В отличие от нас – людей современных, нередко воспринимающих холода как время в ожидании лета – для наших предков, живших в обществе аграрном, осень и зима были самым приятным, желанным и любимым сезоном, свободным от тяжелого физического труда. В самом начале этого сезона, 14 октября, наступал радостный праздник Покров Пресвятой Богородицы, он же – Зазимье, Засидки, Покров-Батюшка, Свадебник.
До Покрова — осень, после Покрова — зима
Об истории происхождения праздника историки до сих пор спорят. Сходятся в одном – в 10 веке в Константинополе произошло чудо. На город шло воинство язычников – славян. Горожане отчаянно молились, и вот одна молитва – юродивого Андрея – была услышана: в небе появилась Богородица и распростерла над городом свой платок-мафорий. И враг отступил. Это событие стали отмечать как праздник заступничества Пресвятой Богородицы.
В византийской традиции он почему-то не закрепился, а вот в русской – да. По одной из версий отступившими славянами были русы. На их предводителей князей Аскольда и Дира событие произвело такой впечатление, что они тут же приняли Святое Крещение, которое называют часто «первым крещением Руси».
С окончательным принятием Русью христианства праздник Покров стал одним из самых значимых в православном календаре. Принято считать, что способствовал этому тезка того византийского юродивого – владимирский князь Андрей Боголюбский. Он повелел отмечать праздник регулярно, и благодаря ему был построен шедевр древнерусского зодчества, храм Покрова на Нерли.
Батюшка Покров, натопи избу без дров
Почему же Покров так прижился на Руси? Возможно, потому что это очень красивый и поэтичный праздник, в котором христианский смысл покровительства Божьей Матери органично соединился с народным почитанием земли как матери, кормящей, оберегающей, дающей силу. Приходящийся на 1 октября по старому стилю Покров воспринимался в народе как момент окончания сельскохозяйственных работ. К этому дню оплачивались все летние долги, производился окончательный расчет с сезонными работниками, в деревню возвращались из городов мужчины – грузчики, строители, бурлаки.
К покровским приметам относились смена одежды на зимнюю и утепление изб и хлевов.
Говорили: на Покров и зайцы в капусту, и люди в шубы.
Для животных был свой обряд – «закармливания» скота. С лета из последних оставшихся на ниве колосьев готовили специальный сноп. Его ставили на лавку под иконы, а в день Покрова скармливали скотине, чтобы она была здорова и сыта до самой весны. С этого дня животину не выгоняли в поле, а держали в хлеву или даже в доме.
Начиналась зима, отличавшаяся менее напряженным трудом, большИм количеством праздников и возможностью, наконец, отведать то, что в тяжких трудах растили все лето.
Не жди Покров – руби капусту
Чтобы солить капусту, Покров и вправду не ждали – начинали в сентябре, до морозов. Известное название дружеских вечеринок «капустник» своему происхождению обязано этим щедрым дням. Люди собирались вместе, рубили капусту в огромных корытах, солили в огромных, часто в рост человека, бочках, веселились, шутили, наряжали капусту и из нее же пекли пироги.
Рубить капусту, солить огурцы, мочить яблоки – по всей России-матушке, и в деревнях, и в городах... В эти осенние дни происходил праздник урожая.
«Так вот прикидывай… – живописует покровские радости герой «Лета Господня» Ивана Шмелева. – На той неделе, значит, огурчики посолим, на Иван-Постного, в самый канун посолим… а там и Воздвиженье, Крест Животворящий выносят… – капустку будем рубить, либо чуток попозже… а за ней, тут же на-скорях, и онтоновку мочить, под самый под «покров». До «покрова» три радости те будет. А там и зубы на полку, зима… И всего у нас запасено будет, ухитимся потеплее, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет»».
Покров и в богатом, и в бедном доме стал праздником изобилия, сытости и душевного покоя. Потому что о чем беспокоиться, раз Богородица все покрывает? И какая может быть печаль, когда дом – хотя бы ненадолго – полная чаша!
Покрой землю снежком, а мою голову платком
Честным пирком, да за свадебку – это как раз про покровские недели. Время встречи осени с зимой было также временем жениховства.
Вечеринки-капустники плавно переходили в девичники, девичники – в смотрины, смотрины – в свадьбы. После Покрова начиналось в деревнях «женское время»: женщины и девушки с этого дня садились за пряжу, вязали, шили, вышивали. Девушки мечтали о времени, когда и их голову покроет платок – символ женского счастья и успеха, замужества.
Во многих местностях вплоть до начала 21 века был распространен такой обычай, о котором пишет известная исследовательница нижегородского фольклора Т.В. Гусарова:
«Девушки снимали у одиноких пожилых женщин комнаты и по очереди устраивали друг у друга посиделки, называвшиеся поседки, заседки или кельи. Репертуар посиделок был достаточно разнообразен.
Девушки занимались рукоделием, гадали, к ним в гости приходили парни, начинались шутки, прибаутки, танцы, все действие сопровождалось, конечно, песнями. Вот одна из таких, записанная в Сосновском районе Нижегородской области:
Как по первой-то пороше шел Ваня хороший.
Не путем он, не дорогой, чужим огородом.
Летнею тропою, зимнею тропою.
Набирает, нажимает ком белого снегу.
Он кидает и бросает Саше на колени.
– Полно, миленький, шутити, мне сейчас не время.
У папаши гостей много, у мамаши тоже.
При собранье, при компанье, пройду, потанцую.
Свою барыньку хорошу три раза поцелую.
На посиделках знакомились, «миловались», выбирали пару – для незамужних и неженатых молодых людей это были дни, определявшие будущую судьбу.
А праздник Покров, по приметам, определяет не только погоду на следующие месяцы. В холодных широтах он по сей день остается особым моментом года, временем перехода, с которого душа и тело готовятся к долгой зиме. С надеждой на то, что ее удастся пережить – благодаря Царице Небесной, милости природы и собственным скромным человеческим трудам.