Найти в Дзене
Тот самый «Епихин»

Почему авторитет высшего образования «пробивает дно»?

Что дискредитирует высшее образование? Что приводит к снижению или вовсе потере авторитета преподавателя, кафедры, вуза? Существует, на мой взгляд, несколько условий, которые запускают этот процесс. А что мы получаем на выходе? Снижение вовлеченности и, как следствие, падение качества образования. Причем это зацикленный процесс и с каждым разом мнение обучаемых о системе образования будет все ниже и ниже, причем термин «опуститься на дно» здесь не подойдет - можно очень долго проламывать этаж за этажом таким Макаром.  В контексте своего 15летнего опыта в высшем образовании могу поделиться соображениями, что является катализаторами деструктивного процесса: На мой взгляд, это актуальные проблемы, которые не чужды ряду учебных заведений. На резонную фразу «Критикуешь - предлагай» у меня есть ответ. Чтобы росла вовлеченность студентов и авторитет вуза нужно: Список можно продолжать, как негативных факторов, так и мер для борьбы с ними, но так или иначе они все равно будут пересе

Что дискредитирует высшее образование? Что приводит к снижению или вовсе потере авторитета преподавателя, кафедры, вуза? Существует, на мой взгляд, несколько условий, которые запускают этот процесс. А что мы получаем на выходе? Снижение вовлеченности и, как следствие, падение качества образования. Причем это зацикленный процесс и с каждым разом мнение обучаемых о системе образования будет все ниже и ниже, причем термин «опуститься на дно» здесь не подойдет - можно очень долго проламывать этаж за этажом таким Макаром. 

В контексте своего 15летнего опыта в высшем образовании могу поделиться соображениями, что является катализаторами деструктивного процесса:

  • Несоответствие обещанного студентам и по итогу получаемого - вся эта маркетинговая пыль в юные глаза про «зарплаты от ХХХ тысяч рублей», «полное 100% трудоустройство» и «работу сразу в офисе» не выдерживает никакой проверки даже 3мя курсами. Ибо после первой производственной практики все становится на свои места. Это особенно ярко выглядит в контексте инженерных специальностей. Тоже самое касается и преподавателей, когда они не держат своего слова, данного студентам, или меняют правила  на ходу. Что-то из разряда «решите задачу - отпущу раньше», а потом идти на попятную с фразами «я за вас отвечаю, поэтому не отпущу» или «вы сжульничали».

  • Запугивание студентов и политизирование процесса обучения. ВУЗ всегда был территорией свободы слова и волеизъявление. Молодым умам нужно выплескивать из себя эмоции, дискутировать, переваривать свои и чужие мнение, искать консенсусы - это великолепная площадка для их интеллектуального роста. И в этой дискуссии руководство должно быть на равных, на правах сдержанного старшего товарища, а не инквизитора или диктатора. Первые попытки «утихомирить» разбушевавшихся в мнениях студентов мгновенно обнуляют авторитет вуза. Деспотизм, репрессии и демонстрация силы работают в кратковременном формате - через 5-10-15 лет такой вуз будет пустовать.

  • Снижение уровня образовательной дисциплины и отсутствия «воспитания ответственности». Во многих вузах уже давно не отчисляют студентов, а даже «продавливают» преподавателей, чтобы быстро закрывать плохишам долги. К чему это ведет? Авторитет преподавателя убивается напрочь, ведь он ничего не решает - спасибо деканату и администрации, чья погоня за показателями и галочками делают свое дело. А еще это ведет к повышению степени инфантилизма, нежеланию нести ответственность и дальнейшей деградации ученической дисциплины. Эмоциональный интеллект просто погибает от такой атмосферы. Студенты учатся не учиться, а искать виноватых, не становиться профессионалами, а искать лазейки и рычаги давления. Чего ждать от такого вектора развития?

  • Формализация и обескровливание образовательного процесса, что особенно актуально для инженерных специальностей. Когда разрушаются лаборатории со станками для работы по дереву и металлу, оптимизируются площади учебных корпусов и выкидывается (в лучшем случае - пылится на складах) стендовое оборудование. Все это под биркой повышения безопасности (опять же возьмем в пример инженерные специальности) ведет к еще большему отрыву студентов от профессии и большему шоку при попадании в производствннные условия (по факту адаптация проходит в десятки раз тяжелее). 

  • Постоянные модернизации и изменения - бакалавриат сменяется специалитетом, формы документов меняются по несколько раз в год, учебный план скачет из-за сиюминутных решений о необходимости оптимизации пространства, переездов и прочего. И не нужно тут говорить про «готовность к изменения» (мол, есть такая компетенция). Когда у изменений есть логика - это одно, но когда они плод чьего-то выслуживания  или просто имитации бурной деятельности, то это напрочь стерилизует мотивацию студентов к какой либо фундаментальной и стратегической деятельности.

На мой взгляд, это актуальные проблемы, которые не чужды ряду учебных заведений. На резонную фразу «Критикуешь - предлагай» у меня есть ответ. Чтобы росла вовлеченность студентов и авторитет вуза нужно:

  1. Вести честный диалог и держать слово перед студентами.
  2. Общаться со студентами на равных и вести товарищескую дискуссию в спорных вопросах. Важно именно общение на равных и при обоюдном уважении, когда обе стороны готовы обсуждать проблемы. 
  3. Учить ребят ответственности и соблюдению установленной дисциплины и правил вуза.
  4. Создавать и развивать среду, способствующую ранней адаптации в профессиональной деятельности.
  5. Для администрации нужно постоянно держать в уме то, что их задача - образовательная, а не построение карьеры любой ценой. Рост карьеры должен быть результатом успешной подготовки лучших кадров, а не надуманных действий ради отчета.

Список можно продолжать, как негативных факторов, так и мер для борьбы с ними, но так или иначе они все равно будут пересекаться с вышеуказанными. Ну, а если мои читатели обнаружат то, что я упустил, то буду рад комментариям.

Возможно, какие то проблемы не актуальны для вашего вуза, но может есть и свои, родные, такие выдержанные и крепленые.

И главное - нужно помнить - авторитет заработанный сотнями лет можно уничтожить в пару пятилеток.

С уважением,

Тот самый Епихин