Совершенно абсурдный, гротескный и абсолютно жизненный фильм "про армию" пришёлся по нраву российским зрителям, особенно тем, кто ранее проходил срочную службу в советской/российской армии. Реплики из него в народе мгновенно растащили на цитаты, а кадры фильма превратились в мемы.
И это не удивительно, ведь создатели фильма и сами служили в армии в разные годы и воочию наблюдали тот беспощадный и бессмысленный процесс службы, который на поверку, спустя годы, оказался очень живучим и весьма рациональным.
Сценарий фильма режиссер Роман Качанов написал вместе с актером Иваном Охлобыстиным. За плечами обоих была срочная служба в довольно сложные для страны времена, поэтому они знали, о чём пишут.
И Качанов и Охлобыстин исполнили в этом фильме небольшие роли. Охлобыстин воплотил эпизодическую образ особиста, который предлагал сотрудничество призывникам на сборном пункте.
А режиссёр Качанов сыграл каптера Геру Либермана. При этом голоса режиссера в фильме услышать невозможно, его там нет: по словам Качанова, он не смог принять участие в озвучке из-за сильного похмелья и попросил записаться актера Владимира Вихрова, которого случайно поймали в коридоре киностудии.
Когда фильм только вышел на экране молва приписывала режиссёру создание Чебурашки. Ведь отец и сын имели одинаковые имена и фамилию, оба являлись Романами Качановыми, вот только отец был известным советским мультипликатором, автором "Чебурашки", "Тайны третьей планеты" и других известных мультфильмов, а сын - начинающим режиссёром.
Но дистрибьютеры об этом не знали и в первом издании «ДМБ» на DVD Качанову-младшему ошибочно (а может и в рекламных целях) приписали фильмографию отца. Галюцинация одного из героев про Чебурашку, который ищет друзей, как раз является отсылкой к его творчеству.
Изначально продюсеры предлагали Качанову снять не фильм, а что-то вроде шоу "шесть кадров", с короткими весёлыми скетч историями в духе КВН.
Продюсеры опасались, что полный метр не зайдёт зрителю, в то время российский зритель смотрел только иностранные фильмы, а российское фильмотворчество находилось в серьёзном упадке: кинотеатры испытывали кризис, а повальное видеопиратство сводило на нет все попытки авторов отбить бюджет и заработать на своём творчестве.
Но Качанов настоял на своём варианте и не ошибся.
Фильм снимали на довольно скромные деньги. Как вспоминал продюсер фильма Сергей Хотимский, на создание картины скинулись шесть-семь человек, в итоге вышло 120 тысяч долларов: 70 из них ушло на само производство, остальные на рекламу. По меркам современного кино, это копейки, но для 1998 года это была приличная сумма.
Доллар тогда "плавал" в "валютном коридоре" и стоил около шести рублей. Кто знает, смогли ли бы спонсоры собрать такую сумму, если бы финансовая подготовка к фильму началась после сентября 1998 года, когда курс резко взлетел, обрушив надежды многих и резко обогатив посвященных в аферу.
Основные сцены фильма снимались на территории в/ч №83796 в Москве, в райне станции метро «Полежаевская». По сюжету герои попадают в РВСН, но на самом деле в части находился стройбат.
Эта воинская часть давно расформирована, на её территории сейчас располагаются различные коммерческие организации. От воинской части остался лишь памятник.
Интересно, что сами съемки прошли очень быстро, всего за 18 дней. После премьеры фильм много критиковали, называли скандальным, из-за чего некоторые актеры не хотели ставить свои фамилии в титры.
Продюсер Сергей Жигунов даже предлагал забрать материал и перемонтировать. К счастью, этого не сделали и фильм в итоге нашёл своего зрителя.
В поисках актеров на главные роли был проведен кастинг, через который прошли полторы сотни человек. В итоге роли достались Петру Коршункову (Пуля), Станиславу Дужникову (Бомба) и Михаилу Петровскому (Штык).
По словам Ивана Охлобыстина, эти трое главных героев символизировали собирательный образ молодого мужского населения нашей страны: "Кто-то кутила, кто-то бабник, а кто-то обычный работяга. Но в армии все равны и вместе принимают тяготы армейской жизни".
Пётр Коршунков после яркого дебюта в этом фильме так и не смог найти свой главный образ в жизни, став "заложником" одной роли. Он играл в театре, исполнял небольшие роли в кино, а в 2012 году связался с наркотическими веществами и был осуждён по статье 228 на два года условно.
Михаил Петровский отказался от съемок в продолжениях, вскоре ушёл из кино и стал автожурналистом. В 2009 году был ведущим русской версии Top Gear вместе с Оскаром Кучерой и Николаем Фоменко. А Дужников до сих пор активно снимается в кино и сериалах, особенно стабилен он в сериале "Воронины".
Любопытно, но в фильме сыграл и известный советский композитор Владимир Шаинский. Его Качанову удалось уговорить сниматься через своего папу, и Шаинский играл роль героического ветерана, которого пригласили для напутствия молодым солдатам.
Из сценария:
"Возвращаясь обратно, Бомба был остановлен братьями Алиевыми.
– Джигит, иди сюда!.. – подозвали они его, выйдя навстречу из-за угла. – Ты любишь маму?
– Маму люблю и тетю Таню люблю, и Олю Крымову люблю, она у нас на заводе в ОТК работает, – на всякий случай разоткровенничался Бомба.
– А деньги любишь?
– Очень.
– Где Гена Бобков спит?
– Какой Гена Бобков?
– Ты что – дурак, что ли? Гена Бобков, где спит?
– Не знаю.
– Так ты узнай. Мы его братья. Только ему не говори, а то он стесняться будет.
Максуд очень интеллигентно сунул в карман Бомбе деньги.
Я тебе еще много денег дам, если спросишь, где Гена Бобков-шакал спит, – пообещал он и ушел с Улугбеком за тот же угол."
"Хачапури – торговал, куртками – торговал, соней – торговал, и имел уважение!" – это тоже оттуда.
Эпических братьев Алиевых сыграли Мисак Геворкян (бизнесмен Максуд) и Владимир Майсурадзе (бизнесмен Улугбек).
Владимир Майсурадзе – довольно известный (в узких кругах) актёр театра и кино. Заслуженный артист России (2007). А Мисак Геворкян сейчас работает в московском такси, начинал на своём стареньком БМВ, возил клиентов в "тарифе комфорт+", сейчас управляет китайским автомобилем.
У фильма "ДМБ" было несколько продолжений, но так как Качанов и Петровский отказались участвовать в новых проектах, дух первоначального фильма был утрачен и продолжения зрителю, как говорится, "не зашли".
Думается, появись этот фильм в наше странное время – он собрал бы кучу порицаний, штрафов, обвинений в дискредитации армии и традиционных ценностей от всякого разного рода поборников чистоты нравов мизулиных, бородиных, милоновых. И, возможно, стал бы источником уголовных дел. Но фильм вышел давно, обрёл любовь зрителей и вряд ли поборники чистоты вообще о нём догадываются.