Радиообмен в небе - это не просто разговор. Это скоростная лотерея, где одно непонятое слово превращается в катастрофу. А еще там французы гнусавят, индусы говорят на хинглише, и все это на скорости 100 слов в минуту! 🗣️⚡
Представь: ты сидишь в кабине пилота (да, такое бывает!), в наушниках скрипит, пищит, что-то проглатывается... Второй пилот отвечает таким же набором звуков. И ты думаешь: «Господи, они на каком языке вообще говорят?! Это шаманские заклинания?!» 😵
Добро пожаловать в мир авиационного радиообмена - где английский язык умирает тысячей смертей, а фраза «say again!» (повторите!) становится твоей любимой мантрой 🙏
🫵 Жесткие требования к тем, кто управляет небом
Как думаешь, какие требования к диспетчерам? 🤔
Да практически такие же, что и к пилотам! По сути, они управляют воздушным движением, КУЧЕЙ самолетов одновременно!
Экран перед диспетчером - это не игра в Tetris. Это уйма бортов, мигающих точек, траекторий... Если бы это увидел обычный человек, ему стало бы плохо моментально! 🤢
Диспетчер обязан доносить всю важную информацию БЫСТРО. Даже в Федеральных авиационных правилах прописано: скорость радиообмена не должна превышать 100 слов в минуту!
Сто слов! За шестьдесят секунд! Причем на специальной терминологии! Причем на двух языках! 😱
В России это русский и английский. И да, у нас можно вести радиообмен на английском, хотя многие на него переходят автоматически (профдеформация, привет!).
И диспетчеры, и пилоты обязаны сдавать английский минимум на 4-й уровень ИКАО. Медкомиссия жесткая - само собой. Перед каждым рейсом все проходят врача.
Практически все одно и то же. Только диспетчеры работают на земле. А пилоты - в воздухе. Но нервы трепят себе одинаково! 😅
🗣️ «Say again!» - твоя любимая фраза в небе
Радиообмен - штука ЖЕСТКАЯ! 💪
Вот летишь ты, слышится что-то через гарнитуру... скрипит, пищит, что-то проглотилось в начале фразы, в середине... И второй пилот отвечает таким же образом!
А ты сидишь и офигеваешь: «Они что, телепаты?!» 🔮
Да, опыт творит чудеса. Да, фразы одни и те же заученные. Конечно, английский понятен. Но когда его ПРОГЛАТЫВАЮТ... Пардон, но это треш!
И тут проскальзывает прекрасная спасительная фраза, которая дает понять, что ты не сошел с ума: «Say again!» (Повторите еще разок, мы тут не поняли, кто там что у вас проглотил...) 😂
А иногда приходится повторять эту фразу ЕЩЕ и ЕЩЕ...
🤯Кого вообще нереально понять в эфире?
Каждый раз в полете, сидя в кабине, я узнавала у пилотов: какие диспетчеры так «общаются»? Кого вообще НЕРЕАЛЬНО понять??? 🤷♀️
И вот список лидеров (барабанная дробь!):
🥇 Индусы с их странным «хинглишем» (гремучая смесь хинди и английского)
🥈 Французы с акцентом через нос (они и в жизни так говорят, а в радио - вообще песня!)
🥉 Иранцы (без комментариев, просто послушай сам)
Давай, пилоты-читатели, дополняйте список! 😏
Представляю, как бы я повторяла фразу «say again» бесконечно, пытаясь понять гнусавость французов или хинглиш индусов! С последними я бы уже перешла на отчетливую русскую ругань... Они бы поняли! 😤
И вот никто мне не ответил в итоге: что же делать, если НЕ ПОНИМАЕШЬ речь?! Один командир сказал: «Я уже на себя беру радиообмен, опыта больше, речь лучше распознаю».
А если оба никак?! Ну вот и командир туда же... Как быть?! 🆘
На Сухом Суперджете вообще раньше никто не тюкал пилотов со сдачей английского. Русский самолет, вся документация на родном языке. Кому сдался английский? Абы как сдали на 4-й уровень - и супер! Летали в основном по России. Но за границу удавалось попасть иногда... и загвоздок с радиообменом особых не было (повезло!).
