Найти в Дзене
НПК АВТОПРИБОР

Охлаждающая жидкость или антифриз: доливать нельзя смешивать (история одной запятой)

Что вы делаете, когда уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке опустился ниже минимальной отметки?
Многие водители просто доливают воду — «лето же, не замёрзнет». Другие покупают антифриз того же цвета, не задумываясь о составе. И то, и другое - это прямой путь к разрушению системы охлаждения. Несовместимые жидкости выпадают в осадок, разрушают прокладки и забивают радиатор. Когда двигатель перегреется, будет уже поздно. Охлаждающая жидкость защищает двигатель от коррозии, перегрева и мороза, и от ее состава зависит срок службы всей системы. Прежде чем мы углубимся в состав и классификацию, давайте внесем ясность в терминологию. Тосол, хладогент, охладитель, охлаждающая жидкость, антифриз, coolant— все эти слова так или иначе используются для обозначения жидкостей, применяемых в системе охлаждения двигателя. Однако их нельзя считать взаимозаменяемыми, так как они отличаются тем, насколько широко используются, что именно означают с технической точки зрения и где впервые появил
Оглавление

Что вы делаете, когда уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке опустился ниже минимальной отметки?
Многие водители просто доливают воду — «лето же, не замёрзнет». Другие покупают антифриз того же цвета, не задумываясь о составе.

Фото Mark Gittelman
Фото Mark Gittelman

И то, и другое - это прямой путь к разрушению системы охлаждения. Несовместимые жидкости выпадают в осадок, разрушают прокладки и забивают радиатор. Когда двигатель перегреется, будет уже поздно.

Охлаждающая жидкость защищает двигатель от коррозии, перегрева и мороза, и от ее состава зависит срок службы всей системы. Прежде чем мы углубимся в состав и классификацию, давайте внесем ясность в терминологию.

Shutterstock
Shutterstock

Тосол, хладогент, охладитель, охлаждающая жидкость, антифриз, coolant— все эти слова так или иначе используются для обозначения жидкостей, применяемых в системе охлаждения двигателя. Однако их нельзя считать взаимозаменяемыми, так как они отличаются тем, насколько широко используются, что именно означают с технической точки зрения и где впервые появились.

Самым широким, функциональным термином является охлаждающая жидкость. Он описывает любую среду, которая циркулирует в системе для отвода тепла, будь то вода или специализированный состав. Охлаждающая жидкость — это вещество, используемое для поддержания рабочей температуры двигателя. Она циркулирует через двигатель, поглощает тепло и помогает поддерживать его работу в оптимальном температурном режиме.

Термины хладогент и охладитель являются функциональными синонимами: первый чаще используется в техническом контексте для холодильных систем, а второй является более разговорным.

Антифриз — это общепринятый и правильный технический термин, который происходит от английского "anti-freeze" (против замерзания). Он обозначает специализированные жидкости на основе гликолей, разработанные для работы при низких температурах и, что критически важно, содержащие пакеты антикоррозионных присадок. В России и СНГ под антифризом обычно понимают современные жидкости, соответствующие международным стандартам.

Антифриз выполняет три критически важные функции:

  • понижает точку замерзания водного раствора (защита от мороза);
  • повышает точку кипения охлаждающей жидкости (защита от перегрева);
  • защищает внутренние поверхности системы охлаждения от ржавчины и эрозии (содержит ингибиторы коррозии).

Английские эквиваленты — coolant и antifreeze.

Термин Coolant является прямым аналогом термина «охлаждающая жидкость», и часто обозначает готовую к применению смесь (разбавленный водой концентрат антифриза), которая, как и русский термин, фокусируется на общей функции отвода тепла.

Термин Antifreeze имеет более узкое значение, основанное на функции защиты от замерзания. В международной практике это слово обозначает саму специализированную жидкость на основе гликолей, разработанную именно для низких температур.

