Вот, честно, не очень для меня симпатичная личность, совсем. Мне, как автору, таковой видится. Но в Истории он был, а вспоминать нужно всех, тем более тех, кто свой след оставил. В данном случае, не очень хороший, как представляется, но оставил. Хотя попробую написать объективно.
Несколько лет назад один знакомый в телефонном разговоре рассказал, что прочитал книгу воспоминаний этого героя статьи и прямо не скрывал положительной оценки. Мол, знаешь, там столько всего интересного написано ... стало откровением ... я ранее не читал ... и т.д. Мол, приобрети, тебе будет интересно.
Я послушал, приобрел, прочитал ... Скажем так - особо интересного для себя не нашел, чего-то очень нового, каких-то сенсационных откровений тоже не обнаружил. А, уж, в оценке целого ряда известных персон того времени - штампы, штампы, штампы, прямо, так и повеяло, начиная с 1953 года, после убийства Л.П.Берии ... Так позже своему знакомому и сказал.
К слову, ответ на эти штампы нашел прямо на первой странице вступления в этой книге, где русским по-белому было написано (я выделю специально) -
"Примерно с 1964 года ... начал работать над мемуарами, дополняя, А ПОДЧАС ПЕРЕПИСЫВАЯ СТАРЫЕ ДНЕВНИКИ"
Зачем их переписывать? Чтобы "от линии партии не отличались"? Вопросы ...
Речь шла о книге "Записки из чемодана. Тайные дневники первого председателя КГБ, найденные через 25 лет после смерти", автором которой считается он, когда-то Герой Советского Союза и генерал армии, а позже пониженный в звании до генерал-майора и лишенный звания Героя Советского Союза, Иван Александрович Серов
А здесь уже без звезды Героя и без военного мундира, фото 1985 года
А еще он стал первым председателем нового КГБ при СМ СССР, что был создан в марте 1954 года, когда ряд структур органов госбезопасности выделили из состава МВД СССР на основании записки тогдашнего министра ВД С.Н.Круглова.
Почему написал, что Серов считается автором этой книги воспоминаний? Дело в том, что там целая детективная история. Якобы дневники он вел с 1939 года, когда его взяли на работу в органы. Естественно, все делал скрытно - никто не должен был знать о дневниках. Записи делал в одиночестве, тетради и блокноты хранил в тайниках, никому не показывал.
В 2012 году его бывший дом на Рублевке отойдет внучке - Вере, которая затеет там ремонт. И когда будут вскрывать стены в гараже, пристроенном к дому, обнаружится проем, в котором лежали 2 небольших старых чемодана, заполненных тетрадками, блокнотами и т.п. Это и были те самые "Записки из чемодана".
Свой привычный вид они приобретут позднее, когда родственники передадут их для литературного оформления А.Е.Хинштейну. Поэтому на обложке он и указан.
Иван Серов родился в крестьянской семье в Вологодской губернии. Учился - начальная школа, затем школа 2-й ступени.
Для справки. Школа 2-й ступени - это общеобразовательная школа в СССР, существовавшая с 1918 по 1934 год. Она включала 6-9 (с 1923 года - 5-9) классы. В 1934 году школа 2-й ступени была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.
По комсомольской путевке Серов был направлен в пехотную школу в Ленинграде, во время учебы вступил в ВКП(б). По завершении обучения сначала попал в кавалерию, затем его перевели в артиллерию. Служил, дошел до майора, поступил в 1936 году в Военную академию имени М.В.Фрунзе, учился на спецфакультете, как сам вспоминал - "Пришлось с большим трудом учить японский язык ...".
Казалось, так и пойдет его жизнь в связке с армией, будет строить военную карьеру. Но в январе 1939 года Серова и еще ряд командиров - слушателей академии, вызвал к себе замнаркома обороны по кадрам армейский комиссар 2-го ранга Е.А.Щаденко.
На очень короткой по времени встрече, Щаденко объявил всем присутствующим, что согласно решению Политбюро ЦК всех их направляют для прохождения дальнейшей службы в распоряжение НКВД СССР. Никаких возражений не принимается, встреча на этом завершилась. Так Иван Серов и попал на службу в органы.
