Найти в Дзене
Yamaha Music

Самые частые ошибки при занятиях на музыкальных инструментах

Оглавление

Если вы решили посвятить себя музыке или недавно привели ребёнка на первое занятие, со временем возникнет вопрос о том, какие ошибки типичны в занятиях, подходе и отношении к музыке и её изучению.

А может ты студент? Бывает, что педагог требует, а как справиться не совсем ясно?

Мы узнали у профессиональных музыкантов, артистов Yamaha, о частых ошибках учеников, студентов и начинающих любителей. Статья ниже призвана помочь найти решения и ответы на вопросы, которые возникают в процессе освоения музыкального ремесла.

Как быть продуктивным?
Как обращать внимание на важное в нужный момент?

🎶 №1 Неправильные занятия

Играют от начала до конца, но с ошибками, вместо того, чтобы сыграть два такта, но идеально.
(Е. Лебедев)
Евгений Лебедев. Артист Yamaha, участник LRK Trio
Евгений Лебедев. Артист Yamaha, участник LRK Trio

Недостаток внимания к деталям

Одна из самых распространенных ошибок – недостаточно внимательное отношение к тексту произведения и пренебрежение технической стороной исполнения. Нередко ученики спешат перейти к игре всего произведения, игнорируя мелкие ошибки в коротких отрывках.

Заниматься много, но не тем

Заниматься нужно "с головой". При продолжительных занятиях сознание начинает работать на автомате. Если тело и разум устали, большого смысла в занятиях нет. Обязательно делайте перерывы. Прислушивайтесь к своим ощущениям, чтоб не тратить силы в пустую.
Как правильно заниматься?

Музыка не про скорость

Приступив к занятиям, все хотят получить быстрый результат. Музыка эфемерна. Её нельзя потрогать как глину и объект, который получится при ваянии. Для хорошего и уверенного исполнения потребуются часы практики или не один месяц занятий. Некоторый и вовсе считают, что музыка – это всегда процесс.

Пинь! Тук-Тук-Тук

Новички часто пренебрегают метрономом и тюнером, считая их ненужными инструментами. А зря: именно эти дополнительные аксессуары помогают развить чувство ритма и чистоты интонирования.

Тюнер Yamaha TD-19
Тюнер Yamaha TD-19

Например, гамму на духовом инструменте можно играть не на скорость, а медленно, обращая внимание на строй каждого звука. В этом поможет тюнер.

Те же гаммы на цифровом инструменте можно играть не под скучный клик метронома, а под стиль или ритм, который можно включить на синтезаторе или цифровом фортепиано. Играйте мажоры и миноры под аккомпанемент контрабаса и ударных! А может вам по душе латинский ритм?

Занятия под стиль с ритм на Yamaha CSP
Занятия под стиль с ритм на Yamaha CSP

Но не стоит забывать, что техничность – лишь один из инструментов для выполнения определённой задачи.

🎤 №2 Неудачи и критика

Учтите, что пользу можно извлечь даже из слов человека, который никогда не занимался музыкой.
(И. Невретдинов)
Ильяс Невретдинов. Артист Yamaha
Ильяс Невретдинов. Артист Yamaha

Хейтеры

Критики, завистники и недоброжелатели существовали всегда. Негативное восприятие критики будет типичной ошибкой. Для всех успешных личностей появятся те, кто будут критиковать и умалять значимость достижений, придираясь к самым мелким, порой естественным недочётам. И чем известнее становится музыкант, тем больше хейта и критики в его адрес будет выражаться. Это естественно. Часто полезно будет прислушаться ко мнению авторитетного профессионала, который может обратить внимание молодого музыканта на важный момент для улучшения.

Страх неудачи

Если музыкант пережил неудачное выступление, вероятнее всего он столкнётся с мыслью о провале перед следующим выходом на сцену. Студенты нередко теряют уверенность после первого неудачного экзамена или конкурса. Однако все профи замечают, что ошибки и неудачи всегда были неотъемлемой частью учебного процесса и становления музыканта на пути к успеху. У всех были провальные выступления.

