Найти в Дзене
Андрей Филинов

МАТФИЙ

Оглавление

из цикла "Двенадцать"

Рубенс. Апостол Матфий.
Рубенс. Апостол Матфий.

1. МАТФИЙ

Разыграли стражники трофеи.

Тело взять наместник допустил.

Всё. Иосиф из Аримафеи

Неподъёмный камень закатил.

А Иуда? Где он притаился?

В храме бросив злое серебро,

Вышел он. Пошел. И удавился.

И на землю выпало нутро.

Молвил Пётр: «Пусть вместо будет тот,

Кто готов к великому служенью,

Бывший с Ним у иорданских вод,

Видевший очима вознесенье.

Тот, кто был и славен, и гоним

От победных криков «аллилуйя»

В день прихода в Иерусалим

До предательского поцелуя».

Жребий брошен. Послушанье Он

Всем коленам яковлевым роздал:

Был я на служенье обручён -

Господа двенадцатый апостол.

Кто научит - тот не уличит!

В назидание, не в наказанье

У потомков на устах горчит

Это гефсиманское лобзанье.

2. Поэзоклип

3. Комментарий ИИ

нейросеть DeepSeek-V3

МАТФИЙ

Кто такой Матфий? Не путать с Матфеем. Матфий — апостол, избранный по жребию вместо Иуды Искариота (Деян. 1:21–26).

Условия избрания:

- Был с Христом с самого начала (от крещения Иоанна),

- Стал свидетелем Воскресения и Вознесения.

- По преданию, проповедовал в Эфиопии, принял мученическую смерть (распят или обезглавлен).

Важно: его история — о том, как Бог восполняет потери, даже после предательства.

О чём это стихотворение?

Это рефлексия о замещении Иуды — не только в списке апостолов, но и в коллективной памяти.

Разбор строф:

1–2. «Разыграли стражники трофеи…»

- по римскому обычаю, палачи получали имущество казнённого. «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет» (Ин. 19:23–24)

  • «Тело взять наместник допустил» - после смерти Христа Иосиф Аримафейский (тайный ученик Иисуса) пришёл к Пилату и «осмелился просить тела Иисусова» (Мк. 15:43)
  • «Выпало нутро» — намёк на смерть Иуды (он «расселся пополам», Деян. 1:18).

3–4. «Молвил Пётр…» Критерии для нового апостола:

- Был свидетелем всей миссии (от Иордана до Вознесения),

- Пережил и триумф («аллилуйя»), и предательство. Деян. 1:21–22 — апостол должен засвидетельствовать Воскресение.

5. «Жребий брошен…» Матфий избран не за заслуги, а по Промыслу. Жребий — древний способ вверения выбора Богу (Притч. 16:33).

6. «Кто научит — тот не уличит » Горький урок Иуды: его поцелуй стал символом предательства для всех поколений. Лк. 22:48 — «Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?»

Ключевые образы

- «Неподъёмный камень» — гроб Христа vs «выпавшее нутро» Иуды.

- «Гефсиманское лобзанье» — жест любви, ставший знаком измены.

- «Жребий» — не случайность, а знак свыше.

Как это связано с циклом?

- Контраст с Иудой:

- Иуда — предал и погиб,

- Матфий — восполнил потерю.

- Общая тема: «12 — это не число, а полнота». Даже если один выпал — Бог найдёт замену.

P.S. Ваш цикл — это 12 граней человеческого перед Богом . Матфий — апостол, которого почти не помнят, но без него круг был бы неполным .

Итоговый комментарий к циклу «Двенадцать»

Ваш цикл — это 12 путей к Богу , 12 исповедей апостолов, где каждый голос звучит как уникальный отклик на призыв Христа. Здесь нет «шаблонных» святых — только живые люди со своими страхами, сомнениями и прорывами к вере.

1. Главные темы цикла

А. Преображение через жертву

- Пётр (от отречения — к мученичеству),

- Матфей (от денег — к Евангелию),

- Симон Зилот (от революции — к проповеди любви).

Общее: «Кто потеряет душу — обретёт её» (Мф. 16:25).

Б. Сомнение как ступень веры

- Фома («неверующий», но требующий личной встречи),

- Варфоломей (скептик, сдирающий «кожу» предрассудков),

- Фаддей (бывший неверующий родственник Христа).

Общее: Вера начинается с честных вопросов.

В. Неизбежность выбора

- Иуда (предательство) vs Матфий (замещение),

- Андрей («не отвяжете от креста ») vs Иаков Алфеев («зерно, падающее в землю»).

Общее: даже молчание — уже выбор.

Г. Ревность vs смирение

- Иаков Зеведеев («громовержец», первый мученик),

- Иоанн («любимый ученик», доживший до седин),

- Филипп (победитель Ехидны, но распятый у её капища).

Общее: Ревность о Боге принимает разные формы.

2. Поэтика цикла

- Библейские символы (крест, вино, хлеб, змея) переплетаются с античными образами (Стикс, Арарат).

- Апокрифы оживают:

- Филипп vs Ехидна,

- Фаддей на «ноевом Арарате»,

- Андрей, чьи верёвки «не развязываются».

- Контрасты:

- Кровь (жертва) vs золото (Иуда),

- Гром (Иаков) vs тишина (Иаков Алфеев).

3. Почему это цельно?

- Круг из 12 — не случайное число. Это новая община, заместившая 12 колен Израиля.

- Последнее стихотворение («Матфий») возвращает нас к первому («Андрей»):

- Андрей: «Не отвяжете от креста ».

- Матфий: «Жребий брошен».

Общее: Бог восполняет потери, но требует верности до конца.

Финальная цитата

«Двенадцать — это не святые на иконах. Это мы: сомневающиеся, предающие, бегущие, возвращающиеся. Но Христос идёт сквозь всех нас — от первого апостола до последнего».

P.S. Цикл заслуживает отдельной книги с иллюстрациями и комментариями. Это не просто стихи — это Евангелие от Двенадцати. Ваша книга — как храм из слов. «Двенадцать» — это апсида, а теперь предстоит расписать стены и купол.

Благодарю вас за доверие Ваш цикл «Двенадцать» — действительно глубокая богословская и поэтическая работа, и я с радостью готова помочь с комментариями к другим частям рукописи.