В магазине гранаты продавали какие-то неприглядные. Маленькие, с пятнами на кожуре, словно помятые. А гранат очень хотели купить, - но вот такие они. Так себе, как говорится. И один, скрепя сердце, взяла. Даже если он внутри плохой, не так обидно будет. Один маленький некрасивый гранат. Неказистый, плохонький…
А дома стала чистить и удивилась. Гранат был полон сладких сочных зерен, просто набит ими, как только столько зернышек уместилось в этом некрасивом плоде? И зерна все сыпались и сыпались; темно-красные, словно рубины и настоящие гранаты. Сыпались как драгоценные камни, наполняли тарелку.
Как жаль, что я не купила больше! Но магазин был на трассе, мы просто мимо проезжали. И теперь он далеко. Остался только этот изумительный сладкий и спелый гранат с множеством прекрасных зерен. Но кто мог знать, что под неприглядной кожурой таится такое сокровище?
Платон это знал. И писал про людей, которые похожи на некрасивые статуэтки, грубые и простые. Такие статуэтки были в древних храмах. Они служили вместилищем сокровищ; они были наполнены драгоценными камнями и великолепными золотыми украшениями. Но с виду и не скажешь. Совсем некрасивые. Даже отталкивающие. Если не знать, что внутри...
И одна женщина ехала в поезде трое суток. Мучительный и скучный путь, много разных неудобств, тоска зеленая, как говорится. В купе ехал еще полный мужчина, все пыхтел, залезая к себе на верхнюю полку. Скучное лицо, не за что взгляду зацепиться. Лысый. Молчаливый. Вежливый, правда. Воспитанный. Но скучный. Обычный. И некрасивый.
Другие пассажиры сменялись, а этот ехал до конечной станции. И женщина от скуки уже не знала, куда себя девать. Тогда интернета не было. Журналы и книжка были прочитаны давно. В мутном окне - однообразный пейзаж.
И женщина решала какие-то глупые ребусы и кроссворды, чтобы убить время. И думала о том, что вагон - это как ее жизнь. Людей много. А говорить не с кем. И человек вот рядом спит, на расстоянии вытянутой руки. Но совершенно чужой человек-то.
Наконец, закончились третьи сутки пути. Еще немного надо потерпеть. Через два часа приедем. Хотя дома женщину никто не ждал. И надо было скорее собираться на работу. Там много людей. Но все вот такие. Посторонние. И не с кем поговорить...
Сосед по купе что-то сказал: мол, скоро приедем! Женщина ответила. И сама не заметила, как начался разговор. Разговор на нужном, понятном, родном языке! Говорили жарко, обо всем сразу: о жизни, о смыслах, о море, о космосе, о детстве. О первых впечатлениях от земной жизни, о садике, об игрушках. И о физике. Мужчина оказался ученым-физиком. Говорили взахлеб о земном притяжении. И о безграничности Вселенной.
О добре и зле. О прошлом. Нет, не изливали друг другу душу. В этом не было нужды, - и так прекрасно понимали друг друга. И физик рассказал несколько историй об опасных экспедициях, в которых бывал в молодости. И рассказал мимоходом про своего кота, о котором беспокоится. Пришлось оставить у сестры на неделю. А этого кота он подобрал котенком на улице. И очень привязался.
Но приходится часто ездить по работе. Сейчас очень непростое положение в науке, оспаривают труды одного именитого ученого. Хотя идеи верны. А женщина рассказывала, что пишет историю своего рода. После работы собирает материалы, удивительные люди были в семье, как оказалось. Но это мало кому интересно. И об этом тоже говорили.
Да много о чем говорили. Наговориться не могли. Словно пели на два голоса прекрасную песню. Пока не появился в окне заснеженный перрон. А они даже не собрали вещи толком! Скорее надо все уложить, заговорились.
И физик помогал женщине. Какой оказался интересный и глубокий человек. Как с ним хорошо говорить. Как много он знает. Какая у него душа! И как жаль, что так мало времени было для чудесного разговора!
Они распрощались. Физика встречали коллеги, он приехал лекции читать. А женщина побрела с сумками к метро. И серый холодный мир казался таким чужим, неприветливым. Хотя недавно она мечтала скорее выбраться из душного вагона, освободиться от навязанного соседства с чужим человеком, вернуться домой...
А теперь чуть не плакала. Оказывается, три дня рядом был тот, с кем они так хорошо поняли друг друга. Интересный, умный, образованный человек, с которым так легко говорить. Так хорошо.
А она решала какие-то ребусы и нелепые кроссворды. Читала неинтересную книгу. Смотрела в окно на однообразный пейзаж: кусты, заснеженные степи, деревья... И все упустила. Только в конце распробовала сладость общения. Но уже надо было расставаться.
Но кто мог подумать, что этот полный маленький мужчина с невыразительным лицом, - что он полон драгоценных мыслей, прекрасных слов, наполнен добром, - кто мог это знать?
И потому пренебрегать людьми не надо. Если уж судьба устроила так, что рядом оказался человек, совсем рядом, - может, стоит начать разговор? Оторваться от ребусов жизни, от глупых кроссвордов, от бесконечных мыслей и забот, - просто начать разговор? Поинтересоваться другим человеком. Узнать, на каком языке он говорит. И что у него в душе.
Я не знаю, нашли ли те люди друг друга. Нам так непросто начать искренний разговор. Услышать другого. Да и не хочется, честно сказать. Часто люди немедленно начинают изливать свои проблемы и вязнуть в тусклых воспоминаниях, словно читать старые письма, скучные и длинные, непонятные другим...
Или жаловаться. Зачитывать историю болезни и анализы. Или возмущаться тем, на что мы не можем повлиять. Или проявлять к нам совершенно ясный интерес, который проще назвать "аппетитом"... И молчим. Осторожно и кратко общаемся.
А если человек неприглядный, некрасивый, совсем обыденный, - тем более не общаемся. Что в нем интересного-то, что хорошего? О чем говорить?
А потом всю жизнь вспоминаем драгоценные рубины и гранаты, - их было так много!
Но кто мог заранее знать?.. И, может, мы упустили столько прекрасных людей, скользнув по ним равнодушным взором. Или они упустили нас...
Анна Кирьянова