Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Иерусалимский Храм: История, Строительство и Святыни

Иерусалим, один из древнейших городов мира, на протяжении тысячелетий является духовным центром для трех авраамических религий. Его сердцем была и остается Храмовая гора — место, где история и вера переплелись неразрывно. Центральной фигурой этой истории был Иерусалимский Храм, главная святыня еврейского народа, а позже — место возникновения новых религиозных традиций. Изначально Иерусалим (Шалем) был ханаанским городом-государством. Его превращение в духовный центр началось с царя Давида, который завоевал город и сделал его столицей объединенного Израильского царства. Израильское царство — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом. Основание царства датируется XI веком до н. э., возможно, около 1030 года до н. э. В течение следующего столетия стало крупной державой Древнего Востока, под властью царей Саула, Давида и Соломона. После смерти царя Соломона (ок. 930—920 годов до н. э.) распалось на северное Израильское и юж
Оглавление

Иерусалим, один из древнейших городов мира, на протяжении тысячелетий является духовным центром для трех авраамических религий. Его сердцем была и остается Храмовая гора — место, где история и вера переплелись неразрывно. Центральной фигурой этой истории был Иерусалимский Храм, главная святыня еврейского народа, а позже — место возникновения новых религиозных традиций.

Храмовая гора. Стена Плача, «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра), мечеть Аль-Акса. Иерусалим.
Храмовая гора. Стена Плача, «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра), мечеть Аль-Акса. Иерусалим.

Храмовая гора. «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра), мечеть Аль-Акса, Стена Плача. Иерусалим.
Храмовая гора. «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра), мечеть Аль-Акса, Стена Плача. Иерусалим.

Древняя История: Иерусалим как Религиозный Центр

Изначально Иерусалим (Шалем) был ханаанским городом-государством. Его превращение в духовный центр началось с царя Давида, который завоевал город и сделал его столицей объединенного Израильского царства.

Израильское царство — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом. Основание царства датируется XI веком до н. э., возможно, около 1030 года до н. э.
В течение следующего столетия стало крупной державой Древнего Востока, под властью царей Саула, Давида и Соломона.
После смерти царя Соломона (ок. 930—920 годов до н. э.) распалось на северное Израильское и южное Иудейское царства.

Сюда он перенес главную святыню — Ковчег Завета. Его преемник, царь Соломон, осуществил грандиозный замысел постройки Первого Храма (Храм Соломона) в X веке до н.э. на горе Мориа (Храмовая гора). Согласно Библии, именно на этой горе Авраам проявил готовность принести в жертву своего сына Исаака.

Скиния — походный храм, который использовался израильтянами для поклонения Богу во время их странствий по пустыне после исхода из Египта. 
Скиния состояла из огороженного двора и самой палатки, которая была разделена на две части: Святое и Святое Святых. 
В Святом Святых находился Ковчег Завета, который символизировал присутствие Бога. 
Ковчег Завета — это священный предмет, описанный в Ветхом Завете, который хранился в Скинии, а позже в Иерусалимском Храме.
Внутри Ковчега Завета хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, а также сосуд с манной и посох Аарона. 
Ковчег считался величайшей святыней еврейского народа и символизировал присутствие Бога. Он находился в самой священной части храма — Святая Святых.
Скиния — походный храм, который использовался израильтянами для поклонения Богу во время их странствий по пустыне после исхода из Египта. Скиния состояла из огороженного двора и самой палатки, которая была разделена на две части: Святое и Святое Святых. В Святом Святых находился Ковчег Завета, который символизировал присутствие Бога. Ковчег Завета — это священный предмет, описанный в Ветхом Завете, который хранился в Скинии, а позже в Иерусалимском Храме. Внутри Ковчега Завета хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, а также сосуд с манной и посох Аарона. Ковчег считался величайшей святыней еврейского народа и символизировал присутствие Бога. Он находился в самой священной части храма — Святая Святых.

Первый храм, также Храм Соломона (950—586 год до н. э.)
Первый храм, также Храм Соломона (950—586 год до н. э.)

Центральный храм в Древнем Израиле стал символом единства Израильского царства. Он появился, когда государство достигло своего расцвета. Библия рассказывает, что храм построили в период наивысшего национального единства, во времена царя Соломона. Соломон воплотил в жизнь грандиозный проект. Он создал храм, к которому со всех концов Израиля стремились евреи, чтобы поклоняться.

