Иерусалим, один из древнейших городов мира, на протяжении тысячелетий является духовным центром для трех авраамических религий. Его сердцем была и остается Храмовая гора — место, где история и вера переплелись неразрывно. Центральной фигурой этой истории был Иерусалимский Храм, главная святыня еврейского народа, а позже — место возникновения новых религиозных традиций.
Древняя История: Иерусалим как Религиозный Центр
Изначально Иерусалим (Шалем) был ханаанским городом-государством. Его превращение в духовный центр началось с царя Давида, который завоевал город и сделал его столицей объединенного Израильского царства.
Израильское царство — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом. Основание царства датируется XI веком до н. э., возможно, около 1030 года до н. э.
В течение следующего столетия стало крупной державой Древнего Востока, под властью царей Саула, Давида и Соломона.
После смерти царя Соломона (ок. 930—920 годов до н. э.) распалось на северное Израильское и южное Иудейское царства.
Сюда он перенес главную святыню — Ковчег Завета. Его преемник, царь Соломон, осуществил грандиозный замысел постройки Первого Храма (Храм Соломона) в X веке до н.э. на горе Мориа (Храмовая гора). Согласно Библии, именно на этой горе Авраам проявил готовность принести в жертву своего сына Исаака.
Центральный храм в Древнем Израиле стал символом единства Израильского царства. Он появился, когда государство достигло своего расцвета. Библия рассказывает, что храм построили в период наивысшего национального единства, во времена царя Соломона. Соломон воплотил в жизнь грандиозный проект. Он создал храм, к которому со всех концов Израиля стремились евреи, чтобы поклоняться.
Первый Храм, величественное сооружение из камня и ливанского кедра, простоял около 374 лет и был разрушен вавилонянами в 586 году до н.э. После возвращения евреев из плена в 516 году до н.э. был построен скромный Второй Храм (Храм Зоровавеля). Однако свою истинную славу и величие он обрел лишь спустя века, благодаря амбициозному проекту царя Ирода Великого.
Величественный Храм Ирода: Грандиозная Реконструкция
Около 22 года до н.э. царь Ирод Великий, желая увековечить свое имя и снискать расположение подданных, начал грандиозную реконструкцию Второго Храма. Фактически, это было не перестройка, а создание совершенно нового комплекса.
Процесс строительства: Каменоломни и доставка
- Каменоломни: Основным строительным материалом служил белый известняк (мелеке). Главные каменоломни находились прямо под Храмовой горой и в ее окрестностях. Огромная подземная каменоломня, сегодня известная как «Пещеры Цидкии», простирается на сотни метров. Каменные блоки вырубались с такой точностью, что они идеально прилегали друг к другу без использования раствора.
- Обработка и транспортировка: Гигантские блоки (некоторые весом до 400 тонн) вырубались с помощью деревянных клиньев, которые размачивались и раскалывали породу. Готовые блоки перемещали на деревянных катках с помощью системы рычагов, воротов и тысяч рабочих. Чтобы не осквернять святое место шумом и пылью, большая часть финальной обработки блоков (например, создание характерных выступающих краев) проводилась в карьере, и на гору они поднимались уже в готовом виде.
Структура и архитектура Храмового комплекса
Комплекс Ирода был грандиозным инженерным и архитектурным достижением. Он состоял из нескольких уровней и зон:
- Огромная Площадь (Площадь Язычников) — территория перед Иерусалимским храмом, куда был открыт доступ всем, включая язычников. Вся гора была обнесена мощными подпорными стенами и засыпана, создав огромную прямоугольную платформу. Южная стена, например, достигала высоты 50 метров.
- Стоа (Портик) Царя: Вдоль южной стены тянулась грандиозная крытая колоннада — Базилика Царя, служившая общественным и коммерческим центром.
- Собственно Храм: Располагался на возвышенности в северной части комплекса и был разделен на несколько дворов, доступ в которые был ограничен по степени святости:
Двор Язычников: Самая внешняя часть.