Тосол занимает особое место. Это не общее название и не международный стандарт, а брендовое (торговое) название, которое было разработано в СССР в 1971 году. Это название стало нарицательным для всех отечественных охлаждающих жидкостей, произведенных по старой, силикатной (IAT) технологии. Таким образом, Тосол является исторической разновидностью антифриза, который функционально соответствует европейскому стандарту VW G11.

-3

Именно этот исторический прецедент - синий цвет «Тосола» - породил, пожалуй, самое стойкое заблуждение среди автомобилистов.

Антифриз в СССР и появление «Тосола»
История охлаждающих жидкостей в СССР до перехода на международные стандарты неразрывно связана с появлением «Тосола».
До «Тосола» (Ранний период)
До появления специализированных и стандартизированных жидкостей, а также в ранние годы автомобилизации, в качестве охлаждающей жидкости в СССР чаще всего использовалась обычная вода (иногда с добавлением ингибиторов коррозии), которую летом заливали, а зимой, конечно, сливали.
Чтобы предотвратить замерзание в холодное время года, использовали чистый этиленгликоль (основу всех современных антифризов), который разбавлялся водой. Такие самодельные смеси были нестабильны, не имели защитных присадок и быстро вызывали коррозию в системе.
Появление «Тосола» (конец 60-х — начало 70-х)
«Тосол» стал первым стандартизированным и массовым отечественным антифризом, который заменил прежние самодельные смеси и воду. Он был создан в связи с острой необходимостью в качественной охлаждающей жидкости для нового поколения советских автомобилей, в первую очередь для ВАЗ-2101 «Жигули», производство которых осуществлялось при содействии Fiat.
Разработка «Тосола» велась в 1971 году в НИИ органического синтеза (отдел ТОС). Название ТОСОЛ было составлено из двух частей: ТОС (аббревиатура отдела «Технология Органического Синтеза») и окончания ОЛ (суффикс “-ол” в химической номенклатуре обозначает спирт и говорит о наличии в молекуле гидроксильной группы −OH), что было уместно, поскольку жидкость была на основе этиленгликоля. По своему составу и технологии «Тосол» представлял собой этиленгликоль с добавлением неорганических ингибиторов коррозии (силикатов, нитритов, фосфатов). Таким образом, он является функциональным аналогом европейского стандарта VW G11, использующий силикатную технологию (IAT).

Цвет антифриза: главный критерий или главный миф?

На полках магазина можно увидеть зелёные, синие, красные, фиолетовые и даже жёлтые антифризы. Возникает ощущение, что цвет и есть главный критерий выбора.

Shutterstock
Shutterstock

Можно ли вообще ориентироваться на цвет — или это миф, который давно пора развеять?

На самом деле, цвет это всего лишь краситель. Он никак не связан с химическим составом, сроком службы или совместимостью с другими жидкостями. Ярко-голубой или зеленый цвет, характерный в более ранние годы для продуктов данного типа, изначально был обусловлен не объективной необходимостью, а сугубо соображениями цветовой дифференциации технических жидкостей различных типов, облегчающей поиск течи. Кроме того, в процессе эксплуатации цвет жидкости меняется, что свидетельствует о потере ею рабочих качеств.

Заблуждение о том, что цвет определяет состав, является глобальным, хотя в разных странах оно имеет разные исторические корни.

В Европе и странах СНГ миф прочно связан с историческим разделением: первые антифризы на основе традиционной IAT-технологии (с силикатами), такие как «Тосол» в России, были преимущественно синими или зелеными. Когда появился новый стандарт OAT (например, VW G12), он был окрашен в красный цвет, что и создало у потребителей ложную привязку цвета к химическому типу.

Фото здания Управления ФГУП «ГосНИИОХТ», шоссе Энтузиастов, 33
По разработкам института созданы и успешно функционируют промышленные производства окиси этилена и полупродуктов на его основе (тосолов; флотоагентов; стабилизаторов резины; комплексонов; разнообразных химических средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков; кормовых добавок; средств против полегания хлебов; моющих средств и пр.).
Фото здания Управления ФГУП «ГосНИИОХТ», шоссе Энтузиастов, 33 По разработкам института созданы и успешно функционируют промышленные производства окиси этилена и полупродуктов на его основе (тосолов; флотоагентов; стабилизаторов резины; комплексонов; разнообразных химических средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков; кормовых добавок; средств против полегания хлебов; моющих средств и пр.).

