Найти в Дзене

Как девочке учитель сменила имя

Я подобную историю рассказывала уже. Но она всегда актуальна. Девочка в Башкирии пошла в первый класс. Так мечтала о школе. Так готовилась. Хорошая добрая и старательная девочка. И у этой девочки было довольно труднопризносимое имя. Ну, не такое уж трудное. Необычное для многих из других регионов. Ничего заковыристого в виде цифр и диких сочетаний звуков. "Объект номер шестнадцать корень три из числа пи решетка звездочка четыреста миллионов". Нет. Просто непривычное. И вот эта девочка начала болеть. Хиреть. Слабеть и чахнуть. И в школу послушно шла, но заливаясь слезами и всхипывая. И на уроках ничего не могла запомнить, хотя умненькая была и сметливая. А тут просто отупение ума. И болезни одна за другой... Девочку лечили. А она все равно хирела. И потом мама узнала случайно. Учительница в первый же день сказала, что имя запомнить трудно. Странное какое-то имя. Давай, я тебя буду Светой называть. И всем будет хорошо и удобно. И девочка согласилась. Девочки семи лет редко протестую

Я подобную историю рассказывала уже. Но она всегда актуальна. Девочка в Башкирии пошла в первый класс. Так мечтала о школе. Так готовилась. Хорошая добрая и старательная девочка.

И у этой девочки было довольно труднопризносимое имя. Ну, не такое уж трудное. Необычное для многих из других регионов. Ничего заковыристого в виде цифр и диких сочетаний звуков. "Объект номер шестнадцать корень три из числа пи решетка звездочка четыреста миллионов". Нет. Просто непривычное.

И вот эта девочка начала болеть. Хиреть. Слабеть и чахнуть. И в школу послушно шла, но заливаясь слезами и всхипывая. И на уроках ничего не могла запомнить, хотя умненькая была и сметливая. А тут просто отупение ума. И болезни одна за другой...

Девочку лечили. А она все равно хирела. И потом мама узнала случайно. Учительница в первый же день сказала, что имя запомнить трудно. Странное какое-то имя. Давай, я тебя буду Светой называть. И всем будет хорошо и удобно.

И девочка согласилась. Девочки семи лет редко протестуют, так ведь? И отзывалась на чужое имя, вздрагивая. А потом утратила силы и здоровье. Пока мама не сходила к директору, обсудить случившееся.

И директор пришла в ужас. И поговорила с учительницей внятно и вежливо. Спросила, нравится ли ей имя Павсикакий? Очень красивое и старинное имя. Или Габдельмарсия, есть такое имя в Башкирии. И дети легко запомнят его.

Русские философы Павел Флоренский, Владимир Соловьев, Алексей Лосев, Василий Розанов и другие много писали про имя. Имя и делает нас человеком. Определяет нашу судьбу, так считал Флоренский. Определяет нашу личность, служит защитой, связью с родителями и Творцом, - так считал Лосев. И тот, кто именует нас на свое личное усмотрение, лишает нас свободы и воли. Создает принадлежность к себе, становится хозяином.

За исключением родителей и лиц, их заменяющих, при рождении и наречении ребенка. В религиозных обрядах имя дает священнослужитель.

Потом человек может изменить имя, данное родителями. Сам. Это полное его право. Но отзываться на имя, которое ему присвоили самовольно, опасно и вредно. Потом номер присвоят. А потом ты просто исчезнешь как личность. А может, и физически.

Никакой мистики нет в том, что случилось. Девочку подвергли давлению, насильственно принудили отзываться на чужое имя, обесценили и забыли имя, которым ее нарекли родители. И ей пришлось согласиться! Вынужденно. Насильно. Это разрушило ее волю, ее силы, способность к защите. Самоуважение. Каждая уступка делает нас слабее. Об этом тоже многие философы писали.

И тенденция обращаться к незнакомым взрослым людям просто по имени, а раньше - и на "ты", специально насаждалась в сетях. Которые сначала были не российскими. Чужими. И так приучали к терпению, унижению, к вульгаризации общения. Разрывали связи с устоями и обычаями Родины.

Замечу, что Башкирия - часть России. И много, много у нашей огромной и великой страны регионов, где есть свои имена, исконные. Они тоже - российские. И учительнице следовало приложить минимальное усилие. Запомнить имя ребенка. Но она привыкла пользоваться никами в соцсетях. И считать себя выше других.

И скажу вот что. Выше других считает себя не тот, кто представляется по имени-отчеству и просит называть себя на "вы". Нормальный человек немедленно учтёт просьбу и представится полным именем взаимно. И общение продолжится к взаимному удовольствию.

Выше других считает себя тот, кто оспаривает эту вежливую просьбу. И продолжает именовать другого так, как хочется. Назло. Потому что самомнение у такого человека огромно. И он завидует устойчивой самооценке и самоуважению того, кого пытается назвать по-своему.

Потому что его самого никто не называет уважительно. Скорее всего, этот человек рос в атмосфере грубости, неуважения. Они привычны. И он защитился таким способом: возомнил себя вправе именовать других. Да еще корить их за "спесь". Мания величия - обратная сторона комплекса неполноценности. И только человек с манией величия может придумывать имена незнакомым людям. Это ненормально.

Настаивайте на своем имени. Как настаиваете на своих правах. На том, что вы не раб и не прислуга самозваного хозяина. И менять вам имя или пол вы не позволите. И "тыкать" - тем более.

Вот об этом надо напоминать себе и другим. Много лет назад меня критковали за то, что я смею напоминать свое отчество. Но сейчас критики поубавилось. Я не Коко Шанель. Не престарелая танцовщица Лу-Лу, которая все пытается молодиться и сердится на отчество. Не «Анечка« для посторонних. Дико в пятьдесят шесть лет разрешать так себя именовать.

Я Анна Валентиновна. И знаю историю своей семьи до пра-прадедушек и пра-пра-бабушек. И знаю их отчества.

Русские Максимович, Денисович, Петрович, Николаевич, Иванович. Белорусское "Каэтанович". Я помню. И вы помните отчество. Особенно - сейчас. Когда нас хотят лишить роду-племени люди, у который действительно нет отчества.

Оно есть в развитых культурых обществах, где взаимное уважение было оплотом и мерилом цивилизованности народа и его единства. У нас были даже степени отчества. Короткое, как фамилия. «Иван Петров Инванов». И полное, «Петрович». Его давали за заслуги уважаемым людям.

И предки получили отчество не просто так. Заслужили. Отчества - в их дипломах, аттестатах, почетных грамотах, наградных листах, на памятниках… Вот и не давайте уничтожить отчество. И забыть свое родное имя. С этого и начинается исчезновение личности…

Анна Кирьянова