Еще одна тема о том, как наша страна борется со всем вредным, наносным и плохим. У нас в школах уже больше года преподают предмет «Семьеведение» для учеников старших классов. Тогда чиновники говорили, что со школьной скамьи будет делаться акцент на формирование семейных ценностей и что это будет доверительный, деликатный разговор между учителем и детьми с обратной связью, чтобы создавать позитивный образ большой крепкой семьи. Однако первый замминистра просвещения Александр Бугаев заявил, что педагогам не хватает знаний и нужны курсы повышения квалификации, чтобы преподавать этот внеурочный курс в школе. Этот предмет больше года преподается, сколько-то тысяч специалистов прошли обучение, а получается, не так учат? Нужно повышение квалификации? Или неправильно, или недостаточно со школьной доски внедряют семейные ценности.
Сергей Михеев: Повышение квалификации нужно всегда и всем. Такая сложная вещь, которой никто никогда не занимался или не хотели заниматься, потому что общество было более традиционным, на нынешнем этапе требует серьезной методической проработки и исследования опыта. Такой процесс неизбежен, об этом надо думать и это не должно быть «для галочки».
Я не раз слышал, что для разработки, а, возможно,и для преподавания нужно привлекать тех мам, у которых есть опыт воспитания детей, семейной жизни. Если они имеют соответствующее образование, то могли бы периодически приносить какую-то пользу. Ясно, что человеку, у которого у самого проблемы, тяжело преподавать подобный предмет: это же не физика и не математика, которые можно преподавать, абстрагируясь от личных обстоятельств.
Может показаться, что это ерунда, но это не ерунда, потому что каждый проходит через эти экзамены жизни и далеко не всегда удается их сдавать хотя бы на «три». К этому надо относиться более ответственно, а, значит, оно требует доработки.
Означает ли это, что для таких предметов нужен зрелый педагог, у которого есть жизненный опыт, нормальная семья? Не перечитывать методичку, а высказывать какие-то свои мысли по этому поводу? Или это может быть молодая девушка / молодой человек только что из института?
Сергей Михеев: Я думаю, что желательно, чтобы был человек с положительным опытом, потому что сфера ответственная. Наверное, это могут быть и другие люди, если они в эту тему проникают. Было бы правильно, если бы человек выбрал это в качестве преподавания добровольно, а если человек руками и ногами от этого отбрыкивается, то заставить его нести «доброе, вечное» будет крайне сложно. Вы хотели бы, чтобы вас оперировал врач, который любит свою профессию, или неопытный, вчера выпустившийся хирург, который только и думает, как бы поскорее уйти? Понятно, кого будут выбирать. Другой вопрос, что не напасешься такого количества замечательных людей на всех школьников РФ, но стремиться к этому можно.
Слушатели пишут, что «отрицательный опыт - тоже опыт. А преподавать семейные ценности должен психолог или социолог». Еще предложили антрополога.
Сергей Михеев: Всё, что делает социолог, – это изучение общественного мнения. Психологи тоже разные бывают: сейчас огромное количество психологов, которые советуют «разрушить семью как способ решения всех своих психологических проблем». Да, отрицательный опыт - тоже опыт, только вопрос в том, какой вы делаете вывод. Из одного и того же опыта можно сделать разные выводы. Например, отрицательный семейный опыт: один человек из этого опыта сделал вывод, что «я совершил ошибки, а надо было сохранить семью»; другой же сделал вывод, что «не женитесь и не выходите замуж никогда». Опыт может быть похожий, а выводы разные. Здесь важно, чтобы человек в нужную сторону настраивал людей.