В США миф также связан с ранними продуктами. Традиционно, IAT-антифризы (на основе силикатов) почти всегда окрашивались в зеленый цвет. Когда General Motors ввел новую технологию Dex-Cool (OAT), жидкость была окрашена в оранжевый/красный цвет. Это создало двухцветную систему, которую потребители ошибочно приняли за универсальное правило.

Билборд антифриза Eveready Prestone, Ванкувер, 1932 год
Билборд антифриза Eveready Prestone, Ванкувер, 1932 год

В Японии и Корее (где часто используют фосфатные HOAT-технологии) также исторически сложились определенные цветовые предпочтения (например, красный или розовый для Toyota, синий для Honda/Subaru), но производители прямо заявляют, что цвет — это просто идентификатор бренда/допуска, а не химический показатель.

Сегодня, когда производители могут красить любой состав в любой цвет, ориентироваться на этот признак категорически нельзя.

Охлаждающие жидкости различаются по химическому составу.

В настоящее время самым надёжным индикатором химического состава жидкости и её совместимости с материалами вашего двигателя является не цвет, а официальный технический допуск (спецификация) производителя, так называемый OEM-допуск (OEM - original equipment manufacturer).

В основной состав антифриза входят всего четыре компонента: моноэтиленгликоль (или менее токсичный пропиленгликоль), дистиллированная вода, краситель и различные присадки. Именно присадки играют ключевую роль и определяют состав, срок службы и совместимость охлаждающей жидкости. Они обеспечивают защиту от коррозии, предотвращают кавитацию помпы (разрушение деталей от пузырьков пара) и смазывают движущиеся части системы. Тут важно отметить, что уважаемые производители используют именно дистиллированную воду, в то время как самый дешевый антифриз может быть изготовлен с обычной водой из-под крана.

Вещество, известное как этиленгликоль (основа современного антифриза), было впервые синтезировано в 1856 году французским химиком Шарлем-Адольфом Вюрцем. Однако до XX века это вещество практически не использовалось. Коммерческое производство этиленгликоля началось в 1917 году, но в то время он в основном применялся для изготовления динамита. Помимо того, что этиленгликоль оказался эффективным заменителем глицерина в производстве мощных взрывчатых веществ, он также обладал рядом характеристик, сделавших его идеальным антифризом. Он не только легко смешивается с водой в любых пропорциях, но и имеет более низкую температуру замерзания, а также более высокую температуру кипения, чем вода. В качестве автомобильного антифриза этиленгликоль был впервые применен в 1926 году и получил широкое распространение в военной сфере во время Второй мировой войны. После войны он стал доминирующим химическим антифризом до конца XX века. Другие химические вещества, такие как пропиленгликоль и технологии органических кислот (OAT), стали набирать популярность, но этиленгликоль по-прежнему широко используется.
Вещество, известное как этиленгликоль (основа современного антифриза), было впервые синтезировано в 1856 году французским химиком Шарлем-Адольфом Вюрцем. Однако до XX века это вещество практически не использовалось. Коммерческое производство этиленгликоля началось в 1917 году, но в то время он в основном применялся для изготовления динамита. Помимо того, что этиленгликоль оказался эффективным заменителем глицерина в производстве мощных взрывчатых веществ, он также обладал рядом характеристик, сделавших его идеальным антифризом. Он не только легко смешивается с водой в любых пропорциях, но и имеет более низкую температуру замерзания, а также более высокую температуру кипения, чем вода. В качестве автомобильного антифриза этиленгликоль был впервые применен в 1926 году и получил широкое распространение в военной сфере во время Второй мировой войны. После войны он стал доминирующим химическим антифризом до конца XX века. Другие химические вещества, такие как пропиленгликоль и технологии органических кислот (OAT), стали набирать популярность, но этиленгликоль по-прежнему широко используется.