Первоначально он сразу стал заместителем начальника Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР, а через неделю возглавил управление.
Пять месяцев Серов носил милицейскую форму и вникал в работу доселе совершенно неизвестной ему структуры, а затем покидает ГУРКМ и переходит на должность начальника Секретно-политического отдела ГУГБ НКВД. Отдел занимался борьбой с антисоветскими элементами. До Серова им руководил один из ближайших сотрудников Лаврентия Павловича Берии Богдан Кобулов.
К слову - в Военной академии Серов был в звании майора, в феврале 1939 года ему тоже было присвоено звание майора, только госбезопасности. Оно приравнивалось званию комбрига в РККА. Вот так Серов из майоров достиг уровня комбрига буквально за считанные дни. Но это было не последнее звание у Серова в органах. Совсем скоро он, к примеру, стал старшим майором госбезопасности, что соответствовало армейскому званию комдива.
А уже 2 сентября 1939 года Серов получил новую должность - нарком Внутренних дел Украинской ССР.
С этой должностью были проблемы. Обязанности наркома в тот момент исполнял брат Богдана Кобулова Амаяк. После вступления в должность Серова Амаяк Кобулов уехал в Берлин - работать в резидентуре под посольским прикрытием.
А до него наркомом был А.И.Успенский, который, ожидая ареста в 1938 году, сбежал и скрылся. Имитировал свою смерть (якобы утонул в реке) и пять месяцев находился в бегах. Жил по поддельным документам, пока его не задержали.
Именно на Украине случились два судьбоносных знакомства в судьбе Серова - с Хрущевым, что был тогда первым секретарем ЦК компартии Украины. А в июне 1940 года - с генералом армии Г.К.Жуковым, назначенным командующим Киевскими ОВО.
Они сыграют большую роль в жизни Серова, особенно Хрущев. И то, что Серов будет служить ему верой и правдой - совсем не делает ему чести. Это личное мнение автора.
После включения в состав СССР Западной Украины Серов перебрался во Львов, где активно занимался чисткой на новых землях от антисоветских элементов, коих хватало с избытком.
Он прослужил на Украине 1,5 года. В феврале 1941 года Серова отозвали в Москву и назначили первым заместителем наркома госбезопасности СССР. Тогда произошло разделение НКВД на два наркомата - НКВД непосредственно и НКГБ. Наркомат госбезопасности возглавил Всеволод Николаевич Меркулов.
Забегая вперед можно сказать, что через несколько месяцев оба наркомата снова соединили в один - НКВД, Серов стал заместителем наркома ВД.
Он курировал милицию, пожарную охрану, тюремное управление, штаб истребительных батальонов, управление по делам военнопленных и интернированных.
Во время войны Серов участвовал в депортациях, в частности таких, как ликвидация АССРНП - Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья. Осенью 1941 года значительная часть поволжских немцев была выселена на территорию современного Казахстана, на Алтай и в Сибирь.
В 1944 году Серов участвовал в депортациях чеченцев, ингушей, калмыков, крымских татар.
В начале 1945 года в целях обеспечения очистки тылов действующей армии от враждебных элементов был утвержден институт уполномоченных НКВД СССР. Серов стал уполномоченным на 1-м Белорусском Фронте, которым уже командовал его давний знакомый Маршал Жуков. Именно по представлению Жукова 29 мая 1945 года Серов был удостоен звания Герой Советского Союза.
Одновременно Серов руководил работой органов НКВД на территории Германии.
Стоит сказать, что в это время у Серова серьезно стали обостряться отношения с Виктором Абакумовым, руководителем СМЕРШ, затем ставшим министром госбезопасности.
У них практически была самая настоящая война. Абакумов жаловался Сталину, что Серов превышает свои полномочия, вмешивается в работу СМЕРШ, хотя никакого права не имеет, Серов в ответ ругался самыми последними словами, не стесняясь в выражениях.
Кстати, немного забегая вперед - о грубости, резкости и своеволии Серова в плане личных качеств упомянул О.М.Хлобустов в книге "КГБ СССР 1954-1991 гг. Тайны гибели Великой державы", написав, что этому есть немало свидетельств. Но он не обманул ожиданий Хрущева по "перестройке" работы органов госбезопасности.
