Часть 1. Мухинское ущелье, перевал Петля и озера малой Марки
Часть 2. Перевал Сосновый, долина реки Марка
Часть 4. Перевал Кызыл-Ауш, долина Марухи, пер. Озерный
Часть 5. Озеро любви. Казачий водопад и выход в Архыз
Трек похода
День 4. Переход из долины Марки в долину реки Аксаут. 15,4 км, +290, -714 м
Сегодня нас ждал утомительный день – переход по долинам рек. Ноги у меня по утрам вообще не гнулись, а мозоли приходилось мазать клеем БФ и намертво заклеивать пластырем. Надо было видеть мои первые утренние шаги с рюкзаком!
Отмечу, что реки на этом маршруте все белые или изумрудного цвета, как же это красиво смотрится. Все-таки шоколадные потоки Баксана в Терсколе делают пейзаж немного депрессивным. А тут чистейшая, сверкающая вода. Со стоянки перешли на левый (по течению) берег Марки.
Тропа начала забирать наверх в лесную зону. Этот переход по самой Марке считаю очень живописным для трекинга, прям какая-то классика жанра.
В одном месте пространство сужается до горного ущелья, перекинуто несколько мостов. Живописно и круто. Я то и дело охала и ахала (да и во всем походе тоже), пока мы шли. Дальше нас ждал затяжной спуск и обед у речки в прекрасном сосновом лесу.
После обеда дошли до поворота на реку Аксаут и вышли на заброшенный поселок Красный Карачай. История этого аула весьма печальна, как гласит памятный камень, установленный в этом месте:
На этом месте располагался древний карачаевский аул Красный Карачай (Схауат). В ауле насчитывалось: более 300 дворов.
В 1943 г. депортировано 1696 человек, погибло 1005 человек. В то время на фронтах В. О. В. воевало 109 аульчан, не вернулось с фронта 78 аульчан.
С возвращением карачаевцев из мест депортации, аул так и не обрёл былого статуса. Доска установлена к 70-летию депортации карачаевского народа
Еще одно чёрное пятно на истории нашей страны. Сейчас тут почти никто не живет, лишь пара домов. Оправится от тяжелого прошлого это место так и не смогло, хоть многие черкессы смогли вернуться в родные края.
Встретили местного, нам предложили чай, но мы уж пошли дальше, вдоль реки Аксаут.
Река широкая, очень мощная. Вода – чистейшего голубоватого цвета. И опять грунтовая дорога. Под палящим солнцем идти по ровному было не намного проще, чем в гору или вниз.
Здесь недалеко расположена пограничная застава, поэтому мы не удивились, когда нас притормозил черный УАЗ. Документы не проверили, но маршрут спросили.
Наша задача – дойти до ручья Кызыл Ауш и встать на ночевку, а завтра подойти под одноименный перевал. Идти было уже тяжко, решила взбодрится и включить музыку с колонки. Ненадолго помогало. Места живописные, но когда уже и плечи, и ноги гудят – не до красот.
Вообще, долина реки Аксаут не совсем обычное место: на картах здесь отмечены некие руины, а нам по дороге попадались в большом количестве каменные насыпи, оказавшиеся самыми настоящими курганами – древними могильниками. Их количество превышает несколько сотен в этих краях!
Это просто невероятно! Такие могильники есть на многих территориях КЧР, их возраст доходит до II тысячелетия до н.э.! История этих курганов описана в книге Е. П. Алексеевой «Археологические памятники Карачево-Черкессии». В сети можно эту книгу прочесть по ссылке.
Нам не очень хотелось вставать у реки, где пасся скот, мы свернули к ручью и стали искать ровную площадку. Получилось, что ночевали мы между курганов. Тогда мы об этом не думали, а спокойно встали на ночлег. Было немного мрачновато, но мы нашли уютную раскидистую сосну (на вид ей не меньше полутора сотен лет) и поставили свой нехитрый лагерь.
День 5. Кызыл Ауш и очи Мыстыбаши. 6,8 км, +1189 м,- 313 м.
Сегодня нам предстояло подойти под перевал Кызыл-Ауш и сходить в радиалку на озера хребта Мыстыбаши, отмеченные на карте как "Очи Мыстыбаши". Про эти озёра с таким красивым названием я не нашла информацию в сети, ни фото, ни описания, поэтому была цель – увидеть их и сделать несколько красивых фотографий.
Но пока мы поднимались, то и дело были мысли «а может ну их, эти озера, можем перевалить сегодня в долину Марухи». Но всё же мы решили не торопить события и делать всё по плану.
Путь на перевал шел по тропе по лесу, поэтому солнце нас не сильно доставало. Встретили двух чабанов на лошадях, как и всегда они были очень вежливы и доброжелательны, пожелали нам доброго пути. Лес кончился, вышли на открытое место, к перевалу вела тропа, но как часто бывает, кроме основных троп – много козьих тропок, легко пойти не туда.
Наверху паслись стада, а пастух, черный от загара, отдыхал невдалеке. Стадо охраняла грозная кавказская овчарка. Обойти её не получалось, поэтому мы под ее угрожающий лай и крики пастуха, аккуратно прошли мимо. Знаю, что эти собаки спокойные, но было не по себе.
Было тяжко, я порядочно устала, жара. Прошли «кош дяди Миши», никого там не встретили и встали чуть дальше на обед. Подумали и решили поискать место для ночевки, а потом пойти в радиалку. Пару раз у меня были мысли из разряда «ничего не хочу, бросьте меня здесь».
Удалось найти удобное место, как будто оно и есть стоянка (хотя на картах отмечена немного дальше), правда на полностью открытом месте. А слева грозной стеной стоял цирк Мыстыбаши.
Вид с этого места был потрясающе красивый, да и что в этом походе было иначе? Пошли без троп по склону, потом вдоль ручья. Хоть и налегке, но я всё же была уставшая. Только виды придавали сил и собственная упёртость (читай упоротость).
Но все это стоило того: нам отрылись прекрасные очи Мыстыбаши. Два небольших озера, покрытые нерастаявшим льдом. Чудесная прохлада, красивые скалы, цветы и рододендроны.
Обратно нашли тропинку и по ней вернулись. Она шла траверсом по крутому склону, немного кружилась голова и от уклона и от видов. По пути к лагерю потеряла очки, но вспомнила, что они упали, когда делала фото в рододендронах.
Пришлось побегать поискать. Хорошо, что мы записывали трек, и я нашла место потери. Без очков с таким солнцем просто не выжить еще три дня. Поужинали с видом на Эльбрус и пошли спать, завтра нас ждет перевал Кызыл Ауш и новые приключения!