По химической технологии производства ингибиторов коррозии (присадок) антифризы делятся на следующие группы:

  • IAT (Inorganic Acid Technology, неорганическая технология) Использует неорганические ингибиторы (силикаты, фосфаты, нитриты). Это традиционная, наиболее старая технология.
  • OAT (Organic Acid Technology, органическая технология) - использует карбоксилатные кислоты. Обеспечивает точечную и долгосрочную защиту.
  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology, гибридная органическая технология) - сочетает органические кислоты (OAT) с небольшим количеством неорганических ингибиторов (например, силикатов). Типична для G12+ и некоторых азиатских допусков.
  • P-OAT (Phosphated Organic Acid Technology, фосфатно-органическая) - технология, где органические кислоты сочетаются с фосфатами. Широко используется в японских (Toyota, Honda) и корейских автомобилях.
  • PSi-OAT (Phosphated Silicated Organic Acid Technology) - гибрид, сочетающий органические кислоты, фосфаты и силикаты. Разработана для обеспечения максимально быстрой защиты алюминия. PSi-OAT является основой новейших спецификаций, таких как G12evo.
  • Lobrid (Low Hybrid, низкогибридная) - общий термин для современных технологий (включая PSi-OAT), где органические кислоты сочетаются с минимальным количеством неорганических компонентов (менее 10% силикатов или других). Lobrid является синонимом для G12++, G13, G12evo.

Классификация по типам присадок (IAT, OAT, HOAT, Lobrid и их вариации) является общемировой химической основой для всех антифризов. Спецификации VAG (G-классы), американские стандарты (ASTM) и азиатские допуски (Toyota S-LLC) просто предписывают, какая именно из этих химических технологий должна использоваться в конкретном двигателе.

Что скрывается за маркировкой G11, G12, G13

Эти обозначения, разработанные немецким концерном Volkswagen (VW/VAG), представляют собой внутреннюю систему допусков немецкого концерна Volkswagen, которая делит охлаждающие жидкости по типу используемых антикоррозийных присадок. Хотя это внутренний стандарт одного автоконцерна, он стал наиболее популярным и понятным способом маркировки антифризов во всем мире.

-8
Наиболее привычные для российского потребителя спецификации — G11, G12, G12+, G12++, G13.
Классификация антифризов с префиксом "G" была разработана немецким концерном Volkswagen (VW/VAG) для стандартизации охлаждающих жидкостей, используемых в автомобилях Volkswagen, Audi, Škoda, SEAT, Porsche. Это была внутренняя система допусков, которая со временем стала общепринятой в индустрии.
Обозначение G11 соответствует официальной технической спецификации Volkswagen: VW TL 774-C.
Стандарт VW TL 774-C (G11) был введен в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов (наиболее часто упоминается период до 1996 года). Его появление привело к замене ранее использовавшихся, менее стандартизированных охлаждающих жидкостей.
G11 был основан на традиционной силикатной (IAT) или, чаще, гибридной (HOAT) технологии (сочетание органических и неорганических ингибиторов коррозии). Силикаты создавали защитный слой по всей внутренней поверхности системы охлаждения.
Потребность в стандартизированной, эффективной жидкости, совместимой с алюминиевыми компонентами, возникла из-за внедрения алюминиевых компонентов, которые начали активно использоваться в двигателях VW того времени.
Почему "G11"? Цифровая часть, скорее всего использовалась как порядковый номер в серии внутренних спецификаций охлаждающих жидкостей VW. Обозначение G11 является просто порядковым индексом для первой широко распространенной стандартизированной жидкости, использующей силикатную или гибридную технологию. Позже концерн вводил следующие спецификации, увеличивая номер для обозначения улучшения технологии и совместимости:
G11 (TL 774-C, IAT/HOAT) — 1980-е.
G12 (TL 774-D, OAT) — введён примерно в 1996 году.
G12+ (TL 774-F, OAT) — введён примерно в 2001 году.
И так далее, до G13 и G12EVO (TL 774-L).

