Найти в Дзене

Виктор Пелевин "А Sinistra"

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (От Марка 8:36) Рецензию на новый роман автора я хотела бы начать с эпиграфа. Эти евангельские слова будут часто звучать в произведении. И, на мой взгляд, в них обозначена главная мысль романа. Это история о великом грешнике, который вышел на путь Спасения. Ему мог принадлежать целый мир, но он выбрал свою бессмертную душу. Сразу скажу, что роман произвел на меня колоссальное впечатление, я давно не испытывала такого восторга, даже не восторга, это плохое слово для обозначения того непередаваемого чувства, которое я испытала, прочитав произведение до конца. Идеи, прозвучавшие в произведении, были мне созвучны, и я нашла ответ на важнейший для меня вопрос. Этот роман, на мой субъективный взгляд, самое сильное произведение автора. Я думала, что Пелевин сдулся, судя по последним его книгам. Но нет, тут он превзошел самого себя. Роман, если можно так выразиться, входит в цикл про баночную вселенную. Понять про

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (От Марка 8:36)

Рецензию на новый роман автора я хотела бы начать с эпиграфа. Эти евангельские слова будут часто звучать в произведении. И, на мой взгляд, в них обозначена главная мысль романа. Это история о великом грешнике, который вышел на путь Спасения. Ему мог принадлежать целый мир, но он выбрал свою бессмертную душу.

Сразу скажу, что роман произвел на меня колоссальное впечатление, я давно не испытывала такого восторга, даже не восторга, это плохое слово для обозначения того непередаваемого чувства, которое я испытала, прочитав произведение до конца. Идеи, прозвучавшие в произведении, были мне созвучны, и я нашла ответ на важнейший для меня вопрос. Этот роман, на мой субъективный взгляд, самое сильное произведение автора. Я думала, что Пелевин сдулся, судя по последним его книгам. Но нет, тут он превзошел самого себя.

Роман, если можно так выразиться, входит в цикл про баночную вселенную. Понять произведение можно, наверное, прочитав все остальные романы из этой серии. Если коротко, в будущем общество колоссально изменилось, теперь сильные мира сего могут поместить после смерти свой мозг в банку и продолжать жить в созданной для таких богачей симуляции. Причем, правители продолжают из этих банок руководить, бизнесмены зарабатывать деньги. А простые люди живут так же на земле, но уже, скажем так, в зелёной эре, очень технологичной, но при этом максимально экологичной. На земле царит какое-то цифровое средневековье.

Главный герой, он же герой предыдущих романов, оперативник Маркус под руководством своего руководителя Ломаса (он по совместительству ещё и епископ, это будет важно) отправляется на очередное задание. У самых богатых баночников появилась новая симуляция, после которой у одного из таких богачей пропал мозг из банки без каких-либо следов взлома. Ломас сразу заявляет, что здесь не обошлось без мира потустороннего. То есть в романе очень хорошо уживается научная фантастика и вера в другой мир.

И вот Маркус должен погрузиться в эту симуляцию, которая называется "А Sinistra ", то есть левый путь. Что же там делают богачи? Им даётся возможность почувствовать себя человеком из средневековья, осуществлять различные оккультные штуки, колдовство и прочее непотребство. Почему же такое название - левый путь. Правым путем к Богу идут святые. Они обретают огромное счастье, благодать. Но симулировать такое не могут даже лучшие нейросети будущего. А вот левый путь им подвластен. Приблизиться к Божественному и скрытому можно, но путь этот черный, как и души богатых баночников. В симуляции они ощущают себя другими личностями. Так и Маркус стал средневековым веронским чернокнижником Марко. Он не должен помнить в симуляции, кто он есть на самом деле. Однако Ломас устроил своеобразные окна, в которых Маркус вспоминает, кто он, и докладывает обо всем, с ним происходящем, руководству.

