Найти в Дзене
Виктор Павлов

Листая старые журналы и газеты. "Космический" октябрь 1968 года.

Октябрь - вообще месяц "космический", ведь именно в этом месяце 4 октября 1957 года началась космическая эра человечества. Но сейчас автор хочет рассказать своим читателям о событиях октября 1968 года, непосредственно связанными с космонавтикой и нашедшими свое отражение в советских газетах и журналах (с небольшим добавлением иностранных). Октябрь 1968 года отметился сразу несколькими знаменательными событиями, непосредственно связанными с космосом, и главные из них - это конечно испытания новых американских и советских космических кораблей. Однако предварить рассказ об этом я хотел рассказом о юбилее человека, внесшего значительный вклад в развитие советской космонавтике. В октябре 1968 года исполнилось 60 лет со дня рождения помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, генерал-полковника авиации Николая Петровича Каманина (сам Каманин правда утверждал, что он переправил для скорейшего поступления в летное училище цифру "9" на "8", приписав себе один год). Однако документ есть докумен
Коллаж автора из иллюстраций журналов "Paris Match", "LIFE" и "Огонек".
Коллаж автора из иллюстраций журналов "Paris Match", "LIFE" и "Огонек".

Октябрь - вообще месяц "космический", ведь именно в этом месяце 4 октября 1957 года началась космическая эра человечества. Но сейчас автор хочет рассказать своим читателям о событиях октября 1968 года, непосредственно связанными с космонавтикой и нашедшими свое отражение в советских газетах и журналах (с небольшим добавлением иностранных).

Октябрь 1968 года отметился сразу несколькими знаменательными событиями, непосредственно связанными с космосом, и главные из них - это конечно испытания новых американских и советских космических кораблей. Однако предварить рассказ об этом я хотел рассказом о юбилее человека, внесшего значительный вклад в развитие советской космонавтике. В октябре 1968 года исполнилось 60 лет со дня рождения помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, генерал-полковника авиации Николая Петровича Каманина (сам Каманин правда утверждал, что он переправил для скорейшего поступления в летное училище цифру "9" на "8", приписав себе один год). Однако документ есть документ, и юбилей Каманина отмечали именно в 1968 году. По этому поводу в журнале "Огонек" вышла заметка космонавта Павла Поповича в которой он поздравил своего наставника и руководителя с этой знаменательной датой.

Хотя основная деятельность генерала Каманина была связана с подготовкой космонавтов, этот человек внес большой вклад в развитие всей советской космонавтики, так как обладая незаурядным умом и знаниями, ему достаточно часто удавалось влиять на решения главных конструкторов и практически всегда это влияние приносило положительные плоды. Его оценки состояния советской и американской космонавтики свидетельствуют о недюжинных аналитических способностях этого замечательного человека. А его дневники, подготовленные к печати его сыном Львом Каманиным уже после смерти Николая Петровича, и опубликованные под названием "Скрытый космос", до сих пор являются настольной книгой для автора этого канала.

А теперь можно перейти и непосредственно к космическим событиям. Общий список космических аппаратов, запущенных в октябре 1968 года можно посмотреть в таблице:

Материал из Википедии.
Материал из Википедии.

Как видно, кроме пилотируемых запусков в том месяце было ещё 14 беспилотных (включая беспилотный космический корабль "Союз-2"). Большинство запущенных спутников имело военное назначение. Это советские спутники-фоторазведчики "Зенит" (со спускаемым аппаратом), спутник радио-технической разведки "Целина", спутник для калибровки радаров типа ДС-П1-Ю, спутник-макет ядерной боеголовки типа ОГЧ. Все они в открытой печати (а тогда о запуске очередного спутника всегда появлялась заметка в одной из центральных газет) носили одинаковое название "Космос" с очередным порядковым номером. Кроме того в октябре 1968 года был запущен очередной спутник связи типа "Молния-1".

Американцы тоже запускали в основном спутники военного назначения типа SAMOS (радиоэлектронная разведка), типа "Corona" (фото разведка), типа DAPP (оборонная метеорологическая программа). Из спутников гражданского назначения был запущен европейский научный спутник ESRO-1A.

Но главное, чем стал знаменателен октябрь 1968 года - это пилотируемые испытания двух космических кораблей нового типа: американского "Аполлона" и советского "Союза". Оба этих корабля были запущены после катастроф, случившихся в 1967 году и повлекших за собой гибель трех американских астронавтов и одного советского космонавта. После этого была проведена тщательная "работа над ошибками", позволившая в 1968 году произвести пилотируемые испытания обоих кораблей.