Упрощённо, по типу присадок, охлаждающие жидкости распределяются так (европейская классификация):

🔹 G11 (Тосол, IAT) — устаревший тип, основанный на неорганических присадках (силикаты, фосфаты). Силикаты создают толстую защитную пленку по всей поверхности системы, что ухудшает теплопроводность. Это делает G11 малопригодным для современных высокотемпературных двигателей (104∘C – 118∘C). Популярен у владельцев подержанных отечественных авто. Рекомендуется менять каждые 2 года.

🔹 G12 / G12+ / G12++ (OAT / HOAT) — современные составы, где защиту обеспечивают органические карбоксилатные кислоты. Они более стабильны, не образуют осадка и обеспечивают точечную защиту. Срок службы — от 3 до 5 лет. G12++ является гибридным и обладает улучшенной совместимостью.

🔹 G13 (Lobrid) — самые новые, экологичные составы на основе менее токсичного пропиленгликоля. Они содержат минимальное количество силикатов, обеспечивая надёжную и экологичную защиту. Срок службы составляет 5 лет или более. Подходит для новых моделей VAG. Стоит дороже, но совместим с G12++.

🔹 G12evo (PSi-OAT / новая Lobrid) — новейшая спецификация VAG (TL 774-L), пришедшая на смену G13. Обеспечивает ещё более быструю и точную защиту алюминиевых поверхностей и обладает улучшенной термостабильностью. Срок службы — до 5 лет или более.

Хотя это внутренний стандарт одного автоконцерна, он стал наиболее популярным и понятным способом маркировки антифризов во всем мире, потому что он чётко отражает химический состав и тип антикоррозийных присадок.

Фактически, все ведущие автоконцерны используют собственные системы допусков, которые определяют уникальный химический состав присадок.

Европейские и азиатские подходы

Главное, что отличает большинство азиатских допусков от европейских (особенно VW G12, G12+, G12++), — это использование фосфатов в качестве мощного ингибитора коррозии.

  • Европейские OAT-антифризы (VW TL 774-D/F/G) не содержат фосфатов (Phosphate-free).
  • Азиатские OAT/HOAT-антифризы (Toyota S-LLC, Honda Type 2) содержат фосфаты (Phosphated).

Renault-Nissan (европейские допуски)

Компания использует буквенную систему допусков (Type B, C, D, E), которые напрямую коррелируют с эволюцией технологий. Более старые допуски Type C и B — это силикатные жидкости (IAT, эквивалент G11). Современные жидкости, такие как Type D (OAT, эквивалент G12), и новейшие Type E (P-OAT/Lobrid, эквивалент G13), отражают европейскую тенденцию к долговечным, безсиликатным или гибридным составам.

Японские производители (технологии на основе фосфатов)

Японские бренды, включая Honda, Toyota, Mazda и Subaru, традиционно используют антифризы, оптимизированные для защиты алюминиевых двигателей в условиях жесткой воды. Их ключевое отличие — обязательное использование фосфатов.

У Honda доминирует Type 2 (используется с начала 2000-х годов), который представляет собой P-HOAT (фосфатированный HOAT). Type 1 — это устаревший зеленый антифриз, использовавшийся в старых моделях Honda (примерно до 2000-х годов).
Toyota использует S-LLC (Super Long Life Coolant), а MazdaFL22 Coolant.
Subaru использует Super Coolant.

В результате, хотя азиатский антифриз может быть аналогичен европейскому по долговечности (5-10 лет), их химический состав не совпадает, и смешивание может вызвать нежелательные реакции, например, осадок и неисправности системы охлаждения.

Именно поэтому владельцам японских автомобилей категорически рекомендуется использовать либо оригинальный антифриз с указанным допуском (например, Toyota S-LLC), либо лицензированный аналог, на упаковке которого явно указано соответствие этому допуску.

Сводная таблица допусков автопроизводителей

В мире охлаждающих жидкостей термин "допуск" является критически важным, поскольку он отражает строгие технические требования конкретного автопроизводителя, которые не ограничиваются общими классами VW (G-классификация). Различные автоконцерны разработали собственные спецификации, которые отличаются химическим составом пакета присадок.

