Еще в процессе мытарств с ПМПК дефектолог предложила мне обратиться к неврологу, которая в то время лечила одного из её воспитанников. По её словам, в течение полугода она наблюдала значительные изменения в его когнитивном развитии, и прекрасно осознавала, что это лишь частично связано с их регулярными занятиями. Лечение давало свои плоды, работа шла быстрее и эффективнее, ранее наработанные в условиях кабинета навыки стали проявляться в повседневной жизни ребенка.
Учитывая текущую ситуацию с Артуром, его вялое состояние и предшествующие откаты, я без особых надежд записалась на прием к врачу, благо центр располагался в получасе езды от нашего дома. Стоимость часовой консультации оказалась удивительно низкой, всего 5000 р. за час работы специалиста с почти сорокалетним опытом.
Первичная консультация и обследования
Прибыв в центр в назначенное время, мы увидели большое количество детей с ДЦП, аутистов (настоящих, подросших, с полным спектром проявлений болезни), а также деток с тяжелыми генетическими нарушениями. Атмосфера была спокойная, все работали очень слаженно, было видно, что персонал на постоянной основе работает с такими детьми. Как позднее оказалось, центр принимает детей со всей России и работает со многими благотворительными фондами.
Прием начался без задержек. Врач оказалась приятной строгой женщиной. Опрос был стандартным для врачей её профиля и специалистов-дефектологов: как протекали беременность и роды, как ребенок развивался, с какого момента и как стали проявляться особенности. Удивительным для меня было то, что это был первый врач, который раздел ребенка до трусов и потратил на детальный осмотр не менее 40 минут. Были проверены все рефлексы, осанка, способность стоять и прыгать на каждой ноге.
Немаловажным фактором для дальнейшего сотрудничества стало подробное объяснение всех текущих наблюдений и предположение возможных патологий. Именно предположения, которые могли подтвердиться или нет при последующем обследовании: ночном ЭЭГ и МРТ головного мозга, сосудов головного мозга и шеи. Первое исследование было проведено непосредственно в центре, второе уже в НПЦ специализированной медицинской помощи детям имени В. Ф. Войно-Ясенецкого.
Результаты обследований
В отличие от ночного ЭЭГ, проведенного в другом центре, здесь всё было расписано очень подробно. Моё особое внимание привлекло описание альфа-ритма. Ранее в заключении были указаны стандартные параметры, соответствующие возрасту ребенка и показывающие отсутствие патологий в части развития когнитивных способностей. В этом же заключении присутствовали фразы, указывающие на прерывистость альфа-ритма. Как впоследствии пояснила врач, прерывистый сигнал указывал на незрелость головного мозга, что на деле проявлялось очень плохой концентрацией внимания, проблемами с долговременной памятью, отсутствием понимания речи и говорения.
Заключение МРТ было максимально неинформативным и свидетельствовало об отсутствии каких-либо нарушений. Неприятная правда вскрылась при изучении снимков совместно со специалистом. Врач показывала, как должно быть в норме, и какие нарушения есть у Артура. Повреждено было левое полушарие, непосредственно отвечающее за развитие речи, логическое мышление и память. Правое полушарие обошлось без повреждений. Однако, в речи, как известно, участвует весь мозг. Как следствие, формирование речи и интеллекта в целом при таких вводных данных было непосильной задачей даже для самых опытных специалистов. По сути, физиологически, мозг Артура не развивался, а предположение специалистов об умственной отсталости, причем первичной, имело под собой объективное основание.
В какой момент всё это произошло остаётся только догадываться. Естественно имела место гипоксия в родах, которая свойственна очень многим новорожденным и успешно ими преодолевается по мере взросления. Сильный организм адаптируется ко всему. Организм моего ребенка особой выносливостью не отличался, т.к. я страдала от чудовищного токсикоза вплоть до самых поздних сроков беременности. Нормальное развитие в первые годы и последующий регресс после попадания в инфекционное отделение мы изначально объяснили для себя двумя возможными причинами. Первая заключалась в попадании нейроинфекции в и без того ослабленный организм ребёнка, вторая состояла в изначальном наличии повреждений, которые при взрослении привели к условному откату.
В свою очередь на МРТ также было отчетливо видно, что одна из артерий фактически иссушена, что приводило к отсутствию нормального кровоснабжения мозга. Причин патологии позвоночной артерии великое множество, как и последствий. В нашем случае был поставлен диагноз дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП), т.е. хроническое нарушение кровоснабжения головного мозга, которое сопровождается гибелью нейронов.
ДЭП развивается медленно и тяжело диагностируется, т.к. изначально нарушения в работе мозга не так очевидны. Этим данное заболевание и опасно. Артур изначально был очень веселым активным ребенком. При первом откате были истерики с рвотой, полная дезадаптация и появление аутистических черт. Вся эта симптоматика была полностью проигнорирована лечащими врачами и списана на манифест аутизма.
Второй этап сопровождался утратой с трудом наработанных навыков, сильной бледностью и полной неспособностью к дальнейшему обучению. Переход на вторую стадию ДЭП крайне опасен и при отсутствии лечения приводит к летальному исходу.
Пожалуйста, если вы наблюдаете у своего ребенка или более старшего члена семьи подобные симптомы, лучше проверьте его здоровье в хорошем медицинском центре! Не повторяйте наш путь! Это крайне опасно!Аутистические проявления у ребенка очень часто свидетельствуют о неврологических проблемах. И даже если окажется, что ваш ребенок страдает РАС, исключение других патологий может способствовать более эффективной коррекционной работе.
Бывают ли алалики без патологий развития головного мозга?
Да, бывают. В моём ближайшем окружении есть дети, у которых речь либо не развивается, либо развивается очень медленно, и при этом мозг абсолютно «чистенький», все показатели ЭЭГ в норме, кровообращение «дай Бог каждому». Сразу оговорюсь, что у всех детей подробнейшим образом исследован слух, и здесь тоже не зафиксировано никаких проблем. Изучение МРТ и ЭЭГ проводилось теми же специалистами.
Таким образом, если у вас неговорящий ребёнок, обследование и последующее наблюдение у врачей является обязательным. Алалия может быть, как следствием серьезных нарушений в работе мозга, так и носить патологических характер без видимых нарушений. Важно изучать особенности развития ребенка и формирования высших психических функций, реакцию на коррекционные мероприятия, наличие или отсутствие так называемых откатов в развитии и освоении навыков, состояние здоровья и эмоциональный фон. Не является редкостью отсутствие речи или утрата речевых функций вследствие серьезных психологических переживаний. Каждый ребенок индивидуален.
____________________________
Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте лечения и коррекции алалии. Когда заметили первые особенности в поведении и развитии ребенка?
Какие обследования провели, и какие были результаты? Что помогло больше, лечение или коррекционная работа?