Американский космический корабль "Аполлон-7" был запущен первым. Его полет проходил с 11 по 22 октября 1968 года. Подробно об этом полете можно прочитать здесь:

Мы же рассмотрим, как освещался этот полет в советской прессе. А освещался он достаточно подробно. В газете "Известия" печатались регулярные сообщения о ходе полета корабля, публиковались фотографии астронавтов.

Ещё во время полета корабля в газете "Комсомольская правда" вышла большая статья научного обозревателя газеты Ярослава Голованова под названием "Экзамен "Аполлона", где советский журналист подробно рассказал об экипаже корабля (особенно о командире, ветеране космоса Уолтере Ширра), об интерьере отсека для астронавтов, возможности принимать горячую пищу, принадлежностях для умывания - обо всем, что выгодно отличало новый космический корабль от его очень тесных предшественников.

Из газеты "Комсомольская правда" от 18 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из газеты "Комсомольская правда" от 18 октября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Советские журналы слабо откликнулись на этот полет (вероятно повлияло то, что сразу после посадки американского корабля состоялся старт советского). Автору удалось найти только небольшую заметку в журнале "Авиация и космонавтика" №11 за 1968 год (в гораздо большей степени в этом номере освещался полет космического корабля "Союз-3"), где в нескольких абзацах рассказывалось об этом полете и подчеркивалось, что это первый полет из серии, в будущем предусматривающей высадку американских астронавтов на Луну.

Из журнала "Авиация и космонавтика" №11 за 1968 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "Авиация и космонавтика" №11 за 1968 год. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

А всего через два дня после приводнения "Аполлона-7" в космос был запущен беспилотный космический корабль "Союз-2" (7К-ОК №11), а ещё на следующий день - пилотируемый корабль "Союз-3" (7К-ОК №10) с космонавтом Георгием Береговым. Этот космический полет нашел самое широкое освещение в советской печати.

Подробно об этом полете можно прочитать здесь:

Естественно все советские издания обошли молчанием главную неудачу этого полета - срыв стыковки пилотируемого корабля "Союз-3" (активный корабль) с беспилотным кораблем "Союз-2" (пассивный корабль). Хотя до этого полета были проведены две успешные автоматические стыковки беспилотных кораблей "Союз" (известные под названиями "Космос-186" - "Космос-188" и "Космос-212" - "Космос-213"), в этом полете было решено использовать ручное управление на завершающем этапе стыковки, во время которого неправильные действия Берегового повлекли за собой перерасход топлива и, как результат, отмену стыковки (хороший подарок генералу Каманину на юбилей от бывшего однополчанина, которого он весьма активно продвигал по служебной лестнице). В советской прессе написали только о двукратном сближении кораблей с целью отработки дальнейших действий по стыковке. Причем полностью умалчивалось о том, что эти операции готовились для советской лунной программы (которая отрицалась во всех публикациях для зарубежных и внутренних информагенств и о существовании которой советские люди узнали только через 20 лет). В советской прессе эти операции назывались этапом для создания орбитальных космических станций, что, как не удивительно, в итоге оказалось чистой правдой. Об этом рассказывает большая статья в газете "Известия" с характерным названием "На пути к орбитальным станциям", вышедшая уже после завершения этого полета, где помимо рассказа (с купюрами) о прошедшем полете было подробно рассказано об устройстве корабля "Союз" и, по-моему, впервые показан его внешний вид, что явилось большим шагом вперед по сравнению с утаиванием информации о внешнем виде космического корабля "Восход" (как он выглядел советские люди узнали только к 1980 году из картин Алексея Леонова). Кстати, на рисунке корабль "Союз-3" изображен с активным стыковочным узлом, что опровергает слова о том, что стыковка предусмотрена не была.

Но все-таки в этом полете был и успех - корабль благополучно вернулся на Землю, что в тот период времени случалось далеко не каждый раз (если считать не только пилотируемый полет "Союза-1", но и беспилотный полет корабля "Космос-188", а также более ранние беспилотные испытательные полеты).

Из газеты "Пионерская правда" от 1 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из газеты "Пионерская правда" от 1 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

В таком же ключе писали и журналы. Один из номеров журнала "Огонек" как всегда дал иллюстрированную историю жизненного пути космонавта (это был первый советский космонавт, ставший Героем Советского Союза ещё до полета, в 1944 году за боевые заслуги), эпизоды его подготовки к полету и самого полета.

В следующем номере этого журнала был представлен фото-репортаж о торжественной встрече космонавта в Москве 1 ноября 1968 года.

Научно-популярные и технические журналы дали на своих страницах более подробную информацию о полете, в том числе и параметры орбит обоих кораблей до и после сближения. Кроме того было указано, что Береговой во время полета провел несколько телевизионных сеансов с демонстрацией работы космонавта, устройства спускаемого аппарата корабля и орбитального отсека (аналогично с телесеансами астронавтов на корабле "Аполлон-7").

