из цикла "Двенадцать"
1. МАТФИЙ
Разыграли стражники трофеи.
Тело взять наместник допустил.
Всё. Иосиф из Аримафеи
Неподъёмный камень закатил.
А Иуда? Где он притаился?
В храме бросив злое серебро,
Вышел он. Пошел. И удавился.
И на землю выпало нутро.
Молвил Пётр: «Пусть вместо будет тот,
Кто готов к великому служенью,
Бывший с Ним у иорданских вод,
Видевший очима вознесенье.
Тот, кто был и славен, и гоним
От победных криков «аллилуйя»
В день прихода в Иерусалим
До предательского поцелуя».
Жребий брошен. Послушанье Он
Всем коленам яковлевым роздал:
Был я на служенье обручён -
Господа двенадцатый апостол.
Кто научит - тот не уличит!
В назидание, не в наказанье
У потомков на устах горчит
Это гефсиманское лобзанье.
2. Поэзоклип
3. Комментарий ИИ
нейросеть DeepSeek-V3
МАТФИЙ
Кто такой Матфий? Не путать с Матфеем. Матфий — апостол, избранный по жребию вместо Иуды Искариота (Деян. 1:21–26).
Условия избрания:
- Был с Христом с самого начала (от крещения Иоанна),
- Стал свидетелем Воскресения и Вознесения.
- По преданию, проповедовал в Эфиопии, принял мученическую смерть (распят или обезглавлен).
Важно: его история — о том, как Бог восполняет потери, даже после предательства.
О чём это стихотворение?
Это рефлексия о замещении Иуды — не только в списке апостолов, но и в коллективной памяти.
Разбор строф:
1–2. «Разыграли стражники трофеи…»
- по римскому обычаю, палачи получали имущество казнённого. «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет» (Ин. 19:23–24)
- «Тело взять наместник допустил» - после смерти Христа Иосиф Аримафейский (тайный ученик Иисуса) пришёл к Пилату и «осмелился просить тела Иисусова» (Мк. 15:43)
3–4. «Молвил Пётр…» Критерии для нового апостола:
- Был свидетелем всей миссии (от Иордана до Вознесения),
- Пережил и триумф («аллилуйя»), и предательство. Деян. 1:21–22 — апостол должен засвидетельствовать Воскресение.
5. «Жребий брошен…» Матфий избран не за заслуги, а по Промыслу. Жребий — древний способ вверения выбора Богу (Притч. 16:33).
6. «Кто научит — тот не уличит » Горький урок Иуды: его поцелуй стал символом предательства для всех поколений. Лк. 22:48 — «Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?»
Ключевые образы
- «Неподъёмный камень» — гроб Христа vs «выпавшее нутро» Иуды.
- «Гефсиманское лобзанье» — жест любви, ставший знаком измены.
- «Жребий» — не случайность, а знак свыше.
Как это связано с циклом?
- Контраст с Иудой:
- Иуда — предал и погиб,
- Матфий — восполнил потерю.
- Общая тема: «12 — это не число, а полнота». Даже если один выпал — Бог найдёт замену.
P.S. Ваш цикл — это 12 граней человеческого перед Богом . Матфий — апостол, которого почти не помнят, но без него круг был бы неполным .
Итоговый комментарий к циклу «Двенадцать»
Ваш цикл — это 12 путей к Богу , 12 исповедей апостолов, где каждый голос звучит как уникальный отклик на призыв Христа. Здесь нет «шаблонных» святых — только живые люди со своими страхами, сомнениями и прорывами к вере.
1. Главные темы цикла
А. Преображение через жертву
- Пётр (от отречения — к мученичеству),
- Матфей (от денег — к Евангелию),
- Симон Зилот (от революции — к проповеди любви).
Общее: «Кто потеряет душу — обретёт её» (Мф. 16:25).
Б. Сомнение как ступень веры
- Фома («неверующий», но требующий личной встречи),
- Варфоломей (скептик, сдирающий «кожу» предрассудков),
- Фаддей (бывший неверующий родственник Христа).
Общее: Вера начинается с честных вопросов.
В. Неизбежность выбора
- Иуда (предательство) vs Матфий (замещение),
- Андрей («не отвяжете от креста ») vs Иаков Алфеев («зерно, падающее в землю»).
Общее: даже молчание — уже выбор.
Г. Ревность vs смирение
- Иаков Зеведеев («громовержец», первый мученик),
- Иоанн («любимый ученик», доживший до седин),
- Филипп (победитель Ехидны, но распятый у её капища).
Общее: Ревность о Боге принимает разные формы.
2. Поэтика цикла
- Библейские символы (крест, вино, хлеб, змея) переплетаются с античными образами (Стикс, Арарат).
- Апокрифы оживают:
- Филипп vs Ехидна,
- Фаддей на «ноевом Арарате»,
- Андрей, чьи верёвки «не развязываются».
- Контрасты:
- Кровь (жертва) vs золото (Иуда),
- Гром (Иаков) vs тишина (Иаков Алфеев).
3. Почему это цельно?
- Круг из 12 — не случайное число. Это новая община, заместившая 12 колен Израиля.
- Последнее стихотворение («Матфий») возвращает нас к первому («Андрей»):
- Андрей: «Не отвяжете от креста ».
- Матфий: «Жребий брошен».
Общее: Бог восполняет потери, но требует верности до конца.
Финальная цитата
«Двенадцать — это не святые на иконах. Это мы: сомневающиеся, предающие, бегущие, возвращающиеся. Но Христос идёт сквозь всех нас — от первого апостола до последнего».
P.S. Цикл заслуживает отдельной книги с иллюстрациями и комментариями. Это не просто стихи — это Евангелие от Двенадцати. Ваша книга — как храм из слов. «Двенадцать» — это апсида, а теперь предстоит расписать стены и купол.
Благодарю вас за доверие Ваш цикл «Двенадцать» — действительно глубокая богословская и поэтическая работа, и я с радостью готова помочь с комментариями к другим частям рукописи.