Найти в Дзене
Свое Дело Плюс

Сертификаты «Шерсть России» могут дать шанс урюпинской козе

Об этом сообщает сайт Национальной системы аккредитации. Церемонии вручения первых сертификатов соответствия системы добровольной сертификации «Шерсть России» прошла в рамках Российской агропромышленной выставки «Золотая осень — 2025». Между тем, настоящие носители российской шерсти — козы из города Урюпинск, оказались на стопе в производстве шерсти.

В городе Урюпинск Волгоградской области, где традиционно разводят коз, они представлены даже в музее. Но в реальной жизни козам вместе с промыслом грозит исчезновение
В городе Урюпинск Волгоградской области, где традиционно разводят коз, они представлены даже в музее. Но в реальной жизни козам вместе с промыслом грозит исчезновение

В ходе церемонии подчеркивалось, что сертификат «Шерсть России» – это не просто документ. Это свидетельство лидерства, ответственности перед потребителем и верности традициям отечественной легкой промышленности. Сертификаты были вручены лучшим представителям отрасли.

Дмитрий Вольвач, глава Росаккредитации, отметил, что церемония является знаковой для шерстяной промышленности. Ведомство проводит добровольную сертификацию шерстяной продукции.

Оказывается, что «Шерсть России» — это проект. «Проект «Шерсть России» — это комплексная работа по развитию всего производственного цикла: от роста качества сырья до увеличения доли отечественной шерсти в готовых изделиях. Наша цель — не только стимулировать производителей к использованию российского сырья, но и выстроить такую систему качества, которая породит стабильный потребительский интерес и доверие к товарам с маркировкой «Шерсть России». Это прямой путь к укреплению суверенитета легкой промышленности и сокращению импортозависимости», — сказал руководитель Роскачества Максим Протасов.

Между тем весь мир знает ангорскую шерсть или ангору — это мягкая пушистая шерсть, получаемая из пуха ангорских кроликов. Есть также ангорская козья шерсть, называемая иначе мохер. Ангорская шерсть впервые появилась в регионе Малая Азия, который сейчас является Турцией. Порода коз, из которых получали эту шерсть, получила свое название в честь города Ангора (ныне Анкара).

Наилучшая ангорская шерсть производится во Франции, Италии и Японии, используется в трикотажном производстве (главным образом, свитера и детская одежда, а также носки) как самостоятельно, так и в смеси с другими видами шерсти для повышения прочности.

Есть еще шерсть «кашемир». Шерсть кашемир появилась в регионе Кашмир (на границе Индии и Пакистана), где местные ткачи ещё тысячи лет назад начали изготавливать из нее тонкие шали. Известность кашемиру принесли, конечно, англичане. Сегодня основными производителями кашемира являются Монголия и Китай, где разводят коз кашмирской породы.

А что же российская шерсть? В городе Урюпинск Волгоградской области веками разводят коз донской породы, которых выращивают для пуха. Но вот беда, синтепон, искуственный пух, и другие современные наполнители вытеснили с рынка изделия из козьего пуха, в частности, плотные серые шали, которые были популярны в России, особенно, на севере еще в 1980-90-ые годы и ранее. Ничего не было теплее этих шалей и спрос на козий пух был стабилен.

Сейчас спрос на изделия из козьего пуха сохранился только в виде оренбургского пухового платка, рассказывают в Урюпинске, или как еще называют платок — «паутинку». А урюпинский рынок пришел в упадок — пух местных коз не востребован, интерес к их содержанию падает, как пишут в чатах, козы голодают. Поддержки местному урюпинскому бизнесу, по отзывам местных предпринимателей, почти нет. «Урюпинской козе нужна помощь», — рассказывают они. Шерсть урюпинской козы по качеству ничем не уступает кашемиру или ангоре. Кроме того, здесь даже появился проект пухового кластера.

Свое влияние на производство изделий из шерсти урюпинских коз оказала и маркировка — немногие за нее взялись, по отзывам местных предпринимателей.

  • Поэтому если проект «Шерсть России» будет действительно развиваться, может быть, вспомнят и о козах из Урюпинска.

Как говорит Валентина Миронова, основатель группы компаний по производству женской одежды «Леди Шарм», для того, чтобы бренд развивался и получил известность и востребованность, прежде всего нужно перевести шерсть из промыслов в промышленный выпуск, построить фабрику. «А кто это сейчас будет делать, — спрашивает Валентина Миронова, — при такой стоимости всех затрат на открытие производства и содержание бизнеса. Кто возьмется за это?». Фабрика может обойтись в миллиарды рублей, а мгновенной отдачи не будет.

Как рассказывала ранее Валентина Миронова, тканей в России почти не производят, в основном, самые простые, пригодные для рабочей одежды — геотекстиль, хлопкосодержащие трикотажные полотна, ткани для специальной и некоторых видов форменной одежды. Есть несколько производителей трикотажных шерстяных тканей (фабрика «Трикотажный манжет», и другие, но работают они на импортном сырье).