-10

Международный стандарт качества ASTM

ASTM International (до 2001 года ASTM или American Society for Testing and Materials - Американское общество по испытаниям и материалам) - это некоммерческая организация, разрабатывающая добровольные консенсусные технические стандарты по всему миру. В контексте антифризов, стандарты ASTM служат базовым требованием к качеству и эффективности жидкости, подтверждая, что она прошла минимальные тесты.

Ключевые стандарты ASTM для антифризов

ASTM D3306

Это наиболее важная спецификация, которая устанавливает минимальные требования к гликолевым охлаждающим жидкостям (на основе этиленгликоля или пропиленгликоля) для использования в легковых автомобилях и легких грузовиках (коррозионная защита, стабильность pH, точки замерзания и кипения).

ASTM D4985 и D6210

Эти стандарты устанавливают требования к антифризам для тяжелых условий эксплуатации (дизельные двигатели, большегрузный транспорт).

Стандарт ASTM D3306 не предписывает тип присадок (например, силикаты, фосфаты или карбоксилаты, как это делают допуски VW G-класса или OEM-спецификации). Вместо этого, он устанавливает минимальные критерии эффективности и совместимости, которые антифриз должен пройти.

Чтобы соответствовать ASTM D3306, охлаждающая жидкость должна пройти серию строгих лабораторных тестов, которые проверяют, насколько хорошо пакет присадок справляется с защитой металлов системы охлаждения (включая алюминий, медь, чугун и т.д.) от коррозии, кавитации (вспенивания) и накипи.

Таким образом, ASTM не игнорирует присадки; он лишь оставляет производителю антифриза свободу выбора в типе присадок, требуя при этом, чтобы конечный продукт гарантированно выполнял защитную функцию.

Важно понимать: в то время как допуски VW (G11, G12) и OEM-допуски (Toyota S-LLC, Honda Type 2) описывают конкретный химический состав и пакет присадок, стандарт ASTM является обязательным базовым требованием. Любой качественный антифриз, продаваемый на рынке, должен соответствовать хотя бы одному из стандартов ASTM, подтверждая, что жидкость прошла минимальные тесты на совместимость и эффективность.

🔑 Допуск vs. классификация

Важно различать классификацию и допуск

-11

! В случае, если в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля указан конкретный допуск, например, Renault Type E, Honda Type 2 или Toyota S-LLC, необходимо искать именно этот допуск на упаковке антифриза. Только официальный допуск гарантирует, что химический состав жидкости полностью соответствует специфическим требованиям и материалам, из которых изготовлена система охлаждения вашего двигателя.

Примеры допусков антифриза

Когда вы видите на упаковке антифриза маркировку, она часто состоит из названия класса и конкретного номера допуска:

  • класс VW G12 соответствует допуску VW TL 774-D.
  • Renault Coolant Type D соответствует допуску RENAULT STANDARD 41-01-001/--T.
  • Mercedes-Benz G48 (G11) соответствует допуску MB 325.0.

Таким образом, чтобы не “угробить” двигатель, нужно искать не просто G12, а соответствие конкретному допуску, указанному в инструкции к вашему автомобилю.

Классификация антифризов для американских автомобилей

Американские автопроизводители (прежде всего, General Motors, Ford и Chrysler) исторически опирались на собственные строгие спецификации, которые часто базируются на стандартах ASTM, но предписывают конкретный химический состав присадок.

Традиционная силикатная технология

Примерно до 90-х годов прошлого столетия в США доминировала охлаждающая жидкость типа IAT (Inorganic Acid Technology), на основе этиленгликоля с неорганическими ингибиторами, в основном силикатами. Жидкости, произведенные по этой технологии, традиционно были окрашены в зеленый цвет и требовали частой замены (каждые 2 года / 38 000 км) из-за быстрого истощения защитных свойств этих присадок. По своему химическому типу эти антифризы были функционально эквивалентны антифризам класса VW G11.