Журнал "Природа", рассказывая о полете корабля "Союз-3" ограничился перепечаткой статьи из газеты "Правда" от 31 октября 1968 года.

Зато журнал "Знание-сила" опубликовал заметку заслуженного летчика-испытателя, автора нескольких книг об авиации и одного из руководителей подготовки советских космонавтов - Марка Галлая, который назвал Георгия Берегового "испытателем космического корабля" (Береговой действительно до поступления в отряд космонавтов служил летчиком-испытателем в ВВС).

Хотя эта статья посвящена обзору космических событий в основном советской прессой, однако для полноты картины все-таки стоит привести некоторые выдержки из зарубежной прессы относительно нашей космической программы.

Из газеты "New York Times" от 6 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из газеты "New York Times" от 6 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Так в статье из газеты "New York Times" от 6 ноября 1968 года говорится:

Генерал-майор Георгий Береговой, советский космонавт, сказал сегодня,
что корабль "Союз-3", на котором он в течение прошлого дня совершал
полеты вокруг Земли в течение четырех дней, не мог совершить полет на
Луну. (...) На той же пресс-конференции президент Академии наук Мстислав
В. Келдыш дал понять, что русские не планируют в ближайшее время
пилотируемый полет на Луну. На вопрос, планирует ли Советский Союз
отправлять животных на Луну раньше людей, он ответил, что до принятия решения будут проведены дальнейшие исследования с помощью беспилотного летательного аппарата. Другой советский космический ученый Константин П. Феоктистов сообщил, что "Союз-3" может использоваться для полетов продолжительностью до 30 дней и может выполнять маневры на высоте до 800 миль [1300 км]. Но все трое неоднократно подчеркивали, что "Союз-3" является орбитальным космическим кораблем и не может использоваться для полетов на Луну. Генерал Береговой сказал, что "Союз-3" и беспилотный "Союз-2", с помощью которого он выполнил сложные маневры во время полета были оснащены устройствами для автоматической стыковки. На вопрос, почему его корабль не состыковался с "Союзом-2", он ответил: "Этого не
было в программе". Генерал Береговой, (...) сказал, что корабль объёмом
11,7 кубических ярдов [8,9 кубических метров], был рассчитан на то,
чтобы вместить более одного человека - "два, три или что-то подобное", -
но не дал точных цифр." - Стыковка корабля "Союз-3" с кораблем "Союз-2" действительно была "в программе", но не удалась, как было признано позже.

Этой публикации вторит и журнал "Time" №19 от 8 ноября 1968 года со статьей "Сдержанность Союза-3":

Из журнала "Time" №19 от 8 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "Time" №19 от 8 ноября 1968 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Так как российский космонавт-новичок полковник Георгий Береговой на
прошлой неделе пилотировал свой космический корабль с помощью ряда,
казалось бы, рутинных маневров, нервные американские космические
чиновники начали расслабляться. Полет корабля "Союз-3" не показал, что
Советы продвинулись в гонке к Луне. Действительно, росло подозрение, что
"Союз" даже не достиг своих собственных ограниченных целей. (...)
Западные эксперты не могли объяснить, почему два корабля, по-видимому,
не приближались ближе чем на 650 футов [200 м]. Союз (что по-русски
означает "союз, объединение"), казалось, был предназначен для стыковки, и
в статье "Правды" в начале недели отмечалось, что целью миссии было
"усовершенствовать методы стыковки на орбите". Тем не менее, без
каких-либо дальнейших попыток стыковать эти два корабля, "Союз-2" был
возвращен на Землю и благополучно приземлился. Береговой остался один в
космосе. (...) Береговой также провёл телекамеру внутри кабины «Союз»,
подтверждая, таким образом, сообщения, что она была достаточно
вместительной, чтобы вместить еще как минимум несколько космонавтов.
(...) К середине недели русские объявили, что "Союз-3" "завершил полный
объем своих научных, инженерных и медицинских экспериментов". (...)
Удовлетворенные тем, что русские не сделали большого скачка вперед в
пилотируемом полете, американские космонавты выдвинули свои собственные планы по нападению на Луну. (...) Представители НАСА пообещали, что до середины ноября они примут решение, стоит ли отправить Аполлона-8 вокруг Луны в декабре.

То есть можно уверенно констатировать, что несмотря на все усилия советской пропаганды, наши соперники по лунной гонке все отлично поняли и сделали соответствующие выводы.

На этой "ложке дегтя в бочке меда" советской космической программы автор и хочет завершить эту статью. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.

СССР
2461 интересуется