История это в целом детективная. У Марко есть гримуар, такая оккультная книга, которая приказывает ему делать различные вещи, в большей степени непотребства. Мне было очень тяжело читать, можно так сказать, первую часть. Я сама разделила условно произведение на преступление и искупление. И вот часть про преступления читать было неприятно. Марко наделал много страшных вещей, он был алхимиком, занимался оккультизмом, совращал молоденьких девушек, подставил священника и многое другое. Причем, автор в этой части использует очень подвижный сюжет, действие развивается как в приключенческом романе. Выполняя все новые и новые задания гримуара, Марко все больше погружается в самое страшное состояние. При этом Пелевин, как классик постмодернизма, не забывает играть с читателем постоянно. В романе появляются Юлия и Ромуальдо, влюбленные из Вероны, трагически погибшие в склепе. Пелевин жёстко поиздевался над Шекспиром. История передернута абсолютно пошло. И Марко очень метко замечает, что какой-нибудь менестрель сделает из этой пошлого случая красивую трагедию.

Марко зарабатывает неординарным способом: превращает людей в золото. Ученики приходят поучиться у Марко темным делам, а тот вроде готовит их стать магами, но в конечном счёте обманным путем превращает каждого в золотую статую. Ситуация усугубляется тем, что им интересуется правительство, и он начинает делать золото в производственных масштабах. Все выстроено как большая афера. Ученики типа учатся религиозным практикам, а потом плывут на корабле на Святую землю. И по легенде корабль тонет, хотя на самом деле ученики превращаются в золото. Это отличная аллегория нашего мира: люди - это лишь материал в руках сильных мира сего для достижения их целей.

Чтобы душа Маркуса совсем не почернела, Ломас решает периодически вырывать Марко из симуляции и проводить специальное лечение. И вот, когда это лечение появилось, читать сразу стало тепло и приятно. Как правильно заметил Ломас, русской душе Маркуса (да, по происхождению он русский) необходимо возвращение к корням. А что корни для русского человека? В чем наши скрепы? Богоискательство, духовный подвиг и, конечно, тюрьма. Вот и отправляется именно Марко, средневековый чернокнижник, в сибирскую зону.

В прошлом романе "Круть" описано было то, чем зэки должны заниматься: они крутят педали на стоячих велосипедах на улице. Занятие это не бессмысленное, теперь так получают энергию, правда, в очень небольших количествах. И "крутилово" нужно больше для воспитания заключённых.  Но в прошлой книге не было у этого занятия духовного подтекста. В новом романе "круть" уже не просто сизифов труд.

Марко попадает в этот мир через имплант зэка, который недавно оказался в тюрьме. Да, все в мире носят импланты. И вот на этот имплант подсаживают Марко, но ни чернокнижник, ни зэк об этом не знают. Для Марко все выстраивают интересным способом. Наш герой дошел до такого степени вседозволенности, что убил главу Вероны и взял его личность, да, он благодаря гримуару может уже многое. Но с личностью правителя Марко получил и его болезнь - падучую. И вот в первый такой приступ Марко попадает в мир русской зоны. Ломас устроил все специально так, чтобы лечил душу именно Марко. Герой перед этим ходил на исповедь и рассказал все честно священнику. В нем постепенно уже начинала говорить совесть. Совет Десяти (это самые важные люди в Италии), узнав об этом, смеялись над ним, все они тоже были колдунами, и только внешне у них соблюдались правила христианства. Так вот священник сказал, что даже великий грешник может надеяться не на ад, а на чистилище (не забываем, что религия дана в рамках католической церкви). И когда Марко попадает на русскую зону, да ещё и через другого человека, он думает, что как раз в Чистилище и попал. И тут начинается самое интересное.

На зоне он познакомился с новым религиозным течением. Ломас как-то говорил с Маркусом о том, что на земле часто появляются новые религии, причем, они заказываются правительством и пускаются в массы, но за эти взгляды людей начинают преследовать. Так сделано для того, чтобы учение хорошо внедрились в общество.  

