Танк «Тигр» в особом представлении не нуждается, это один из самых известных танков Второй мировой войны. Прославился он, в первую очередь, своей боевой эффективностью. Обладая солидным по тем временам бронированием (100 мм лоб и 80 мм борт) и вооруженный мощной пушкой 8,8 cm KwK 36 он был серьезным и очень опасным соперником.
До самого конца боевых действий он был способен поражать большинство, как советских танков, так и танков союзников с дистанций, гарантирующих ему безопасность от ответного огня. По немецким данным, на каждый подбитый в бою «Тигр» приходится от 10-ти до 12-ти танков противника. Результат действительно впечатляющий и благодаря стараниям историков, вокруг него сформировался ореол непобедимости.
На первый взгляд, может показаться, что после многочисленных попыток создания «вундерваффе», немцам, наконец удалось создать «абсолютное оружие», доминирующее на поле боя и способное переломить ход войны в самых критических ситуациях.
Из «Тигров» формировались тяжелые танковые батальоны, предназначенные для прорыва вражеской обороны либо для ликвидации опасных прорывов противника. Сокрушающие все на своем пути монстры считались практически неуязвимыми, и их количество в панцерваффе с наращиванием объемов производства должно было только возрастать. Однако, по тем же немецким данным, из 1354-х изготовленных за все время производства с августа сорок второго по август сорок четвертого года к весне сорок пятого года осталось не более полутора сотен «Тигров».
Куда же делись остальные? И почему, несмотря на все усилия промышленности Рейха, за эти два года удалось сформировать только полтора десятка тяжёлых танковых батальонов штатной численностью 45 машин каждый?
Дело в том, что «Тигры» несли потери вполне сопоставимые с объемами их выпуска. Об этом говорят сухие цифры статистики. В сорок третьем году, в пик его боевого применения безвозвратно было потеряно 291 «Тигра», при том, что за этот год успели выпустить всего 647 танков. В сорок четвертом объёмы выпуска увеличились в полтора раза, с 54-х до 79-ти танков в месяц в среднем, но и выросли потери.
В первом полугодии собрали 475 танков, безвозвратно потеряв 316. За июль и август произвели еще семьдесят машин, которые оказались последними, Хеншель окончательно переключился на выпуск «Тигра II», который был в высшем приоритете. И это при том, что к концу года безвозвратные потери выросли до 790 машин, на два фронта их осталось не более трех сотен.
К этому стоит добавить довольно сложную и запутанную методику статистического учета, принятую в панцерваффе. К безвозвратно потерянным танкам относили только полностью уничтоженные машины, или оставшиеся на поле боя и захваченные противником. Остальные числились, как подлежащие капитальному ремонту и могли быть списаны спустя несколько месяцев «по техническим причинам». Так что реальные цифры потерь были намного выше.
Понятно, что в такой ситуации формирование новых тяжелых танковых батальонов шло с большим трудом, основная часть новых машин шла на восполнение потерь, большинство уже созданных полностью обновили свою материальную базу по три-четыре раза.
Разумеется, как и у каждого танка, у «Тигра» были свои достоинства и недостатки. Успешность его боевого применения зачастую зависит от ряда обстоятельств, которые зачастую не связаны с недостатками конструкции или концепцией его создания.
Какими же факторами можно объяснить столь массовый «падеж» самых мощных и защищенных немецких кошек, и что стало основными причинами гибели немецких таковых экипажей?
Если посмотреть на статистику потерь тяжелых танковых батальонов, вырисовывается довольно любопытная картина. Только 45% машин были уничтожены непосредственно в бою. 41% были взорваны экипажами, еще 14% потеряны по остальным причинам. Таким образом, более половины утраченных «Тигров» относятся к небоевым потерям.
Довольно часто такой высокий процент объясняют низкой надежностью «Тигров» и сложностями с их ремонтом. Это верно лишь отчасти. Действительно даже замена катков в полевых условиях превращалась в кошмар для ремонтников, а для замены коробки передач требовалось разобрать полтанка, причем сначала снять 11-ти тонную башню. Однако, к надежности «Тигров» у танкистов панцерваффе особых претензий не было, при правильном обслуживании и эксплуатации ломался он довольно редко.
