Найти в Дзене
The Music That Rocks

Наедине с собой. Rick Wakeman 'Melancholia' (2025)

Продолжение фортепианной линии, обращённое внутрь ||| Автор: Иван Батура ||| Являясь третьей (или четвёртой, если считать Christmas Portraits 2019 г.) сугубо фортепианной работой Рика Уэйкмана, Melancholia идёт дальше предшественников, поскольку не работает с чужими творениями. Это не переложенные на клавишные песни, ставшие инструментальными кавер-версиями, а собственные сочинения маэстро, родившиеся из тех моментов, когда лишь музыка способна стать нашей Ариадной и помочь в блужданиях ослабленной души. Мятежные моменты грусти и тревоги, обращаемые в творческий поиск и медитативную импровизацию на любимом инструменте, позволили создать нечто вроде звукового путеводителя по нашим общим внутренним лабиринтам. «Альбом и, собственно, музыка были во многом вдохновлены моей женой Рэйчел, которая услышала, как я играю на фортепиано (это в итоге стало треком «Garo»), и спросила меня об этом. Я объяснил, что, когда я чувствовал себя подавленным или грустил, я всегда садился за фортепиано и игр

Продолжение фортепианной линии, обращённое внутрь

||| Автор: Иван Батура |||

Являясь третьей (или четвёртой, если считать Christmas Portraits 2019 г.) сугубо фортепианной работой Рика Уэйкмана, Melancholia идёт дальше предшественников, поскольку не работает с чужими творениями. Это не переложенные на клавишные песни, ставшие инструментальными кавер-версиями, а собственные сочинения маэстро, родившиеся из тех моментов, когда лишь музыка способна стать нашей Ариадной и помочь в блужданиях ослабленной души. Мятежные моменты грусти и тревоги, обращаемые в творческий поиск и медитативную импровизацию на любимом инструменте, позволили создать нечто вроде звукового путеводителя по нашим общим внутренним лабиринтам.

-2
«Альбом и, собственно, музыка были во многом вдохновлены моей женой Рэйчел, которая услышала, как я играю на фортепиано (это в итоге стало треком «Garo»), и спросила меня об этом. Я объяснил, что, когда я чувствовал себя подавленным или грустил, я всегда садился за фортепиано и играл, потому что это помогало мне исцелиться – такова сила музыки. Она сразу же сказала, что я должен поделиться этим, ведь все эти произведения могут иметь личное значение для каждого слушателя… так родилась «Меланхолия».»

«Застывающая импровизация» или же «Выросшая зарисовка» - такими эпитетами можно охарактеризовать любой номер пластинки. Руки Мастера скользят и порхают над клавишами, невольно вовлекая слушателя в тот самый мысленно-чувственный процесс, ставший исходной точкой, почвой и одновременно пунктом назначения всей записи. От созерцания к размышлению, от размышления к грусти, от грусти к потерянности, от потерянности к морю спокойствия, от спокойствия к надежде, от надежды к утреннему свету и ясности мыслей. Названия композиций так и тянут составить их в один связный абзац, как будто бы дающий ответы на смутные, но тревожащие вопросы нашего неспокойного духа. При этом они немногого требуют, но очень многое дают, ставя бурную, кипучую, слепую и несправедливую жизнь на паузу, заставляя не то, чтобы задуматься, но хотя бы не спеша подумать.

Что характерно, Уэйкман не ставит задачи поразить нас своей виртуозностью и мастерством (он это сделал давно и безоговорочно на многих других альбомах) и пластинка берёт не этим. Интимность, блуждающая сосредоточенность, потаённая эмоциональность, незаметно переводимая в умиротворяющую мысленную плоскость – всё это вкупе с проглядывающими сквозь фортепианные переливы мелодии позволяет Melancholia быть не просто моно-записью, но пробуждать нужные и редкие в наш перегруженный век чувства.

-3

Важным пунктом в извлекаемых нотах играет пауза – это особенно ощутимо на таких композициях, как Alone и Missing. В первой низкие и высокие звуки, сочетаясь с одном звуковом мире, в то же время оказываются разделены, словно блуждая в вечернем лесу и не в силах найти друг друга. Их голоса затихают и звучат реже, обретая безысходность. В свою очередь в Missing тема потерянности и одиночества, выраженная посредством того же контрапункта, начинает казаться ужасающе будничной.

В то же время, такие творения, как The Morning Light, Garo и Hidden Tranquility звучат приподнято и торжественно, возвещая нам о всегдашней обратной стороне любых событий – будь то плохие или хорошие. Таким образом, альбом балансируют три якоря – размышление, печаль и радость.

Да и сам Уэйкман спешит заверить, что новая музыка не характеризуется исключительно как мрачная и печальная.

«Эти треки полны благородства, они наполнены светом и решимостью. Они отражают разум, который смирился с меланхолией – не для того, чтобы избежать её, а чтобы преобразить».

Альбом ненавязчиво взывает, скорее, наблюдать за ускользающей жизнью, чем в ней участвовать, но в этом и кроется ключ к будущему. Ибо когда Меланхолия закончится – мы исцелимся и станем деятельны. Болезнь отступает, обманчивое чудо перерождения как будто открывает нам глаза, музыка звучит… И жизнь прекрасна.

///

///

Melancholia by Rick Wakeman on Apple Music

Источник изображений: www.discogs.com, www.metalplanetmusic.com

#RickWakeman #Melancholia #prog-rock #Neoclassicism