Не воспринимают неудачные выступления, как важный опыт. Возможно более важный и полезный в процессе творческого становления, чем успешные выступления.
(К. Емельянов)

Продолжайте действовать, даже если возникают трудности. Никакая дорога к успеху не обходится без взлётов и падений.

Нежелание узнать себя

Узнайте и примите себя и свои особенности. Случается, что стремления не подкреплены возможностями и способностями. Не нужно тратить силы на сравнивание себя с другими! Часто важно выбрать правильный инструмент или перейти на таковой в процессе обучения. Подбор партий и произведений, схожих с характером учащегося может раскрыть талант. В то же время изучение и исполнение сложных и неудобных композиций следует сохранить для творческого роста.

🎨 №3 Нет целой картины

Не слушают и не изучают ту музыку, которую играют. Вроде бы и текст выучен, а сказать по сути нечего.
(И. Морозов)

Не слушать музыку

Современная музыкальная вселенная огромна. Разбираться во всех жанрах сложно. А играть в разных одинаково хорошо просто невозможно. В то же время обратной стороной и большой ошибкой будет концентрироваться лишь на одном направлении и не интересоваться, не пробовать, не знакомиться с другими жанрами и стилями музыки. Даже внутри академической музыки есть строгая, концертная и популярная музыка. Саундтрек к фильму, написанный для симфонического оркестра, может содержать в себе элементы джаза или рока. Потому в процессе творчества и обучения обязательно нужно мыслить шире и слушать за рамками своих предпочтений.

Слушайте разную музыку и подкасты, читайте разные книги
Слушайте разную музыку и подкасты, читайте разные книги

Отсутствие широкого взгляда на музыкальное искусство не даст музыкальной личности развиться полноценно. Некоторые считают, что раз они выбрали скрипку или трубу, то изучать произведения других инструментов необязательно. Концентрироваться на специфике только одного инструмента равносильно концентрации на одном стиле. Хороший музыкант знает тонкости звукоизвлечения духовых инструментов, ориентируется на вокал в голосоведении, понимает звуковые возможности классической гитары и т.п.

Узкий кругозор

Читайте биографию композиторов, изучайте историю написания произведений, погружайтесь в тексты песен.

Слушайте интервью и мнения состоявшихся музыкантов, танцоров, архитекторов и других специалистов искусства, которые могут поделиться весьма полезными знаниями и опытом.

Не ограничивайтесь темами искусства. Читайте о психологии и о том, как работает музыка. Читайте классику, книги о медицине и кулинарии, комиксы. Любая информация может стать полезной, наполнив ваше творчество новыми идеями. И речь тут не просто об исполнении, а о поведении на сцене, о взаимодействии со слушателями.

Нетворкинг

Хорошему музыканту следует разбираться в различных областях музыки. Профессионал должен знать репертуар и уметь сотрудничать с коллегами.

Некоторые музыканты закрываются от мира, не дружат и не знакомятся с другими музыкантами или людьми.
(Е. Геворгян)

Стоит налаживать отношения, нетворкинг важен во всех сферах жизни. Широкий круг общения может помочь сыграть хорошую партию!

Играйте, знакомьтесь, взаимодействуйте!
Играйте, знакомьтесь, взаимодействуйте!

Заключение

Основные ошибки у новичков и молодых студентов сводятся к следующему:

  1. пренебрежение советами преподавателей и здоровой критикой слушателей
  2. страх перед поражением и уныние от неудач
  3. узкое мышление и отсутствие интереса к литературе и другим видам искусств

Если быть активным, не лениться, воспринимать советы и корректировать подход к занятиям и выступлениям на сцене, удастся избежать многих неприятных моментов и выйти на принципиально иной уровень мастерства.

Не надейтесь на то, что вам дадут волшебную таблетку, которая поможет освоить инструмент, не занимаясь.
(М. Козодаев)
Михаил Козодаев. Барабанщик группы Ленинград
Михаил Козодаев. Барабанщик группы Ленинград

Мы благодарим наших артистов (Ева Геворгян, Александр Ключко, Евгений Лебедев, Константин Емельянов, Михаил Козодаев, Роман Зорькин, Александр Компанеец, Илья Морозов, Ильяс Невретдинов), которые ответили на вопросы и помогли с рекомендациями для эффективных занятий и творческого успеха.