Найти в Дзене
Людмила Плотникова

Стоянка у "Банного лога"

Название «Банный лог» я помню с детства. Как-то бабушка Акулина Яковлевна гостила у нас в Зырянке. А когда собралась к себе домой в Гусиное, мы с братом поехали с ней. В г. Катайск мы прибыли на автобусе, а вот до Гусиного рейс отменили. Расстояние до деревни небольшое, поэтому решили добираться пешком. Дорога шла по левому коренному берегу Исети, заросшему многовековыми соснами, и бабушке была хорошо знакома. Когда подходили к Банному логу (между Катайском и с. Боровским), она велела нам молчать. Это потом нам рассказали, что место издавна отметилось дурной славой, разбойничали люди в тех глухих местах, караулили путников, поэтому они старались быстрее миновать опасную местность. Как я тогда поняла, название и отразило то состояние людей, когда они проходили или проезжали лог. Испарина появлялась у человека от испуга, как будто он в бане побывал. Спустя несколько лет я снова столкнулась с названием «Банный лог», когда работала с археологической картой Катайского района Курганской об
Банный лог. Фотография К. Мельникович
Банный лог. Фотография К. Мельникович

Название «Банный лог» я помню с детства. Как-то бабушка Акулина Яковлевна гостила у нас в Зырянке. А когда собралась к себе домой в Гусиное, мы с братом поехали с ней. В г. Катайск мы прибыли на автобусе, а вот до Гусиного рейс отменили. Расстояние до деревни небольшое, поэтому решили добираться пешком. Дорога шла по левому коренному берегу Исети, заросшему многовековыми соснами, и бабушке была хорошо знакома. Когда подходили к Банному логу (между Катайском и с. Боровским), она велела нам молчать. Это потом нам рассказали, что место издавна отметилось дурной славой, разбойничали люди в тех глухих местах, караулили путников, поэтому они старались быстрее миновать опасную местность. Как я тогда поняла, название и отразило то состояние людей, когда они проходили или проезжали лог. Испарина появлялась у человека от испуга, как будто он в бане побывал.

Спустя несколько лет я снова столкнулась с названием «Банный лог», когда работала с археологической картой Катайского района Курганской области. Люди появились в наших краях несколько тысячелетий назад, о чём рассказали данные археологических разведок. Как сами называли эти места древние люди, мы уже не узнаем, а исследователи давали названия археологическим памятникам, исходя из современных названий.

Оказалось, что обследование территории около Банного лога проходило несколько раз. Первые исследования предпринял в 1916 г. сын катайского купца П. Ф. Первушин, который интересовался прошлым родной земли и открыл несколько памятников археологии.

Археолог К. В. Сальников. Фотография из открытых источников
Археолог К. В. Сальников. Фотография из открытых источников

В 1940 г. разведку проводил археолог К. В. Сальников. В обрыве левого берега реки Исеть были зафиксированы фрагменты керамики с гребенчатым орнаментом и кремневые пластины. Материалы П. Ф. Первушина, полученные в ходе исследования памятника, хранятся в Шадринском краеведческом музее. А материалы К. В. Сальникова находятся в Челябинском областном краеведческом музее.

Константин Владимирович Сальников предварительно датировал археологический памятник эпохой неолита или эпохой бронзы. Следов укреплений найдено не было, поэтому его определили как стоянку. В 1993 г. объект был внесён в реестр археологических памятников Катайского района Курганской области.

С тех пор исследования здесь не проводились, поэтому трудно сказать, в каком состоянии находится объект исторического наследия в наши дни.

Местность привлекала людей постоянно, о чём говорят и единичные находки. Так на окраине села Боровского в 2021 г. был найден небольшой медный топор-кельт, который археологи отнесли к раннему железному веку.

Топор-кельт, находка 2021 г. Фотография А. Горяева
Топор-кельт, находка 2021 г. Фотография А. Горяева

При длине 8 см и ширине 5 см он весит 215 г. Подобные кельты были распространены на достаточно обширной территории. А мастерами по изготовлению медных и бронзовых изделий в тот период были иткульцы.