Вражда с Абакумовым усиливалась. Абакумов жаловался Л.П.Берии, что Серов допускает провокации, чем он хорошо известен, и склоки в работе. Одновременно подготовил материал для Сталина, что Серов немало трофеев вывез из Германии, в том числе и благодаря своим связям с Жуковым.
В ответ Серов писал на Абакумова Сталину, упрекая министра госбезопасности в некомпетентности. Так, проводимая министерством операция против бандеровцев на Западной Украине была им известна заранее, что позволило скрыться многим руководителям. Писал, что Абакумов не раз высказывал угрозы расправиться и с Серовым, и с другими работниками МВД (так стало называться НКВД).
Все это, как капля, образно говоря - наполняла стакан минусов в отношении Абакумова, в итоге в 1951 году он был снят с должности и арестован.
После смерти Сталина Хрущев приблизил к себе Серова, по его поручению он исподволь начал готовить кадры руководителей, что планировались вместо Берии и его команды. Эти переговоры с потенциальными кандидатами Серов вел тайно. Он уже для себя принял решение - сделать ставку на Хрущева, поэтому и никак не пострадал после убийства Берии и ареста членов его команды. Хотя сам был в заместителях, очень многих знал давно и работал вместе с ними.
В 1955 году Серову присвоили звание генерала армии. В КГБ при Серове началась чистка и сокращение численного состава органов. При этом сам Комитет был существенно понижен в своем государственно-правовом статусе в сравнении с МГБ СССР.
К слову - в июне 1957 года Серов докладывал в ЦК, что с момента образования КГБ -
"... из органов было уволено более 18 тысяч человек, в том числе 2 300 сотрудников за нарушение социалистической законности, злоупотребления служебным положением и служебные проступки. Около 200 человек были уволены из Центрального аппарата КГБ, 40 были лишены генеральских званий ..."
Хрущев многократно заявлял, что органы госбезопасности вышли из-под партийного контроля при Сталине, что недопустимо совершенно! Под лозунгом "недопущения возврата к 1937 году" сотрудникам КГБ было запрещено собирать информацию компрометирующего характера на представителей партийной-советской номенклатуры. Это привело к росту коррупции, сращиванию этой самой номенклатуры с криминалом, что могло привести только к негативным последствиям. Что мы и наблюдали затем в нашей Истории.
Известный Леонид Млечин (я не собираюсь оценивать его работы в данной статье) написал в своей книге "Председатели КГБ. Рассекреченные судьбы", что во время своего руководства КГБ Серов провел большую чистку архивов госбезопасности, в первую очередь от большого объема материалов, компрометирующих партийно-правительственную элиту Советского Союза. Вероятно, с Хрущева начиная.
При этом, как пишет Млечин - по воспоминаниям арестованных, находившихся в 1954-1955 годах во внутренней тюрьме КГБ, дышать было просто невозможно от дыма - он шел от костров, что жгли во внутреннем дворе, где мешками сжигались, как считается, документы. Это, подчеркну, было ДО пресловутого ХХ съезда и лживого доклада Хрущева.
Еще упоминаются 11 мешков документов из личного архива Берии - досье на многих руководящих партийных работников, что были у власти. Документы Серовым были переданы в ЦК Хрущеву. Млечин утверждает, что члены Президиума ЦК приняли решение с этими документами не знакомиться, а сжечь. Как-то не очень верится.
Принял Серов участие в подавлении мятежа в Венгрии в октябре 1956 года. Серов распорядился всем особым отделам вступивших на территорию Венгрии дивизий проводить аресты организаторов мятежа, всех, оказывающих сопротивление и т.п. При этом резко критиковал действия местных властей, которые чинят препятствия советским войскам и жаловался по этому поводу в Москву. Он говорил, что делать уступки нельзя. Считал, что уступки влекут за собой все новые требования.
1956 год отметился еще антихрущевскими выступлениями в Грузии, где местное население не было согласно с антисталинской политикой Хрущева. Манифестации были разогнаны, не обошлось без жертв. А КГБ провело многочисленные аресты.