В качестве автомобильного антифриза этиленгликоль был впервые применен в 1926 году и получил широкое распространение в военной сфере во время Второй мировой войны. Именно этот компонент стал доминирующим химическим антифризом до конца XX века. Первый патент на антифриз на основе этиленгликоля был зарегистрирован в 1927 году компанией DuPont в США.
В качестве автомобильного антифриза этиленгликоль был впервые применен в 1926 году и получил широкое распространение в военной сфере во время Второй мировой войны. Именно этот компонент стал доминирующим химическим антифризом до конца XX века. Первый патент на антифриз на основе этиленгликоля был зарегистрирован в 1927 году компанией DuPont в США.

Революция долговечных жидкостей (LLC/ELC)

С середины 1990-х годов американский рынок разделился, предложив два параллельных решения.

Допуск GM Dex-Cool (Чистый OAT)

В 1996 году концерн General Motors (GM), под маркой которого в России представлены автомобили Chevrolet и Cadillac, совершил переход на более долговечные антифризы, соответствующие новой спецификации GM Dex-Cool (GMD6277M). Химическая основа этой жидкости — OAT (Organic Acid Technology), использующая чистые карбоксилатные кислоты без силикатов и фосфатов. Срок службы был продлен до 5 лет / 240 000 км. Цвет традиционно оранжевый или красно-оранжевый. Жидкости, соответствующие допуску Dex-Cool, являются обязательными для большинства современных автомобилей GM и функционально соответствуют классу VW G12.

Охлаждающие жидкости Ford и Chrysler (Гибридная HOAT)

Другие американские концерны, такие как Ford и Chrysler (владеющий марками Dodge и Jeep), также разработали долговечные жидкости (LLC/ELC), но с использованием гибридной технологии HOAT. Эта технология сочетает преимущества долговечной органики с быстрой защитой традиционных ингибиторов (силикатов или фосфатов).

Гибридные жидкости (HOAT), используемые в более ранних моделях Chrysler, Dodge и Jeep (примерно с 2001 года до 2013 года), — например, широко известная формула Zerex G-05 или составы с допусками Ford WSS-M97B44-D или Chrysler MS-9769, — функционально близки к европейскому классу VW G12+. В некоторых моделях автомобилей (особенно у Ford) используются гибридные составы с фосфатами (P-HOAT), что является своеобразным "мостом" между европейскими и азиатскими технологиями.

-13

Современные охлаждающие жидкости на основе технологии OAT для автомобилей Chrysler/Dodge/Jeep

С 2013 года большинство новых моделей Chrysler, Dodge и Jeep перешли на другую спецификацию, MS-12106. Эта спецификация требует использования жидкостей на основе чистой OAT-технологии (аналог VW G12), которые несовместимы с более старым допуском MS-9769 (HOAT).

Важно отметить, что эволюция спецификаций у Chrysler (переход от HOAT к OAT) противоположна европейской тенденции VAG. В Европе, наоборот, разработчики перешли от чистой OAT-технологии VW G12 к гибридной HOAT (VW G12+), чтобы улучшить защиту алюминиевых деталей с самого начала эксплуатации и повысить совместимость.

Современные технологии (Lobrid)

Современные модели GM и Ford переходят на ультра-долговечные составы, которые соответствуют новейшей Lobrid-технологии (аналогично VW G12++/G13/G12evo). Например, новейшие спецификации GM DEX-COOL (Gen 2) или Ford Specialty Green Engine Coolant могут иметь фиолетовый или темно-зеленый цвет, но, в отличие от старых жидкостей, в них используется современный пакет присадок PSi-OAT (включающий фосфаты, силикаты и органические кислоты), что гарантирует максимальную защиту алюминиевых поверхностей.

Как и в случае с европейскими и азиатскими марками автомобилей, применительно к американским автомобилям цвет антифриза не является надежным индикатором при выборе, поскольку, например, зеленым может быть как устаревший IAT (меняется через 2 года), так и новейший Lobrid (служит 5+ лет). Поэтому для американских марок также критически важно ориентироваться исключительно на допуск производителя (например, GM Dex-Cool или Ford WSS-M97Bxx).

Ориентация на цвет — самая частая и дорогая ошибка

Разный состав при одинаковом цвете.