💥Когда ошибка стоит 71 жизнь
Работа авиадиспетчера очень сложна и важна. Тут ошибки НЕДОПУСТИМЫ. Потому что все заканчивается летальным исходом 💔
В 2002 году произошло столкновение двух самолетов над Германией. Ошибка диспетчера погубила 71 жизнь. Грузовой самолет столкнулся с пассажирским.
Есть такая система на воздушных судах - TCAS. Она предупреждает о столкновении в воздухе. Даже если диспетчер отвлекся, не заметил - пилоты будут оповещены о такой опасности ⚠️
В том роковом случае TCAS сработала. Воздушные суда об этом доложили диспетчеру. Он... не услышал.
Сказал одним пилотам (российским, с пассажирами на борту) снижаться. Что те и сделали, выполняя приказ диспетчера.
А другие (грузовое судно) стали делать то же самое, потому что так рекомендовала система в их самолете.
Итог? Катастрофа... 😢
На том пассажирском судне летела жена Виталия Калоева с двумя детьми. Все трое погибли.
Самое ужасное: никто в этой ситуации не принес извинений членам семей погибших. Просто никто.
Спустя 4 года глава семьи Калоевых пришел домой к виновному диспетчеру, показал фото погибших жены и детей. Тот резко отреагировал, вырвав фото из рук.
В ответ ему было нанесено 12 ножевых ранений. Он скончался.
Виталия Калоева арестовали и посадили. В 2017 году он вышел из тюрьмы.
По мотивам этой истории снят крутой фильм «Непрощенный». Все авиаторы рекомендуют к просмотру. Очень сильное кино... 🎬
Смотрел? Делись впечатлениями!
🎭Эпичные моменты в эфире!
А теперь немного разрядим обстановку! 😄
Бывают в эфире и казусные смешные моменты...
Командир диспетчеру: «Чай с лимоном и 2 сахара занесите!»
Диспетчер: «Да без проблем!»
Командир: «Ой, сорри, перепутал...»
Иногда надо не забывать переключаться между радиообменом и внутренней связью с кабинным экипажем! 😂☕
И, конечно, все пассажиры раз в жизни да слышали возмущения от пилота по громкой связи в адрес диспетчера: то взлет не дают, то ждите в очереди на облив... Вот залетались люди - и брякнули в салон! Зато сколько обсуждений, вопросов - сразу все оживились! 🗣️
А помнишь историю, когда диспетчер не разрешал вылететь командиру Аэрофлота, настойчиво заставлял подождать какого-то депутата?
А тот в ответ: «У меня расписание, время. Все на борту. Семеро одного не ждут! Не надо опаздывать! Пассажиры не обязаны его ждать!»
Диспетчер: «Разрешения на взлет не даю и точка!»
Ответ от командира был шикарным: «Тогда мы собираем вещи и уходим, предоставляйте гостиницу и отдых!» 👏
Похвально! Правда, коллеги говорят, что его понизили или вообще уволили... Наказание прилетело моментально. Но он молодец - за словом в карман не полезет!
Кстати, это называется «слот» - время, которое отводится самолету на взлет и посадку. Просрочил - аэропорт может тебя развернуть вообще. И такое бывало! ⏰
💭 Теперь, когда ты знаешь ВСЮ правду о диспетчерах - от их невероятной ответственности до трагических ошибок и эпичных перепалок в эфире - скажи честно: изменилось ли твое отношение к полетам? Будешь ли ты теперь каждый раз думать о том невидимом человеке в наушниках, который держит твою жизнь в своих руках? И самое главное: кому бы ты доверил управление небом - искусственному интеллекту или живому человеку со всеми его недостатками? 🤖 vs 👨✈️
✈️✈️✈️
А ведь всё началось с обычной рекламы в соцсетях... Как я вообще попала в Аэрофлот? Читайте мои истории - там было много неожиданных поворотов!
В Дзене я приличная… но в 👉 Telegram — уже совсем другое кино 🎬. Там смешные случаи, личные истории и мой хаотичный daily routine. Ну и анонсы новых статей, куда ж без них ✈️
А тут — лайк 👍🏼 и подписка. Иначе упустишь самые вкусные авиа-истории!