«Король Соломон», 1874, художник Симеон Соломон.
«Король Соломон», 1874, художник Симеон Соломон.

Первый Храм, величественное сооружение из камня и ливанского кедра, простоял около 374 лет и был разрушен вавилонянами в 586 году до н.э. После возвращения евреев из плена в 516 году до н.э. был построен скромный Второй Храм (Храм Зоровавеля). Однако свою истинную славу и величие он обрел лишь спустя века, благодаря амбициозному проекту царя Ирода Великого.

Величественный Храм Ирода: Грандиозная Реконструкция

Около 22 года до н.э. царь Ирод Великий, желая увековечить свое имя и снискать расположение подданных, начал грандиозную реконструкцию Второго Храма. Фактически, это было не перестройка, а создание совершенно нового комплекса.

Реконструкция Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого
Реконструкция Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого

Реконструкция Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого
Реконструкция Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого

Процесс строительства: Каменоломни и доставка

  • Каменоломни: Основным строительным материалом служил белый известняк (мелеке). Главные каменоломни находились прямо под Храмовой горой и в ее окрестностях. Огромная подземная каменоломня, сегодня известная как «Пещеры Цидкии», простирается на сотни метров. Каменные блоки вырубались с такой точностью, что они идеально прилегали друг к другу без использования раствора.

Пещеры Цидкии
Пещеры Цидкии

  • Обработка и транспортировка: Гигантские блоки (некоторые весом до 400 тонн) вырубались с помощью деревянных клиньев, которые размачивались и раскалывали породу. Готовые блоки перемещали на деревянных катках с помощью системы рычагов, воротов и тысяч рабочих. Чтобы не осквернять святое место шумом и пылью, большая часть финальной обработки блоков (например, создание характерных выступающих краев) проводилась в карьере, и на гору они поднимались уже в готовом виде.

Камни, оставшиеся после разрушения Второго Храма в 70 году
Камни, оставшиеся после разрушения Второго Храма в 70 году

Структура и архитектура Храмового комплекса

Комплекс Ирода был грандиозным инженерным и архитектурным достижением. Он состоял из нескольких уровней и зон:

  • Огромная Площадь (Площадь Язычников) — территория перед Иерусалимским храмом, куда был открыт доступ всем, включая язычников. Вся гора была обнесена мощными подпорными стенами и засыпана, создав огромную прямоугольную платформу. Южная стена, например, достигала высоты 50 метров.

-14

  • Стоа (Портик) Царя: Вдоль южной стены тянулась грандиозная крытая колоннада — Базилика Царя, служившая общественным и коммерческим центром.
  • Собственно Храм: Располагался на возвышенности в северной части комплекса и был разделен на несколько дворов, доступ в которые был ограничен по степени святости:
    Двор Язычников: Самая внешняя часть.
    Двор Женщин: Далее следовал двор, куда могли входить еврейские женщины.
    Двор Израиля: Для еврейских мужчин.
    Двор Священников: Где стоял Жертвенник всесожжения.
    Святилище (Хейхал): Внутреннее помещение с Золотым алтарем курений, Золотой Менорой и Столом хлебов предложения.
    Святая Святых (Двир): Небольшое, совершенно пустое помещение, куда раз в году, в Йом Киппур (Судный день), входил только Первосвященник.

Макет-реконструкции Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого
Макет-реконструкции Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого

Макет-реконструкции Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого
Макет-реконструкции Иерусалимского Второго Храма Ирода Великого

Назначение Храма и связанные с ним верования

Иерусалимский Храм имел фундаментальное религиозное и национальное значение.

  • Религиозные функции: Храм был единственным разрешённым местом для принесения жертв Богу. Три раза в год — на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (праздник Кущей) — каждый еврей должен был совершить паломничество в Иерусалим. Главные предметы утвари, находившиеся в Храме, — это жертвенник всесожжения, золотой жертвенник воскурения, золотая Менора (семиствольный светильник) и Стол хлебов предложения.