Двор Женщин: Далее следовал двор, куда могли входить еврейские женщины.
Двор Израиля: Для еврейских мужчин.
Двор Священников: Где стоял Жертвенник всесожжения.
Святилище (Хейхал): Внутреннее помещение с Золотым алтарем курений, Золотой Менорой и Столом хлебов предложения.
Святая Святых (Двир): Небольшое, совершенно пустое помещение, куда раз в году, в Йом Киппур (Судный день), входил только Первосвященник.
Назначение Храма и связанные с ним верования
Иерусалимский Храм имел фундаментальное религиозное и национальное значение.
- Религиозные функции: Храм был единственным разрешённым местом для принесения жертв Богу. Три раза в год — на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (праздник Кущей) — каждый еврей должен был совершить паломничество в Иерусалим. Главные предметы утвари, находившиеся в Храме, — это жертвенник всесожжения, золотой жертвенник воскурения, золотая Менора (семиствольный светильник) и Стол хлебов предложения.
- Символическое значение: Согласно иудейскому вероучению, Храм был местом ощутимого присутствия Бога (Шехины) в мире . Он понимался не просто как здание, а как точка соприкосновения неба и земли, духовный центр всего мироздания . Пророки и законоучители подчеркивали, что Храм был нужен не Богу, а самим людям, чтобы ощутить Божественное присутствие.
- Храм в христианской традиции: Для христиан Иерусалимский Храм является прообразом Церкви Христовой и самого Иисуса Христа. В Новом Завете Христос говорит о Своем теле как о Храме, который будет разрушен и в три дня воссоздан. Видение храма пророком Иезекиилем православные толкователи часто понимают как символическое описание Церкви.
- Вера в Третий Храм: В иудаизме существует устойчивое верование, что в конце времен Храм будет восстановлен (Третий Храм) и станет духовным центром для всего человечества. Согласно одной из традиций, его построит Мессия (Машиах), согласно другой — он чудесным образом сойдет с небес.
Наследие Храма: Новые Святыни на Древней Земле
Стена Плача
Храм Ирода был разрушен римлянами в 70 году н.э. во время Первой Иудейской войны. До наших дней от него уцелела лишь часть западной подпорной стены, известная как Стена Плача.
После разрушения Второго Храма религиозная история Иерусалима получила новое развитие, напрямую связанное с наследием Храмовой горы.
Храм Гроба Господня
С распространением христианства центр религиозного поклонения в Иерусалиме сместился. На месте, где, согласно верованиям, был распят, погребен и воскрес Иисус Христос, в IV веке н.э. по приказу императора Константина была построена церковь — Храм Гроба Господня. Для христиан это место стало главной святыней, заменив собой значение Иерусалимского Храма, который в христианском богословии рассматривался как прообраз Церкви Христовой.
Купол Скалы (Масджид Куббат ас-Сахра)
В VII веке н.э., с приходом ислама, Храмовая гора вновь стала эпицентром религиозной жизни. Мусульмане верят, что с Камня Основания в центре Храмовой горы пророк Мухаммад вознесся на небеса во время Ночного переноса (аль-Исра валь-Мирадж). Этот камень считается тем самым краеугольным камнем мироздания, на котором, по еврейской традиции, находился Ковчег Завета в Святая Святых Храма.
Чтобы защитить эту святыню, в 687–691 годах н.э. был возведен Купол Скалы — один из древнейших и красивейших памятников исламской архитектуры. Его золотой купол стал символом Иерусалима. Рядом с ним была построена мечеть Аль-Акса. Таким образом, на месте двух древних еврейских Храмов возникла третья великая святыня.
Заключение
История Иерусалимского Храма — это не просто хроника строительства и разрушения. Это история веры, преемственности и трансформации. От Храма Соломона и грандиозного комплекса Ирода до Стены Плача, Храма Гроба Господня и Купола Скалы — каждый камень на Храмовой горе рассказывает историю о поиске Бога, о столкновении империй и о неугасимой вере, которая делает Иерусалим духовным центром для половины человечества.