Переговоры Владимира Путина и сирийского лидера Ахмеда аш-Шараа отражают прагматичный подход Москвы к изменению ситуации на Ближнем Востоке – военный эксперт FederalCity, генерал-майор в отставке Юрий Владимиров.
- Вчера в Кремле Президент РФ принимал прибывшего на переговоры президента Сирийской арабской республики Ахмеда аш-Шараа. Обсуждались текущее состояние и перспективы развития российско-сирийских связей, а также ситуация на Ближнем Востоке – указано в официальном пресс-релизе Кремля. В 2015 году нынешний глава Сирии состоял в рядах экстремистов, воевавших против официальных властей страны, поддерживаемых Россией. И вот теперь бывшего боевика принимают в Москве, как важного гостя. Как бы вы, как генерал российской армии, оценили такую ситуацию?
- Как абсолютно нормальную. Я застал еще те времена, когда Советский Союз оказывал мощную поддержку различных режимам в Африке, которые объявляли себя ставшими на путь социализма, а на деле их лидеры грабили свой народ и пользовались ресурсами СССР в целях личного обогащения. Будучи старшим лейтенантом, я пробыл в командировке в одной из стран "Черного континента" около полугода, и могу однозначно сказать, что руководители этого государства были настоящими садистами и убийцами. Но пребывание наших инструкторов и геологов в этой стране было выгодно Советскому Союзу. И мы терпели.
Формирование в Африке пророссийского альянса стран набирает обороты
Что касается визита Ахмеда аш-Шараа в Москву, то он возглавляет наиболее многочисленную группировку в Сирии, которая реально контролирует большую часть страны, в том числе и ту, где располагаются российские военные базы Тартус, Хмеймим и Камышлы. Москва крайне заинтересована в сохранении этих баз и своего полноценного военного присутствия на Ближнем Востоке, Северной Африке и в Средиземном море (Тартус особенно важен для ВМФ России). После разговора с Верховным сирийский лидер подтвердил готовность продолжать сотрудничество с РФ, в том числе и в части нахождения военных объектов России на территории Сирии.
Порт Тартус в Сирии. Источник: en.topwar.ru.
Надо отметить, что аш-Шараа и его правительство находятся в сложной ситуации. Северо-восточные провинции контролируют поддерживаемые США курды, на востоке часть земель заняты турками, на юге ополчение друзов удерживает ряд районов, а северо-запад с Голанскими высотами оккупирован Израилем. Военная и гражданская инфраструктура повсеместно разрушена, средств не хватает, наблюдается дефицит современных вооружений.
На этом фоне обещания Москвы помочь в послевоенном восстановлении Сирии, особенно в энергетическом секторе, а также в переоснащении сирийской армии, являются очень важными для нынешних властей САР. Естественно, в Дамаске понимают, что все это будет реализовано при условии – российские базы таковыми и останутся.
Что касается ситуации, когда недавний боевик становится президентом, то она совершенно не нова, и внушительный прием, оказанный Кремлем сирийскому гостю, свидетельствует о том, что Россия намерена придерживаться в отношении Сирии политики политического прагматизма. Ситуация в этой стране необратимо изменилась, возвращение Асада невозможно, а значит – надо выстраивать отношения с новыми властям страны.
Асад проиграл сражение за умы сирийцев и потерял власть
Нам необходимо присутствие в Сирии, и это не только морская база Тартус, но и аэродром Хмеймим, без которого сложно будет снабжать наш Африканский корпус. Да и воздушный контроль над Средиземноморским регионом нельзя сбрасывать со счетов.
Ахмеду аш-Шараа нужна помощь в стабилизации экономики Сирии и модернизации армии.
Интересы сторон совпадают – почему бы не пожать друг другу руки?
Президент России и президент Сирии. Источник: sana.sy.