А 1957 год принес резкое обострение в борьбе за власть между Хрущевым и будущей т.н. "антипартийной группой". Ситуация для Хрущева складывалась очень сложная, расклад на заседании Президиума ЦК был совсем не в его пользу.
18 июня 1957 года Президиум голосами 7 на 4 проголосовал за снятие Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Но тут на помощь Хрущеву пришли Серов и Жуков. Жуков выделил самолеты военно-транспортной авиации, а Серов организовал сбор членов ЦК - сторонников Хрущева. По их прибытии в Москву был срочно проведен Пленум, где сторонников Хрущева было большинство, отстранение его от власти не состоялось.
Павел Судоплатов, легенда советской разведки, вспоминал, что уже после суда над ним и вынесения приговора в сентябре 1958 года, его привезли в кабинет Серова, где последний сказал Павлу Анатольевичу -
"Вас отправят во Владимирскую тюрьму. Если вы вспомните там о каких-нибудь подозрительных действиях или преступных приказах Молотова и Маленкова, сообщите мне"
Судоплатов отсидел срок заключения, во время которого перенес три инфаркта, ослеп на один глаз, стал инвалидом, но ничего так и "не вспомнил".
А затем Хрущев стал избавляться от тех, кто ему помогал - от Жукова и Серова. Эта история известна. Первым пал Жуков. Они с Серовым не были очень уж большими друзьями, хорошими знакомыми точнее, соратниками. Серов тут принял сторону Хрущева.
Вот так у него было по жизни - жаловался на Абакумова, за спиной Берии тесно общался с Хрущевым, выбрал Хрущева в ситуации с Жуковым. Не помогло - Никита знал, что у Серова хорошие отношения с Жуковым. И если Жукова лишили всех постов, исключили из политической жизни страны, то Серова убрали из КГБ - 10 декабря 1958 года его назначили начальником Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Вооруженных Сил СССР. Таким образом он оказался в военной разведке.
Своему зятю, известному писателю Эдуарду Хруцкому Серов сказал, что был рад, получив назначение в ГРУ. На вопрос - почему, ответил - я вернулся в армию.
Было такое мнение, что снятие Серова с должности председателя КГБ произошло по причине, что он против себя настроил очень многих в отделе административных органов ЦК. Хрущеву на мозги капали, капали ... капля точит камень, как известно.
Серов был в ГРУ 5 лет, но все в жизни заканчивается когда-нибудь. Так и Серов свою службу в ГРУ завершил с огромным скандалом.
22 октября 1962 года в Москве был арестован полковник ГРУ Олег Пеньковский
Его обвиняли в шпионаже в пользу США и Великобритании. Эта история большая и отдельная, она известна.
Серова, как начальника ГРУ, обвинили, что он помог Пеньковскому попасть в ГРУ. Хрущев был вне себя. В итоге 2 февраля 1963 года генерала армии Серова сняли с должности руководителя ГРУ.
Но это было еще не все - 7 марта 1963 года президиум ЦК принял решение "О работе ГРУ". Была назначена комиссия, которая быстро дала свою оценку.
12 марта 1963 года генерал армии Серов был разжалован в генерал-майоры и лишен звания Героя Советского Союза.
Генерал-майора Серова назначили помощником командующего Туркестанским ВО по учебным заведениям. Затем был Приволжский ВО, а в 1965 году, по достижении возраста в 60 лет, Серова увольняют из армии на пенсию. Нашли болезнь (мало ли их может быть с возрастом!) и уволили.
Он писал в ЦК, в Министерство обороны, считал, что с ним поступили несправедливо, он не виноват, Пеньковского даже толком и не знал, но его обращения результатов не имели.
На пенсии Серов прожил еще 25 лет, в основном жил на даче. Эдуард Хруцкий, зять Серова, вспоминал -
"От всех разговоров он уходил. Ничего не говорил о своей работе. Он был человеком старой школы..."
Иван Александрович Серов скончался 1 июля 1990 года. Похоронен на сельском кладбище - село Ильинское (недалеко от Барвихи) Одинцовского района Московской области.
Серов лично мне совсем не симпатичен. Одна его помощь Хрущеву чего стоит. Но такой человек был в Истории нашей страны и оставил свой след.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.