Она получила номинацию на «Оскар» в 19 лет и премию «Тони» в 83 года. Между этими событиями ее карьера длилась семь десятилетий и включала бесчисленные перевоплощения на сцене, в кино и телевидении. Ее популярность была свидетельством решимости и таланта женщины, которую голливудские студии не считали своей главной звездой.
Сегодня мы вспомним Анджелу Лэнсбери, актрису, которую в нашей стране многие знают по главной роли в телесериале «Она написала убийство». В октябре 2025 года исполнилось 100 лет со дня ее рождения.
«Я прежде всего характерная актриса. Хотя единственное, в чем я не была характерной актрисой – это роль Джессики Флетчер. Она, вероятно, была похожа не на меня, а на женщину, которой я могла бы стать, если бы не была актрисой»
Анджела Бриджид Лэнсбери родилась в столице Великобритании в 1925 году. Ее мать была успешной лондонской актрисой, а отец – бизнесменом. Но ее счастливое детство оборвалось в 9 лет, когда глава семьи умер от рака.
«Бизнес заметно пошел на спад, и моя мать осталась вдовой с четырьмя детьми, а ее доход заметно сократился»
Началась Вторая мировая война. Семья Анджелы эмигрировала в США. И после опасного морского путешествия добралась до Нью-Йорка. В конце концов, они переехали в Калифорнию, где мама нашей героини надеялась, что вместе с дочерью сумеет пробиться в кино.
Семнадцатилетняя Анджела работала в универмаге, когда была приглашена на прослушивание для роли в фильме «Портрет Дориана Грея» студии MGM.
«Я пошла на студию с мамой, потому что была еще несовершеннолетней и нас не повели к продюсеру или режиссеру фильма "Портрет Дориан Грея", а поспешили к Джорджу Кьюкору, который собирался снимать фильм "Газовый свет" с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе.
Я тогда не знала, что делаю, и когда смотрю кадры тех лет, думаю: "Откуда у тебя такой опыт?". Ведь я была целомудренной девушкой, у меня даже парней не было в то время. И все же на экране вы видите девушку, которая будто все знает. Но это все игра, я просто знала, как надо себя вести себя, когда ты все знаешь»
За свою первую роль в кино она была номинирована на «Оскар». Она также получила роль в фильме «Портрет Дориана Грея». И снова была номинирована на «Оскара». Но Анджела не победила, ни в первый, ни во второй раз, и считала это благословением.
В одном из своих интервью она сказала, что ей повезло, что она не победила, иначе не стала бы той актрисой, какой она стала…
«Я чувствовала, что получение премии "Оскар" слишком рано – это ужасно сдерживающий фактор, потому что ты не знаешь, что делать дальше»
Когда Лэнсбери было 19 лет, она вышла замуж за актера Ричарда Кромвеля, но брак быстро распался.
«Этого никогда не должно было случиться, хотя он, как личность, и стремился к браку. Но это было невозможно, потому что его влекло к своему полу. И он ушел. Я себя чувствовала тогда, будто моя жизнь закончилась, для меня это было шоком»
Вскоре после развода она встретила Питера Шоу – молодого актера, который стал любовью всей ее жизни и оказал глубокое влияние на карьеру Анджелы.
«Мы познакомились на свидании вслепую, эмоционально сблизились и никогда не оглядывалась назад. Он был недостаточно хорошим актером, и я сказала ему: «Питер, ты потрясающий парень, но ты не актер». И он стал моим наставником, моим менеджером, всем…»
Шоу оставил свою актерскую карьеру, чтобы стать агентом и в конечном итоге стал управлять карьерой своей жены.
Но после многообещающего начала в кино Лэнсбери стала играть второстепенные роли, персонажей, часто намного старше ее самой.
«Они никогда не собиралась делать из меня звезду, но я никогда и не была таким материалом. Если бы у меня были фантастические ноги, как у Бетти Грейбл, может быть, тогда я и смогла бы заставить их сделать из меня большую звезду, но мне мешал тот факт, что я была слишком хорошей актрисой, я была прежде всего актрисой, а не красоткой»
В 1961 году режиссер Джон Фанкерхаймер предложил ей ее самую известную роль в большом кино: миссис Элеонор Айслин в фильме «Маньчжурский кандидат». Это была роль женщины – воплощение зла. «Это была одна из величайших ролей в моей карьере», – так она отзывалась об этой роли.
В том же году актриса была выдвинута на получение «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана. Но она его не получила…
«Это был вечер, который я не хотела бы пережить снова. Бывают моменты в жизни, когда ты думаешь, что «сегодня тот самый день». И я даже специально сшила к тому вечеру платье. Но, все зря...»
После этой «неудачи» она переехала в Нью-Йорк и вернулась в театр. В 1966 году сыграла главную в мюзикле Джерри Хермана «Mame». Шоу стало хитом, и Лэнсбери получила свою первую премию «Тони».
«Это было очень волнительно для меня. Мне пришлось примерить на себя мантию звезды. Это было время гламура, а гламур – это то, с чем я никогда не позволяла себе ассоциировать. Это было не самое счастливое время.
Моя жизнь в каком-то смысле всегда была разделена на две части: семья и карьера. Печально, что я не особо преуспела в роли матери. Семья страдала, а карьера шла в гору. Наши дети, которых мы пытались воспитать, попали в ту же ловушку, что и многие другие дети того периода. Но в те дни у нас не было выбора, потому что мы действительно не знали, что делать…»
Актриса решила переехать вместе с семьей на родину своих предков, в Ирландию. Она нашла дом, с 8 гектарами земли, купила его, и вся семья переехала туда, где наконец-то все почувствовали себя спокойно и появилась какая-то стабильность.
В 1979 году на Бродвее состоялась премьера спектакля, благодаря которому Анджелу Лэнсбери запомнили больше всего: миссис Ловетт в «Суини Тодде». Но прошло еще пять лет, прежде чем Анджела Лэнсбери стала по-настоящему известной, благодаря дебюту в телесериале «Она написала убийство». Ее роль писательницы детективных романов Джессики Флетчер продлилась 12 сезонов.
Ее муж Питер Шоу умер в 2003 году. Они были женаты 53 года. После его смерти актриса сильно горевала.
Через несколько лет она переехала в Нью-Йорк и вернулась на Бродвей. В 2009 году получила свою пятую премию «Тони» за роль мадам Аркати в «Неугомонном духе» по пьесе Ноэла Кауарда. Ей на тот момент было 83 года.
«Могу сказать со всей честностью: я была хорошей актрисой. Я была прежде всего актрисой, а не просто симпатичной мордашкой. Благодаря своей игре я помогала людям выбраться из их собственной жизни и перенестись в другие сферы, в которые они никогда бы не попали. Я бы хотела чувствовать, что помогла людям этим, ведь жизнь так тяжела для многих»