Фонд искусств проводит в Туле выставку картин из собрания Русского музея и Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки замечательного советского художника Александра Дейнеки.
Александр Александрович Дейнека - уникальная фигура русской художественной культуры ХХ столетия, был на первых порах близок к модернизму, но впоследствии стал одним из основателей социалистического реализма. Дейнека прошел как минимум три совершенно разных стилистических периода: 1920-е годы, 1930-е и 1940-1960-е.
Выставка объёмная и включает в себя картины, характерные для каждого периода творчества.
Увидеть полотна художника можно до 2 ноября, так что время, чтобы успеть насладиться его творчеством ещё есть.
В фондах Тульского музея изобразительных искусств хранится несколько картин, рисунков, набросков, эскизов А.А. Дейнеки.
На выставке можно ознакомиться с основными датами жизни и творчества художника.
Александр Дейнека родился в 1899 году. Детство будущего художника прошло в Курске, где начались его первые творческие поиски. Мать художника принадлежала к курским мещанам, а отец, выходец из крестьянского сословия, работал на железной дороге Москва — Курск.
Удивительно, насколько злободневны некоторые картины и рисунки спустя почти 100 лет, несмотря на смену политического курса страны.
В статье «Искусство наших дней» Дейнека восклицал: «Кого не захватят наши дни? Кто останется к ним равнодушным? Яркие порывы, титанические размахи пролетариата — солнце — красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс… Картины современности — сон, яркий детский сон, который не может уложиться в рамках реальности с ее фотографией. Ведь это сказки — сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь»
В 1925 году в объединение ОСТ (Общество станковистов) вошли художники нового поколения, ставившие перед собой следующие задачи: «революционная современная ясность в выборе сюжета; стремление к абсолютному мастерству… развитие формальных достижений прошлых лет; стремление к законченной картине». Одним из основателей ОСТ был Александр Дейнека, чье творчество сочетало язык модернизма с новой тематикой, такой как спорт, труд, материнство, индустриальный пейзаж, техника и другие социалистические мотивы.
В 1928 году Александру Дейнеке поступил первый государственный заказ на создание полотна к юбилейной выставке, посвященной десятилетию Рабоче-Крестьянской Красной Армии, которое сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных сил. Для написания картины «Оборона Петрограда», отражающей подвиг красногвардейцев-рабочих, художник посетил Путиловский завод в поиске образов участников событий Гражданской войны. Там Дейнека сделал зарисовки с рабочих и позже вспоминал: «…знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж»
С декабря 1934 года по начало марта 1935 года проходила передвижная выставка «Искусство Советской России» по городам США. Помимо участия в выставке, художник был официальным представителем выставки. В 1934 году, когда Анри Матиссу показывали репродукции советских художников, пользовавшихся тогда популярностью, он выделил Дейнеку как «наиболее одаренного из всех и наиболее ушедшего вперед в своем художественном развитии».
В Филадельфийском музее искусств в 1935 году прошла персональная выставка художника. После командировки в США Дейнека посетил Францию и Италию. В ходе заграничных поездок художник создал множество зарисовок.
В плакатах Дейнеки были использованы приёмы строго продуманной и построенной многоплановой композиции и полной стремительной динамики.
Вторая мировая война заняла должное место в творчестве мастера. Прежде всего, это обилие рисунков — от полевых набросков до станковых композиций, имеющих несомненную документально-историческую ценность.
С начала Великой Отечественной войны Александр Дейнека остался в Москве, несмотря на наступление противника на столицу. В ноябре 1941 года войсками противника был оккупирован Курск, где находились мать и сестра художника. В феврале 1942 года Дейнека был командирован на фронт под город Юхнов, где сделал большое количество зарисовок. В годы войны Дейнека также преподавал в МГХИ (Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова) и выполнял плакаты для «Окон ТАСС». Его фронтовые рисунки и живописные произведения экспонировались на выставке «Московские художники в дни Великой Отечественной войны» в 1942 году, а также в Третьяковской галерее в 1943 году.
После победы над Германией в начале июня 1945 года Александра Дейнеку командировали в Берлин.
В поездке художник создал серию акварелей «Берлин. 1945» и множество рисунков, запечатлевших берлинские развалины и опустевший город.
Картина «Тройка» была написана в 1951–1952 годах. Работа была выполнена на заказ к 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. Дейнека выбрал сюжет из «Мёртвых душ», но вместо Чичикова изобразил самого Гоголя.
Особое место в творчестве художника заняло создание многочисленных мозаик.
Используя разноцветные кусочки смальты, чередуя текстуры и оттенки, художник создавал уникальные объёмные работы. Мозаики Дейнеки производят необычайно жизненное впечатление благодаря богатству оттенков, тональных переходов и световых нюансов.
Дейнека создавал скульптуры в разных техниках, в том числе работы, выполненные в фарфоре либо терракоте, имеющие декоративно-прикладной характер
Большинство картин выставки представлены в статье, а увидеть коллекцию полностью можно, успев посетить выставку.