Например, красный цвет может иметь как G12 (органический, OAT), так и G12++ (гибридный, HOAT). Их химическая основа и совместимость различны.

Одинаковый состав при разном цвете.

Антифриз стандарта G11 (неорганический, IAT) может быть окрашен как в синий, так и в зелёный цвет, но по свойствам они идентичны.

Главный критерий выбора — это класс допуска (G11, G12, G13) и спецификация производителя (например, VW TL 774-D, MB 325.3), которые указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. 📖

Можно ли смешивать антифризы?

Самая частая ошибка — долить в бачок то, что оказалось под рукой.

Цвет не имеет значения. Важен класс (технология присадок).

Смешивать жидкости разных технологических классов (например, G11 и G12) крайне не рекомендуется. Проблема заключается в том, что разные присадки (силикаты и карбоксилаты) вступают в реакцию, что приводит к следующему:

  • выпадают соли и осадок, которые забивают тонкие каналы радиатора и помпы;
  • снижается антикоррозийная защита элементов системы охлаждения.

Однако новые гибридные и лобридные составы совместимы с предыдущими поколениями.

  • G12++ (HOAT) и G13 (Lobrid) созданы как универсальные и могут быть долиты к G11, G12, G12+ в экстренных случаях.
  • Общее правило: доливать можно жидкость того же или более высокого класса.

В экстренных случаях, когда нет возможности купить нужную ОЖ, допускается долив дистиллированной воды (только летом!) или любого антифриза, чтобы доехать до сервиса. Но при первой же возможности нужно слить всю систему, произвести промывку и залить новую жидкость требуемого класса.

Как не ошибиться при выборе антифриза

  1. Проверьте руководство по эксплуатации своего автомобиля или маркировку на расширительном бачке. Производитель всегда указывает требуемый стандарт (G12, G12+, Coolant Type D) или номер допуска.
  2. Ищите допуски на упаковке. Главное, что вам нужно — это соответствие допуску производителя (например, VW TL 774-D, F, J; MB 325.3) или международному стандарту ASTM, а не только надпись «антифриз» и «-40 °C».
  3. Не доливайте воду — даже летом. Вода разрушает защитную плёнку присадок, снижает температуру кипения и ускоряет износ системы. В крайнем случае можно долить немного дистиллированной воды, но только временно — чтобы доехать до сервиса.
  4. Полная замена лучше долива. Если вы не уверены, что залито, или подозреваете, что жидкости были смешаны, лучше полностью заменить антифриз. Объём — 5–8 литров, цена — 2–5 тысяч рублей. Это мелочь в сравнении с заменой радиатора или помпы.

Какие маркировки можно увидеть на расширительном бачке

Производители иногда наносят на бачок или его крышку не просто отметки MIN/MAX, а конкретные допуски или типы жидкости.

Вы можете увидеть:

Класс VW/VAG: редко, но может быть указан сам класс G12, G13 и т.п., если автомобиль выпущен концерном Volkswagen (VW, Audi, Skoda, Seat) или использует эту классификацию.

Специфические допуски: чаще встречаются фирменные обозначения производителя, например:

  • Coolant Type D (характерно для Renault/Nissan)
  • Type 2 (характерно для Honda/Acura)
  • Просто надпись G12 или G12+ (в более старых моделях VW).

Предупреждение о смешивании: иногда указывается "Use only recommended coolant" (Используйте только рекомендованную ОЖ) или даже "Do not mix" (Запрещено смешивать).

Когда можно менять самому, а когда ехать на СТО?

Если у вас простой автомобиль (например, Lada, Kia Rio, Solaris) и есть опыт, можно справиться своими силами.

Но важно:

  • полностью слить старую жидкость,
  • промыть систему дистиллированной водой,
  • После заливки новой жидкости удалить воздух из системы,
  • не смешивать разные типы антифриза.

В машинах с турбонаддувом, двухконтурным охлаждением или электропомпой лучше доверить замену сервису — ошибка в процедуре может обойтись дороже, чем сама жидкость.