Основной причиной, все-таки следует считать слишком большой вес, 57 тонн. Это серьезно усложняло, а иногда и делало невозможной своевременную эвакуацию поврежденных машин. На завершающих этапах войны приходилось взрывать и вполне исправные машины.
«Тигр» имел крайне малый запас хода, немногим более сотни километров, и отличался невероятной прожорливостью, до 10 литров на километр. Довольно значительная часть была оставлена из-за отсутствия топлива. Кроме того, возникали серьезные проблемы с преодолением водных преград, большинство мостов его просто не выдерживало.
Эвакуация железной дорогой осложнялась тем, что по ширине «Тигр» не вписывался в железнодорожный габарит. Прежде, чем загнать на платформу, танк следовало «переобуть» в узкие транспортные гусеницы, а это процесс трудоёмкий и небыстрый. Зачастую на это просто не оставалось времени.
Теперь поговорим о боевых потерях, ведь именно в них и погибло подавляющее большинство немецких танкистов. Несмотря на высокий уровень защиты, абсолютно неуязвимым «Тигр» не был. Его полноценным дебютом, в котором он максимально продемонстрировал свои выдающиеся характеристики, считается сражение под Харьковом в феврале-марте 1943-го года. Задействованные в нем три десятка «Тигров» сыграли одну из ключевых ролей и их вклад в то, что победа осталась за немцами, оказался решающим. При этом было потеряно всего три «Тигра».
Однако первый шок быстро прошел, и в Красной армии начали искать способы борьбы с ними. Первые рекомендации для пехотинцев, расчетов противотанковых орудий и экипажей танков появились уже в мае. Судя по всему, бесполезными они не были.
К сожалению, статистики потерь «Тигров» от разных поражающих факторов не существует. Тем не менее, основные причины можно выделить, причем их характер менялся в зависимости от периода. На начальном этапе абсолютное большинство «Тигров» выходили из строя после подрыва на минах. Противотанковая артиллерия и танки могли подбить их только фланговым огнем в менее защищенные борта, действуя преимущественно из засад.
В какой-то мере, в этот период «Тигры» становились жертвами собственной пропаганды. Ведомство Геббельса настолько превозносило его боевые качества, что командование вермахта вводило роты «Тигров» в бой без поддержки артиллерии и сопровождения пехотой, не прикрывая фланги средними танками. Зачастую не учитывались его реальные боевые возможности, «Тигры» бросались на штурм неподавленной противотанковой обороны, на неудобной для них местности без разведки и разминирования.
В начале сорок четвертого Красная армия вела наступательные операции, и роль мин серьезно снизилась. Однако и «Тигры» потеряли абсолютное техническое превосходство. Появились танки Т-34-85, ИС-2, самоходки СУ-85 и СУ-100, способные пробивать его в лоб с километровой дистанции. Смертельно опасными были для него «Зверобои», СУ-152 и ИСУ-152. Для уничтожения «Тигров» все чаще стали применять тяжелую артиллерию и авиацию. Особенно в этом преуспели союзники, почти две трети «Тигров» на Западном фронте уничтожено ударами авиации.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
В целом, «Тигры» раз за разом подтверждали свою репутацию крайне опасного противника, особенно для танков, среди которых равных им практически не было. Танкисты боялись их даже больше, чем прирожденных и ярко выраженных истребителей танков «Пантер».
Они сыграли важную роль в ряде битв и добились локального успеха при правильном тактическом применении, но не более того. Чудодейственным средством, способным изменить ход войны они не стали. И не потому, что их было слишком мало. Несмотря на все достоинства, эту грозную машину при грамотном взаимодействии разных подразделений удавалось не только останавливать, но и уничтожать.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы считаете, какие ещё слабые места были у "Тигров"?