Найти в Дзене

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия представляет собой вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Цель танцевальной терапии – осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, приобретение группового опыта. Танцевальная терапия помогает обрести человеку свободу и выразительность движения, развить подвижность, оказывает коррекционное воздействие, основанное на владении человеком собственным телом. С помощью танца люди достигают освобождения от повседневных проблем, устранения внутриличностных конфликтов, релаксации и личностной гармонии. Танец дает возможность переориентировать свое внимание с социума, внешнего мира, на себя, позволяет научиться слышать себя и свое тело. Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач: 1. Осознание собственного тела и возможностей его использования, что улучшает физическое и эмоциональное состояние человека. 2. Усиление чувст

Танцевально-двигательная терапия представляет собой вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.

Цель танцевальной терапии – осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, приобретение группового опыта. Танцевальная терапия помогает обрести человеку свободу и выразительность движения, развить подвижность, оказывает коррекционное воздействие, основанное на владении человеком собственным телом.

С помощью танца люди достигают освобождения от повседневных проблем, устранения внутриличностных конфликтов, релаксации и личностной гармонии. Танец дает возможность переориентировать свое внимание с социума, внешнего мира, на себя, позволяет научиться слышать себя и свое тело.

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:

1. Осознание собственного тела и возможностей его использования, что улучшает физическое и эмоциональное состояние человека.

2. Усиление чувства собственного достоинства. Танец позволяет сделать более позитивным образ собственного «Я».

3. Развитие социальных навыков посредством танцевальных движений, создание условий для творческого взаимодействия, преодоление барьеров, возникающих при речевом общении.

4. Установление связи эмоций с движениями. Экспрессивный танец позволяет освободить чувства, которые могут быть источником психического напряжения. Танцевальные движения обладают способностью снимать физическое напряжение.

Танец может выполнять следующие функции:

1. Психофизиологические, психологические и психотерпевтические функции. Во время танца происходит освобождение сдерживаемых, чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо, этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

2. Функция общения. Через танец происходит межличностное взаимодействие, формирование и развитие отношений между людьми.

3. Социально-психологическая функция. С помощью танца создается образ партнера и группы, запускаются процессы интерпретации и диагностики отношений.

4. Социокультурная функция. Через танец выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.

Рассматривая компоненты терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии, Джоан Смолвуд (юнгианский аналитик и танце-терапевт), выделяет следующие:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

=> 2 вида: танцевально-двигательная терапия и танцевальная импровизация

Благодаря спонтанному танцу, используемому в танцевально-двигательной терапии, происходит тотальное отпускание тела, увлеченность потоком энергии и движения, снимаются мышечные зажимы, достигается расслабление, релаксация, человек чувствует себя более свободным, раскрепощенным, освобождается от бесконечных запретов и ограничений, накладываемых на него современным обществом. Свободный танец позволяет ощутить невероятный душевный подъем и прилив сил ощущение счастья, гармонии с собой, человек учится проявлять себя более спонтанно, следовать своим желаниям, слышать свое тело.

Если рассматривать применение танцевально-двигательная терапии в спортивной деятельности, то её преимущества заключаются в следующем:

  • Эмоциональная разрядка и снятие стресса: ТДТ способствует снижению уровня тревожности и стресса, что особенно важно перед соревнованиями.
  • Улучшение моторики и координации: Различные виды движений помогают развивать баланс, ритм и точность движений.
  • Восстановление после травм: Мягкие, ритмичные движения способствуют ускорению процессов восстановления и укреплению мышц и связок.
  • Повышение мотивации и командного духа: Групповые занятия улучшают коммуникацию и взаимопонимание внутри команды.
  • Развитие самосознания: Спортсмены лучше осознают свои телесные ощущения и эмоциональные состояния.

При этом разные виды спорта требуют особого подхода к использованию ТДТ:

  1. Легкая атлетика: ТДТ помогает развивать ритмичность движений, улучшать технику бега и прыжков, а также способствует эмоциональной подготовке к соревнованиям.
  2. Футбол и командные виды: Тренировки через танец помогают развитию командного взаимодействия, улучшению координации и взаимопонимания между игроками.
  3. Гимнастика: ТДТ усиливает пластичность, грацию и выразительность движений, а также способствует эмоциональной разрядке.
  4. Теннис и бокс: Использование элементов ТДТ помогает контролировать стресс, развивать концентрацию и внутреннюю гармонию, что важно для точности и быстроты реакции.
  5. Плавание: Включение элементов танца и ритмичных движений способствует улучшению дыхания и расслаблению мышц.

В целом, танцевально-двигательная терапия — это мощный инструмент, который помогает спортсменам не только физически подготовиться, но и гармонизировать психоэмоциональное состояние, что в конечном итоге повышает их спортивные результаты и качество жизни.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Танец «5 ритмов»

ЦЕЛЬ: осознание себя, своего двигательного репертуара, анализ воздействия музыки на человека.

В данном танце происходит снятие мышечных зажимов, развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений.

Для проведения данного упражнения больше всего подходит специальная музыка из альбомов Г. Рот.

Суть упражнения в поочередном прослушивании пяти мелодий разного характера и совершение движений, под каждую из предложенных мелодий.

1 мелодия: флоуинг «Текучесть» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое. => отражает умение человека быть гибким, мягким, податливым, неторопливым, раскрывает женственность

2 мелодия: стаккато «Прерывистость» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения, сильные, четкие, энергичные. => соответствует мужскому стилю поведения

3 мелодия: «Хаос» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения, постоянно меняющиеся. => хаос, отражает реакцию человека на неожиданность, спонтанность, возможность внезапных изменений

4 мелодия: «Лиричность» – лирическая, плавная мелодия, тонкие. Изящные, легкие движения. Полет бабочки. => отражение легкости и воздушности, мечтательности, насколько человек может отдаться мечтам и фантазиям

5 мелодия: стилнесс «Покой, неподвижность» – спокойная. Тихая музыка. Постепенное замедление, наблюдение за первичными импульсами, пульсирующая статуя. => – медитативная, предполагает минимум движений, дает возможность прислушаться к себе, своим чувствам, эмоциям

2. В целях приобретения нового двигательного опыта, осознания участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов применяется упражнение «Актер и режиссер», проводится под ритмичную музыку. И первым заданием будет выполнение простых движений. Тренер предлагает разные варианты движений (ходьба, приседания, прыжки), участники их выполняют сначала стереотипно просто, затем, необычным способом. Далее, участники делятся на пары: актер и режиссер. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты. После выполнения упражнения происходит обсуждение нового двигательного опыта участников, выясняются пережитые чувства, эмоции, переживания, отношения к происходящему; выясняется на какие движения партнера, участники обратили внимание.

«Умение танцевать даёт тебе величайшую из свобод: выразить всего себя в полной мере таким, какой ты есть» (Мелисса Хейден).