Казалось бы, это здание на Верхней Красносельской улице абсолютно ничем не выделяется. Что о нём можно сказать, увидев впервые? Наверное, что оно построено при Сталине, что несёт на себе отпечаток конструктивизма, что оно не шедевр архитектуры, но вполне симпатичное. В советское время в этом здании располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии. Сложно, не зная всех нюансов, догадаться, что здание института скрывает внутри себя монастырский храм Воздвижения честного креста Господня, построенный в 1692-м году. Храм не снесли, а именно встроили в здание института. Возможно, в будущем его восстановят в прежнем виде, как уже восстановили все сохранившиеся храмы Новоалексеевского монастыря. Этот монастырь по сути был старейшим женским монастырём Москвы. Он был основан в 1358-м году на митрополичьих землях на Остожье, где ныне стоит Зачатьевский монастырь. В то время обитель часто подвергалась разорениям и опустошалась пожарами: в 1451-м году её сожгли крымские татары; в 1547-м году она сгорела в Большом московском пожаре; в 1571-м году, во время похода хана Девлет-Гирея на Москву, её снова спалили крымские татары. Все эти беды привели к тому, что монастырь решено было перенести поближе к Кремлю, под защиту стен Белого города - в местность, носившую название «Чертолье». На старом месте, где осталась часть сестёр, со временем появился Зачатьевский монастырь. Алексеевский монастырь в Чертолье пользовался покровительством первого из Романовых - царя Михаила Фёдоровича. В 1634-м году под руководством мастеров Трефила Шарутина и Антипа Константинова в монастыре был возведён шедевр архитектуры XVII века - уникальный двухшатровый храм, по сути состоявший из двух церквей, в одной из которых главный престол был освящён в честь Преображения Господня, в другой - во имя Алексия, человека Божьего. Увы, он не сохранился до наших дней, так как все постройки старого Алексеевского монастыря были снесены перед строительством храма Христа Спасителя. Мне непонятно, зачем надо было разрушать исторический монастырь ради храма-памятника героям войны 1812-го года. Неужели в Москве того времени не было иного места, где почва подходила для строительства огромного храма. Думаю было. Санкт-Петербург вообще на сплошных болотах строили и ничего - стоит до сих пор. Видимо, одним из постоянных признаков нашей исторической колеи является неуважение к истории. Что при царях её не уважали, что при большевиках, что сейчас. По легенде, игуменья, недовольная разрушением монастыря, прокляла строителей и воскликнула: «Сему месту быть пусту». Впоследствии, храм Христа Спасителя и впрямь был разрушен, после чего на его месте так и не вырос гигантский Дворец советов.
Последним и окончательным местом размещения монастыря стало Красное село. После переезда он стал называться Новоалексеевским. Первым храмом на его территории стал Крестовоздвиженский собор конца XVII века. В 1853-м году по проекту архитектора Михаила Быковского был построен храм Алексия, человека Божия. Ныне он стоит между многоквартирным домом, зданием института и Третьим транспортным кольцом.
В советское время этот храм был Домом пионеров.
Все его росписи и богатое внутреннее убранство были уничтожены.
Из боковой двери можно выйти на огороженную территорию бывшего парка Дома пионеров и осмотреть храм со всех сторон.
До революции возле Алексеевского храма существовало монастырское кладбище, на котором было примерно 10500 захоронений. В своё время оно было весьма престижным. На нём часто хоронили представителей знатных дворянских фамилий: Нарышкиных, Волконских, Трубецких. Из известных людей на этом кладбище были погребены:
- железнодорожный магнат Карл Фёдорович Фон Мекк и его супруга Надежда Филаретовна Фон Мекк. Заброшенная и полуразрушенная усадьба Фон Мекков в Тульской области в настоящий момент является популярной туристической достопримечательностью.
- фабрикант Алексей Иванович Абрикосов, основавший кондитерское производство «Фабрично-торгового товарищества А.И. Абрикосова сыновей», в советское время переименованное в честь революционера Бабаева.
- поэт Александр Михайлович Жемчужников - один из создателей образа Козьмы Пруткова.
- Художник Илларион Михайлович Прянишников - один из основателей «Товарищества передвижников». Вы, скорее всего, видели его картину «В 1812 году», запечатлевшую пленных солдат армии Наполеона, бредущих по заснеженному полю под конвоем отряда партизан.
Кладбище славилось благоустроенностью и обилием цветов. Фотограф и краевед Алексей Тимофеевич Саладин описывал его так:
Ни на одном из московских кладбищ не ласкает глаз такое обилие цветов, как на Алексеевском. Несмотря на недавнее сравнительно происхождение, кладбище заселено очень плотно, могильные памятники тесно жмутся друг к другу, и только в самом конце, за кладбищенской церковью, есть еще небольшие клочки свободной земли.
В 1926-м году кладбище было закрыто, а в тридцатые годы - полностью стёрто с лица земли. Памятники использовались повторно, либо были пущены на стройматериалы. Металлические оградки и кресты пошли на переплавку. Массового перезахоронения останков не было.
Теперь на месте кладбища шумит Третье транспортное кольцо. За ним виднеется церковь Всех Святых, оставшаяся от того же Новоалексеевского монастыря.
Перед монастырской аркой звучит непрекращающийся гул автомобильного потока, проносящегося по бывшему кладбищу.
Сейчас на территории возрождённого монастыря проводится реконструкция, так что не везде есть возможность пройтись.
Храм Всех святых был построен в 1891-м году по проекту архитектора Александра Алексеевича Никифорова в стиле эклектики с использованием мотивов русского зодчества XVI-XVII веков. Храм славился уникальным иконостасом в русско-византийском стиле, изготовленным из белого мрамора по проекту архитектора Дмитрия Николаевича Чичагова. Подкупольное пространство и своды были расписаны в византийском стиле иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. После закрытия храма почти всё это великолепие было утеряно. С шестидесятых годов в закрытом храме хранился архив земской управы. Часть территории бывшего монастыря занимало производство зонтиков.
В девяностые храм был возвращён верующим. Чуть больше десяти лет назад было принято решение о возрождении Алексеевского женского монастыря. При этом Алексеевская церковь, по другую сторону от Третьего Транспортного кольца, осталась приходской.
Сейчас Всехсвятский храм, вроде бы, полностью отреставрирован снаружи, однако внутри ещё проводятся какие-то работы.
Помимо двух храмов от дореволюционного монастыря остались два келейных корпуса и несколько более мелких построек.
Келейные корпуса в советское время надстроили тремя этажами.
Ещё на территории монастыря есть часовня иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет», построенная во второй половине девяностых.
Рядом с часовней находится маленький монастырский некрополь.
Это хорошее место, хотя и не самое спокойное. С одной стороны тут ТТК, с другой - железная дорога. Со времён основания монастыря изменилось абсолютно всё.