Найти в Дзене

Есть, молиться, любить: чем заняться в праздник Покрова с пользой для тела и души

В отличие от нас – людей современных, нередко воспринимающих холода как время в ожидании лета – для наших предков, живших в обществе аграрном, осень и зима были самым приятным, желанным и любимым сезоном, свободным от тяжелого физического труда. В самом начале этого сезона, 14 октября, наступал радостный праздник Покров Пресвятой Богородицы, он же – Зазимье, Засидки, Покров-Батюшка, Свадебник. Об истории происхождения праздника историки до сих пор спорят. Сходятся в одном – в 10 веке в Константинополе произошло чудо. На город шло воинство язычников – славян. Горожане отчаянно молились, и вот одна молитва – юродивого Андрея – была услышана: в небе появилась Богородица и распростерла над городом свой платок-мафорий. И враг отступил. Это событие стали отмечать как праздник заступничества Пресвятой Богородицы. В византийской традиции он почему-то не закрепился, а вот в русской – да. По одной из версий отступившими славянами были русы. На их предводителей князей Аскольда и Дира событие прои
Оглавление

В отличие от нас – людей современных, нередко воспринимающих холода как время в ожидании лета – для наших предков, живших в обществе аграрном, осень и зима были самым приятным, желанным и любимым сезоном, свободным от тяжелого физического труда. В самом начале этого сезона, 14 октября, наступал радостный праздник Покров Пресвятой Богородицы, он же – Зазимье, Засидки, Покров-Батюшка, Свадебник.

Фреска «Покров Пресвятой Богородицы», находится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря
Фреска «Покров Пресвятой Богородицы», находится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря

До Покрова — осень, после Покрова — зима

Об истории происхождения праздника историки до сих пор спорят. Сходятся в одном – в 10 веке в Константинополе произошло чудо. На город шло воинство язычников – славян. Горожане отчаянно молились, и вот одна молитва – юродивого Андрея – была услышана: в небе появилась Богородица и распростерла над городом свой платок-мафорий. И враг отступил. Это событие стали отмечать как праздник заступничества Пресвятой Богородицы.

В византийской традиции он почему-то не закрепился, а вот в русской – да. По одной из версий отступившими славянами были русы. На их предводителей князей Аскольда и Дира событие произвело такой впечатление, что они тут же приняли Святое Крещение, которое называют часто «первым крещением Руси». 

С окончательным принятием Русью христианства праздник Покров стал одним из самых значимых в православном календаре. Принято считать, что способствовал этому тезка того византийского юродивого – владимирский князь Андрей Боголюбский. Он повелел отмечать праздник регулярно, и благодаря ему был построен шедевр древнерусского зодчества, храм Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области
Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области

Батюшка Покров, натопи избу без дров

Почему же Покров так прижился на Руси? Возможно, потому что это очень красивый и поэтичный праздник, в котором христианский смысл покровительства Божьей Матери органично соединился с народным почитанием земли как матери, кормящей, оберегающей, дающей силу. Приходящийся на 1 октября по старому стилю Покров воспринимался в народе как момент окончания сельскохозяйственных работ. К этому дню оплачивались все летние долги, производился окончательный расчет с сезонными работниками, в деревню возвращались из городов мужчины – грузчики, строители, бурлаки.

-3

К покровским приметам относились смена одежды на зимнюю и утепление изб и хлевов.

Говорили: на Покров и зайцы в капусту, и люди в шубы.

Для животных был свой обряд – «закармливания» скота. С лета из последних оставшихся на ниве колосьев готовили специальный сноп. Его ставили на лавку под иконы, а в день Покрова скармливали скотине, чтобы она была здорова и сыта до самой весны. С этого дня животину не выгоняли в поле, а держали в хлеву или даже в доме.

Начиналась зима, отличавшаяся менее напряженным трудом, большИм количеством праздников и возможностью, наконец, отведать то, что в тяжких трудах растили все лето.

Не жди Покров – руби капусту

Чтобы солить капусту, Покров и вправду не ждали – начинали в сентябре, до морозов. Известное название дружеских вечеринок «капустник» своему происхождению обязано этим щедрым дням. Люди собирались вместе, рубили капусту в огромных корытах, солили в огромных, часто в рост человека, бочках, веселились, шутили, наряжали капусту и из нее же пекли пироги.

Рубка капусты крестьянами, Российская Империя, 19 век
Рубка капусты крестьянами, Российская Империя, 19 век

Рубить капусту, солить огурцы, мочить яблоки – по всей России-матушке, и в деревнях, и в городах... В эти осенние дни происходил праздник урожая.

«Так вот прикидывай… – живописует покровские радости герой «Лета Господня» Ивана Шмелева. – На той неделе, значит, огурчики посолим, на Иван-Постного, в самый канун посолим… а там и Воздвиженье, Крест Животворящий выносят… – капустку будем рубить, либо чуток попозже… а за ней, тут же на-скорях, и онтоновку мочить, под самый под «покров». До «покрова» три радости те будет. А там и зубы на полку, зима… И всего у нас запасено будет, ухитимся потеплее, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет»».

Покров и в богатом, и в бедном доме стал праздником изобилия, сытости и душевного покоя. Потому что о чем беспокоиться, раз Богородица все покрывает? И какая может быть печаль, когда дом – хотя бы ненадолго – полная чаша!

«Деревенский праздник», художник Борис Кустодиев, 1910 год
«Деревенский праздник», художник Борис Кустодиев, 1910 год

Покрой землю снежком, а мою голову платком

Честным пирком, да за свадебку – это как раз про покровские недели. Время встречи осени с зимой было также временем жениховства.

Вечеринки-капустники плавно переходили в девичники, девичники – в смотрины, смотрины – в свадьбы. После Покрова начиналось в деревнях «женское время»: женщины и девушки с этого дня садились за пряжу, вязали, шили, вышивали. Девушки мечтали о времени, когда и их голову покроет платок – символ женского счастья и успеха, замужества.

«Празднество свадебного договора», художник Михаил Шибанов, 1777 год
«Празднество свадебного договора», художник Михаил Шибанов, 1777 год

Во многих местностях вплоть до начала 21 века был распространен такой обычай, о котором пишет известная исследовательница нижегородского фольклора Т.В. Гусарова:

«Девушки снимали у одиноких пожилых женщин комнаты и по очереди устраивали друг у друга посиделки, называвшиеся поседки, заседки или кельи. Репертуар посиделок был достаточно разнообразен.
Девушки занимались рукоделием, гадали, к ним в гости приходили парни, начинались шутки, прибаутки, танцы, все действие сопровождалось, конечно, песнями. Вот одна из таких, записанная в Сосновском районе Нижегородской области:
Как по первой-то пороше шел Ваня хороший.
Не путем он, не дорогой, чужим огородом.
Летнею тропою, зимнею тропою.
Набирает, нажимает ком белого снегу.
Он кидает и бросает Саше на колени.
– Полно, миленький, шутити, мне сейчас не время.
У папаши гостей много, у мамаши тоже.
При собранье, при компанье, пройду, потанцую.
Свою барыньку хорошу три раза поцелую.

На посиделках знакомились, «миловались», выбирали пару – для незамужних и неженатых молодых людей это были дни, определявшие будущую судьбу.

А праздник Покров, по приметам, определяет не только погоду на следующие месяцы. В холодных широтах он по сей день остается особым моментом года, временем перехода, с которого душа и тело готовятся к долгой зиме. С надеждой на то, что ее удастся пережить – благодаря Царице Небесной, милости природы и собственным скромным человеческим трудам.

-7