Найти в Дзене

Государство Русь в IX — начале X века

Рождение Руси: От племён к государству (IX–X века)

Представьте, 862 год: славянские племена — словене, кривичи, меря и весь — уставшие от бесконечных междоусобиц, собираются на вече в Новгороде. "Земля наша велика и обильна, а порядка нет!" — кричат они. И вот, по легенде из "Повести временных лет", они приглашают варяжских князей — викингов из Скандинавии — навести порядок. Прибывает Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Рюрик становится князем Новгорода, раздаёт города своим "мужам": Полоцк кривичам, Ростов мере, Белоозеро веси. Но это не просто сказка — норманнская теория видит в Рюрике реального викинга Рёрека, брата датского короля Харальда Клака, чьи подвиги описаны в франкских анналах. После смерти братьев Рюрик объединяет северные земли, закладывая основу династии. На самом деле, кто такой Рюрик не известно. Есть отсылки к Гостомыслу (то ли сын его то ли дружинник), о нем легенды ниже.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Гостомысл: Пророк объединения

В туманных легендах Новгорода живёт фигура, которая может быть ключом к рождению Руси — Гостомысл, старейшина ильменских словен. Его имя, звучащее как эхо далёких славянских преданий, окутано тайнами: неизвестно в восточнославянских языках, оно перекликается с ободритскими князьями вроде Гостимысла (упомянутого в франкских анналах 844 года как Gestimus или Gotzomiusli). Возможно, это имя пришло из западнославянских земель, где "гость" в сложных именах звучит как "Гости-" или "Гость-", и попало в новгородские летописи через нижненемецкий фильтр в XV веке, заменив более древнее славянское имя.

Согласно Иоакимовской летописи (в пересказе Татищева, подлинность которой спорна), Гостомысл был мудрым Новгородским вождём, чьи сыновья погибли в войнах, а дочери выданы замуж за соседних князей. В отчаянии он обратился к богам: взошёл на холмы, принёс жертвы и спросил волхвов о наследниках. Они предсказали, что наследие придёт "от ложесн его". Не веря, он повторил обряд, но печаль не уходила. И вот однажды днём ему приснился сон: из чрева средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывающее весь Великий Новгород. Плоды его насыщали людей всей земли. Волхвы истолковали сон: наследники придут от сыновей Умилы, и княжение её рода угобзит землю. Радость охватила народ — ведь старшая дочь была "негожа" для этого.

На склоне лет Гостомысл собрал старейшин славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей. Он поведал им сон и отправил послов в варяги просить князя. После его смерти пришли Рюрик с братьями Синеусом и Трувором — и династия Рюриковичей началась. Этот рассказ, полный мифологических мотивов, перекликается с древними сюжетами: вещий сон о дереве, вырастающем из чрева женщины, как у Геродота (сон Астиага о деде Кира) или в бретонских сказках о Мерлине, где дерево символизирует власть и плодородие. У восточных славян такой мотив редок, но он добавляет глубины легенде о Гостомысле — не просто исторической фигуре, а архетипе пророка, соединяющем племена.

Упоминания Гостомысла появляются в летописях с XV века: в Новгородской первой летописи (списки 1440–1450 гг.) он — "пръвыи посадник", а в Новгородской Карамзинской (конец XV — начало XVI в.) — старейшина, посадивший новгородцев у озера Ильмень. Была ли это реальная личность или миф, созданный позже? Исследователи спорят: одни видят в нём отголосок ободритских преданий, другие — новгородскую выдумку. Но его роль в призвании варягов делает его символом перехода от хаоса к порядку.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А на юге? Аскольд и Дир, отделившись от Рюрика, захватывают Киев, контролируя южную часть великого пути "из варяг в греки". В 882 году всё меняется: после смерти Рюрика власть в Новгороде берёт Олег — хитрый воин, прозванный "Вещим". Он идёт походом на Киев, убивает Аскольда и Дира и объединяет север и юг в единое государство. Киев становится столицей, а князь — "великим". Русь рождается!

Власть держится на совете князей и дружинников. Старшая дружина — бояре и "мужи" — собирают дань, младшая — гриди и отроки — охраняют. Осенью князь отправляется в "полюдье": объезжает земли, собирает дань (без строгих норм — сколько дадут!), вершит суд. Зимой — сбор, летом — походы на соседей или непокорные племена. Постепенно дружинники становятся землевладельцами, заводят хозяйства, эксплуатируя крестьян. Они крепнут, и вскоре могут бросить вызов самому князю.

Какая версия вам ближе, кто же основатель Руси: Рюрик или Гостомысл?

Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.