Они провели одно лето в компании джинна из кувшина, но эту магию предпочли не брать с собой во взрослую жизнь. Трое мальчишек из легендарного «Старика Хоттабыча» получили пропуск в мир кинематографа, а потом... просто развернулись и ушли. Осознанно. Без сожалений.
Их лица улыбались с каждого киноплаката, а имена знала вся необъятная страна. Но слава оказалась не тем, о чём они мечтали на самом деле.
Пока зрители верили в чудеса с экрана, Алексей Литвинов, Геннадий Худяков и Лев Ковальчук выбрали другую дорогу — без аплодисментов и грима. Почему? Ответ — в их удивительных и таких непохожих судьбах.
Алексей Литвинов: Волька, которого победил ток
Его путь в кино начался с обычной школьной линейки. Ассистенты режиссера заглянули в пятый класс — и жизнь Алексея Литвинова перевернулась. Правда, не навсегда. Сначала его не утвердили. Потом передумали.
Так он стал Волькой Костыльковым, пионером, нашедшим самого настоящего джинна Хоттабыча. Для семьи это была не просто удача. Радость со слезами на глазах.
Мама одна поднимала сына — отец пропал без вести на войне, ее саму вывезли из блокадного Ленинграда по Дороге жизни.
Теперь же сын приносил в дом тысячу рублей в месяц — целое состояние. Они смогли купить телевизор, предмет зависти всей коммуналки.
На съёмочной площадке "Старика Хоттабыча" царила атмосфера волшебства не только по сценарию. Мэтры вроде Ефима Копеляна общались с юным Литвиновым на равных, водили за кулисы театров. Но магия сцены не зацепила его по-настоящему.
Гораздо сильнее манило другое — манящий мир техники. Провода, схемы, ток.
- Меня всегда тянуло разбираться в моторах, в электрических схемах, — объяснял он свой выбор. - Так что решил: уж лучше выйду в люди как хороший инженер, чем буду так себе артистом.
После школы — электромеханический техникум. Долгие годы работы электриком на железной дороге. Потом сокращение, работа на стройке.
Коллеги, узнав, что этот человек в рабочей спецовке когда-то летал на ковре-самолёте, не могли поверить. Не ждали они звезду экрана в таком месте.
Слава обошла его стороной. Когда съёмки закончились, и его волосы постепенно вернули свой естественный, шатеновый цвет, образ Вольки-блондина растворился.
На улице на него уже не показывали пальцами — самый знаменитый пионер страны потерялся в толпе, став просто одним из многих обычных пацанов.
Сейчас Алексей Литвинов живёт в дачном домике под Петербургом со второй женой. Денег не хватает, поэтому помогает огород. А зимой они вдвоём включают телевизор и смотрят того самого "Старика Хоттабыча", где он навсегда остался мальчишкой с добрым сердцем.
Геннадий Худяков: Женька, который стер себя из киноленты
Геннадий Худяков был уже не новичком на площадке, когда его нашли для «Старика Хоттабыча». Карточка с его данными затерялась в картотеке «Ленфильма» после крошечной роли в «Алёше Птицыне», но режиссёр Геннадий Казанский её отыскал.
Так обычный ленинградский школьник получил роль друга Вольки — Женьки Богорада.
Съёмки в «Старике Хоттабыче» стали для него настоящей рабочей командировкой на всё лето. Сочи, Москва, Одесса — города мелькали за окном, как в калейдоскопе. В Одессе даже пришлось ходить в местную школу, совмещая уроки с работой.
После выхода фильма на Геннадия обрушилась слава. Он снялся ещё в паре картин, но довольно быстро в нём что-то щёлкнуло. Ему претила сама мысль о том, чтобы всю жизнь быть «тем самым парнем из «Старика Хоттабыча».
Он всю жизнь не упоминал о своей роли в том фильме.
- Не видел смысла. Да и вопросов таких никто не задавал.
Профессиональная биография сложилась за пределами кинематографа - Геннадий получил диплом Ленинградского электротехнического института.
Научная деятельность в стенах Всесоюзного НИИ телевидения стала его основным призванием, где он занимался созданием передовых разработок для телевизионной техники.
Геннадий Иванович нашёл своё призвание в тишине лабораторий, а не под гром аплодисментов. Даже основанная им на пенсии ассоциация «Покаяние» говорила не о жажде славы, а о внутренней потребности помогать другим.
Его не стало в 2013 году, но его Женька Богорад так и остался вечно юным, застыв в кадре самой волшебной советской сказки о "Старике Хоттабыче".
Лев Ковальчук: Гога, который не вынес собственного успеха
Лев Ковальчук создал на экране образ, который невозможно было полюбить. Его Гога Пилюлин — отрицательный персонаж — получился настолько убедительным, что вызвал отторжение у самого исполнителя.
Премьера «Старика Хоттабыча» обернулась для подростка настоящим шоком. Сидя в зрительном зале, он сжимался от неприятия собственного экранного двойника.
- Не понимал, как можно быть таким неприятным, — вспоминал Лев годы спустя. - Мне стало физически нехорошо, я выскочил из зала.
Геннадий Казанский, уловив его состояние, последовал за ним. Режиссёр пытался объяснить:
- Твоё отвращение — лучшая оценка работы. Значит, сыграл правдиво.
Но эти слова не помогли. Последовавшие за премьерой творческие встречи и обсуждения «Старика Хоттабыча» стали для Ковальчука настоящим испытанием.
- Вскоре я просто перестал воспринимать всё это, — признавался он.
Его уход из кино оказался окончательным. Единственная попытка вернуться — роль в картине «Первомайская, дом 7» — не увенчалась успехом, фильм не вышел в прокат.
Лев нашёл себя в точных науках. Студент Ленинградского электротехнического института, увлечённый исследователь лазерных технологий, основатель компании «Лазерная физика» — вот его настоящие роли.
О том, что он когда-то был тем самым Гоге из «Старика Хоттабыча», Ковальчук предпочитал не вспоминать. Его магия оказалась не в сказочных превращениях, а в умении подчинить свет научной мысли.
***
История трех мальчишек из «Старика Хоттабыча» оказалась не о славе, а о свободе выбора. Алексей Литвинов, Геннадий Худяков и Лев Ковальчук — каждый по своим причинам — предпочли реальные профессии миру кино.
Они стали электриком, ученым, инженером, доказав, что настоящая жизнь часто оказывается богаче любой сказки.
Их судьбы напоминают: можно войти в историю как лицо с киноплаката, но настоящая магия — в умении остаться собой.
Спасибо, что дочитали до конца и до скорых встреч!