Марко через зэка читает записки некоего Акуркова. Если честно, я не поняла, на кого аллюзия. Но в этой вставной новелле появляется такой герой, прототип которого сложно не узнать. Акурков общается с бизнесменом Деньковым. Он был очень богат, но потерял огромное состояние из-за сложившихся обстоятельств, сильно заболел, но выжил. Несложно догадаться, о ком идёт речь) Деньков после всех мучений обижается на Бога и решает отвернуться от Него. Ему вспоминается книга Бориса Березовского про лису, которая на велосипеде куда -то уехала. Если честно, я не поняла, куда автор отсылает. Интертекстуальность - типичная черта постмодернизма. Пелевин отсылает на что-то постоянно. Что-то я понимаю, а что -то нет. Нужно быть очень образованным человеком, чтобы расшифровать книги этого автора. Так вот. Деньков собирает дома тренажёр, ставит позади себя две иконы и крутит педали и так осуществляет ритуал побега от Бога. Ему становится нехорошо. И кошка Алиса подходит к хозяину и жалобно мяукает. На Денькова внезапно чувствует нахлынувшую нежность к беззащитному животному, которое ему оказывается ближе всех на свете. Он понимает, что, когда он умрет, наследство поделят и кошку успыпят (что, кстати, потом и произошло). А животное это ему дороже, почти цитирую, любой бабы, к женщине чувства могут быть такими же, пока она не откроет рот. И любовь к живому существу открыла в Денькове Божественную любовь. Он начинает понимать, а после и, считай, проповедовать простоту в любви, любить каждую травинку. И икону одну он уже ставит впереди себя, крутит педали и чувствует Божественную любовь. Другую икону он оставляет позади, чтобы не забывать о своей грешной натуре, о том, что хотел от Бога отойти, как и любой человек. И вот такой аппарат помогает ему обрести душевную гармонию. Далее Деньков объясняет, как крутить так, чтобы почувствовать благодать. Надо крутить на 4 счета, успокаивать ум, и осознания начнут приходить сами. Я, конечно, очень упростила технику, она гораздо сложнее. Но самое интересное, что после и крутить уже не надо - человек переходит в состояния вольнобега. Вольнобег, как я понимаю, это уже высшее мастерство "крути", ум спокоен, человек просто общается с Богом и чувствует максимальное удовлетворение.

В этой рецензии я хотела бы написать и про свои мысли, которые оказались созвучны книге. Я часто писала о беге, какое счастье он дарит. Действительно, создаётся ощущение покоя, радости, свободы. Вольнобег - какое прекрасное понятие! Я не знаю чувства более прекрасного, чем бег. И теперь я буду называть это состояние вольнобегом. Ум свободен, тело свободно, рядом Бог, Его так легче всего почувствовать в себе.

Марко читает трактаты Денькова и Акуркова, крутит педали на зоне и проникается новым религиозным опытом. Он не понимает, что это тюрьма, он воспринимает это место как чистилище и как возможность спасти душу.

Возвращаясь после припадка падучей, Марко все более начинает ненавидеть свой образ жизни. Он даже отпустил группу учеников. И постепенно он приходит к осознанию, что ему нужна любовь, но не просто любовь, а "агапе", это именно Божественная любовь в переводе с древнегреческого.  На эту мысль наталкивает героя Ломас, который ещё и епископ. Он постоянно цитирует Евангелие. Вообще к священному тексту обращается автор постоянно. Он интерпретирует его по-своему, но в моей душе это находит отклик. Например, в известном месте Евангелие про перестановку гор автор видит такой смысл: человек может сам творить реальность, если поверит в нее максимально.

Сюжет очень замысловатый в произведении, и я и так уже много рассказала. Так или иначе, любой роман Пелевина строится по один и тем же законам. В конце должна быть битва антагонистов. Такая битва будет и здесь. Марко дерётся с одним магом, представителем Совета Десяти. Эту битву, естественно, выигрывает. И я совсем забыла сказать, что максимальным злом Марко было создание гомункула, исполнителя. В мир он не должен был прийти, но пришел. Он мог исполнить любое желание. И вот Марко, великий грешник, попросил у этого исполнителя Божественной любви, "агапе". Желание исполняется своеобразно. Марко теряет тело, и только его сознание отправляется в страшный мир, где демоны пожирают друг друга.