-18

  • Символическое значение: Согласно иудейскому вероучению, Храм был местом ощутимого присутствия Бога (Шехины) в мире . Он понимался не просто как здание, а как точка соприкосновения неба и земли, духовный центр всего мироздания . Пророки и законоучители подчеркивали, что Храм был нужен не Богу, а самим людям, чтобы ощутить Божественное присутствие.
  • Храм в христианской традиции: Для христиан Иерусалимский Храм является прообразом Церкви Христовой и самого Иисуса Христа. В Новом Завете Христос говорит о Своем теле как о Храме, который будет разрушен и в три дня воссоздан. Видение храма пророком Иезекиилем православные толкователи часто понимают как символическое описание Церкви.
  • Вера в Третий Храм: В иудаизме существует устойчивое верование, что в конце времен Храм будет восстановлен (Третий Храм) и станет духовным центром для всего человечества. Согласно одной из традиций, его построит Мессия (Машиах), согласно другой — он чудесным образом сойдет с небес.

Наследие Храма: Новые Святыни на Древней Земле

Стена Плача

Храм Ирода был разрушен римлянами в 70 году н.э. во время Первой Иудейской войны. До наших дней от него уцелела лишь часть западной подпорной стены, известная как Стена Плача.

Стена Плача
Стена Плача

Стена Плача — это фрагмент укреплений Храмовой горы — все, что осталось от разрушения римлянами, возглавляемыми императором Титом, Иерусалима и Второго Храма во время Первой Иудейской войны в 70 году н. э.
Стена Плача — это фрагмент укреплений Храмовой горы — все, что осталось от разрушения римлянами, возглавляемыми императором Титом, Иерусалима и Второго Храма во время Первой Иудейской войны в 70 году н. э.

После разрушения Второго Храма религиозная история Иерусалима получила новое развитие, напрямую связанное с наследием Храмовой горы.

Храм Гроба Господня

С распространением христианства центр религиозного поклонения в Иерусалиме сместился. На месте, где, согласно верованиям, был распят, погребен и воскрес Иисус Христос, в IV веке н.э. по приказу императора Константина была построена церковь — Храм Гроба Господня. Для христиан это место стало главной святыней, заменив собой значение Иерусалимского Храма, который в христианском богословии рассматривался как прообраз Церкви Христовой.

Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня

Купол ротонды над Кувуклией. Храм Гроба Господня
Купол ротонды над Кувуклией. Храм Гроба Господня

Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме
Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме

Вершина Голгофы под стеклом
Вершина Голгофы под стеклом

Камень Миропомазания. Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили к погребению тело, совершили помазание миром и алоэ. Затем отсюда тело Христа отнесли и положили его в гроб.
Камень Миропомазания. Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили к погребению тело, совершили помазание миром и алоэ. Затем отсюда тело Христа отнесли и положили его в гроб.

Купол Скалы (Масджид Куббат ас-Сахра)

В VII веке н.э., с приходом ислама, Храмовая гора вновь стала эпицентром религиозной жизни. Мусульмане верят, что с Камня Основания в центре Храмовой горы пророк Мухаммад вознесся на небеса во время Ночного переноса (аль-Исра валь-Мирадж). Этот камень считается тем самым краеугольным камнем мироздания, на котором, по еврейской традиции, находился Ковчег Завета в Святая Святых Храма.

Чтобы защитить эту святыню, в 687–691 годах н.э. был возведен Купол Скалы — один из древнейших и красивейших памятников исламской архитектуры. Его золотой купол стал символом Иерусалима. Рядом с ним была построена мечеть Аль-Акса. Таким образом, на месте двух древних еврейских Храмов возникла третья великая святыня.

Стена Плача и «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)
Стена Плача и «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)

«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра) — мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, один из наиболее ранних памятников исламской архитектуры.
«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра) — мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, один из наиболее ранних памятников исламской архитектуры.

«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)
«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)

«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)
«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)

«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)
«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)

«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра) и Купол Цепи
«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра) и Купол Цепи

«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)
«Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра)

Храмовая гора. Мечеть Аль-Акса, «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра). Иерусалим.
Храмовая гора. Мечеть Аль-Акса, «Купол Скалы» (Масджид Куббат ас-Сахра). Иерусалим.

Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих.
Мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих.

Заключение

История Иерусалимского Храма — это не просто хроника строительства и разрушения. Это история веры, преемственности и трансформации. От Храма Соломона и грандиозного комплекса Ирода до Стены Плача, Храма Гроба Господня и Купола Скалы — каждый камень на Храмовой горе рассказывает историю о поиске Бога, о столкновении империй и о неугасимой вере, которая делает Иерусалим духовным центром для половины человечества.