется первым — мы или мир — не суть, это как извечный спор про курицу и яйцо. Так в теории, а что на практике, т.е. в жизни? И я не просто так вспомнил про эгоцентризм — ребенок не отягощен багажом жизненного опыта, по этому искренне считает, что может изменить внешнюю среду, которая меняясь, меняет и его (или наоборот), а с возрастом, наши намерения все сильнее тормозятся о накопленный опыт, и мы все чаще впадаем в уныние от осознания невозможности внести в бытие желаемые изменения. С точки зрения психологии, потребность в изменениях (мира) у взрослого человека есть, а мотива, как побудительной к действию функции — нет. Потому что «такова жизнь» — Сомнения гложут. И тут появляется Вера — если сам не в состоянии, то нужно кого-то попросить, вдруг Он услышит и поможет. Неспешно, годами мы формируем себе паттерн поведения: «нет смысла пробовать — проще продолжать просить». Вот так, через понятие Веры, мы плавно переходим к «тайному знанию».

Эзотерический концепт мироздания состоит в том, что Избранные, которым открылось «тайное знание» буквально обладают неограниченным могуществом — мановением руки они могут складывают звезды, чего уж говорить про управление судьбами других людей. А в чем разница с психологией? Там тоже можно менять мир по щелчку пальцев (стоит только захотеть). Отличие только в Вере. Психология говорит, что ты можешь все, причем сам и сразу, но мозг формирует Сомнения (на основе отрицательного опыта), мотив не рождает действие, и желаемое так и остается несбыточной мечтой. Такова особенность человеческой психики — для выживания вида, эволюция сформировала в нашем сознании доминанту отрицательного опыта над положительным. А раз так, то чтобы начать действовать, человеку нужно возложить ответственность за успех на что-то инородное, сверхъестественное, на то, что без тени Сомнений справится с этим «безнадежным» делом. Сомнения, исчезая, трансформируют Веру в Убеждение. Ритуал посвящения в Избранные, как и прочие подобные действа уничтожает Сомнения (в успехе начинания), человек получает уверенность в позитивной реализации задуманного, и начинает целенаправленно действовать. А дальше чистая психология — действие приводит к изменению восприятия, а значит меняется и окружающий мир.

Так в чем же разница? Не в том ли, что психология, декларируя возможности, помогает человеку преодолеть Сомнения в собственной несостоятельности путем научных подходов и методов, а эзотерика снимает Сомнения приоткрывая мистическую завесу вокруг «тайного знания», Нам же, остается лишь действовать, уверенно двигаясь к намеченной цели, предварительно прогнав Сомнения успешным прохождением любой из этих инициаций.

Вряд ли эзотеризм когда-нибудь получит научное обоснование, а вот психология, несмотря на юный возраст, уже признана полноценной наукой. Как указано в Википедии «Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологии, трансперсональной психологии, психосинтеза, в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями». А может быть психология — это не что иное, как осовремененная эзотерика?

Можно принять эту точку зрения, или иметь альтернативную, но сути она не меняет — мы можем пользоваться древними как мир инструментами подстройки собственной судьбы, а можем их игнорировать. Человек, по крайней мере физиологически, не претерпел существенных изменений за последние тысячи лет, все это время он пытался понять собственный феномен, и лишь в последнее время дорос до возможности научного, т. е. доказательного подхода к его изучению. С одной стороны, законы мироздания существуют и работают независимо от наших знаний о них, а с другой, аккумулируя опыт поколений, можно научиться эффективно взаимодействовать с ними. И эзотерика и психология работают с одними и теми же феноменами, но первая акцентируется на их практическом использовании, а вторая изучает их суть, это два разных подхода к одному и тому же явлению — обретению гармонии во взаимодействии человека с окружающим миром.

Ах, да, про эффективность... Выбор парадигмы зависит исключительно от индивидуальных когнитивных особенностей. Тому, кто имеет аналитический склад мышления и предпочитает научный подход к толкованию сути явлений, несомненно, больше подойдет Психология в качестве идеологической базы для изменений (собственного восприятия действительности). А для того, кто не утратил веры в чудеса, предпочтительнее вооружиться «тайным Знанием» для трансформации (окружающего мира). Таким образом, выбор подхода — не более чем вопрос персональных убеждений, ну а результат в обоих случаях будет зависеть от готовности действовать.