Этот эпизод произвел на меня, наверное, самое большое впечатление. Расскажу об этом. Все равно никто не дойдет до этого места, и я могу изложить свои духовные переживания.

Мне делали операцию и поставили бесплатный наркоз. Я думала, что просто вырублюсь, а потом проснусь. Но не тут-то было. Там, в состоянии наркоза, я твердо было убеждена, что умерла. Тела у меня больше не было, осталось только сознание, которое металось в новой страшной реальности. В ней было невыносимо, я не знала, как в ней теперь существовать. Я ужасно кричала, так говорили все, кто был в это время в больнице. Очнувшись от наркоза, я была счастлива, что жива. Я долго думала потом про это. Я понимала, что это неудачный наркоз, на поверхности сознания у меня страх, и так он проявился. Но не мешает этому объяснению то, что, возможно,Бог показал мне, что может быть там, потом. А я даже не вспомнила о Нем, только в самом конце, перед тем, как очнуться. И я получила важное осознание: если бояться, быть привязанным к телу, то есть к мирскому, жить только этим, то с Богом там можно и не встретиться и попасть в то страшное место, которое и словами сложно описать. Я поняла, что с Богом всегда надо быть в контакте. Постоянно на связи. Как я к этому пришла - не знаю, но это укрепилось во мне твёрдо. По выходе из больницы я была уже в чем-то и другой человек.

И вот, в романе я вижу описание подобное моему состоянию наркоза! Потеря тела и та страшная реальность. Да, детали другие, но ощущения описываются похожие. Либо Пелевин пережил наркоз, либо забрел в этот страшный мир под веществами.

Марко вырывается из страшного мира и попадает в свое родное, уже любимое Чистилище. Кстати, вырвался он из этого мира, в котором все быстро крутится и летит с неимоверной скоростью, где бездна сменяет бездну, благодаря вольнобегу. Он начал крутить по старой памяти, даже без тела, и оказался в сибирской зоне. Там его вызвали на разговор. Ломас нашел героя. Он сказал, что мозг Маркуса тоже исчез. Тот свет, другой мир может влиять на наш. А кто же тогда остался? Чернокнижник Марко, но кто он? Шифр, образ, созданный нейросетью? Ломас предлагает герою выйти в импровизированную дверь и пойти по лестнице. Если его не станет, значит, он только шифр. Марко совсем не понимает, что говорит Ломас. Но крест на груди епископа его успокаивает. И вот он идёт в ту дверь, в новом мире его встречают пророки новой веры Деньков и Акурков. Конечно, здесь комизм ситуации очевиден. Сами имена главных святых автором высмеяны, да и кто эти личности. Надеюсь, Олег Тиньков прочитает роман и очень удивится. Автор не перестает шутить даже в самый торжественный момент. И можно вообще считать, что все это был фарс.

Но если на меня это произвело впечатление, если герой вместо целого мира, который мог дать ему исполнитель, исчадие ада, выбирает спасение своей души, то считать этот роман очередной комической постмодернистской игрой, мне кажется, нельзя. Впервые я вижу у Пелевина торжественный пафос, без смеха.

В финале Марко исчезает. Возможно, он был лишь шифр, код в симуляции, но Божественную любовь он все же обрел.

Когда я уже дочитывала роман, меня мучила обида на одного человека, но по прочтении я поняла, какая же глупая эта обида была, и так легко мне стало простить. И я кайфанула от прощения. Легла спать я в этот день счастливая. Как-то Бог показал мне через эту книгу, что для человека ничего не может быть важнее, радостнее Божественной любви.

Вольнобег и агапе, а возможно, и их сочетание очень вдохновили меня, помогли взглянуть на мою жизнь иначе.

Спасибо Виктору Пелевину за этот великолепный роман. Пусть эта игра с читателем, пусть все это история о симуляции, но и наш мир - что это, если не симулятор. Но если человек идет к Богу, поднимается по "лестнице в небо" (эта главная песня романа), а точнее даже "вольно бежит" к Нему, он из этой симуляции сумеет выйти в настоящий мир Божественной любви.