Рассматривая старые авто в 2025-м, понимаешь, насколько прогресс шагнул вперед и ужасаешься насколько деградировал человек. Машину без дисплея за автомобиль уже не считают, а глаз требует в дизайне буйства форм и колеса побольше. Маркетологи с радостью кормят ненасытное брюхо зажравшего потребителя и растят на смену ему подобных. Почему раньше дети визжали от счастья при просмотре диафильмов, а сегодня развращены короткими роликами токсичных соцсетей и не способны сконцентрироваться на одной задаче даже на 15 минут. Разве можно угодить такому и сделать счастливым? Вряд ли. Что не дай – все ему мало. Невольно вспоминаются «серые» 90-е, где большинству детей для счастья было достаточно небольшого календарика из киоска «Союзпечати» с изображением красивого автомобиля. На одном из них был белый трехдверный хэтчбек Renault 19. О нем и поговорим.
Французы в те годы были не «толерантными» модниками под предводительством Макрона, а целеустремленными инженерами с большой амбициозной целью – изменить имидж Renault из ширпотреба в производителя качественных автомобилей. Мужик сказал – мужик сделал. С задачей справились за 42 месяца. Разработка опытного образца Renault 19 стартовала в конце 1984 года, а в 1988 предсерийные машины уже накатали 7,5 млн тестовых километров. В отличие от современных автомобилей для «общества потребления», в те годы шасси сразу проектировали с правильными спортивными повадками под руководством гонщика Жака Шейниса.
В отличие от заполонивших все вокруг китайцев, у французов есть богатая автомобильная культура, выдающиеся спортсмены от Алена Проста до Жана Луи Шлессера и участие национальных производителей в гонках – от ралли до Формулы-1. Благодаря такому фундаменту все машины были интересными в управлении. Внешность Renault 19 соответствует азартному характеру, ведь к ней приложил руку великий маэстро Джорджетто Джуджаро. Сегодня эти рубленные линии выглядят классическими и напоминают родное «Зубило». Не смотря на обилие углов, коэффициент аэродинамического сопротивления Сх далек от «кирпичного» и составляет всего 0,30 благодаря кропотливой доводке в аэродинамической трубе.
Вершиной Renault 19 была модификация 16V, созданная в лучший традициях горячих хэтчбеков тех лет. Внешне ее отличали иные бамперы и небольшой воздухозаборник на капоте, необходимый для охлаждения выпускного коллектора мотора F7P. Раз уж вспомнили про «восьмерки», то без дальнейшего сравнения не обойтись. Увы оно не в пользу Тольятти. Правильная двухвальная 16-клапанная ГБЦ, рабочий объем 1.8 л, облегченные Т-образные поршни и настроенный на высокие обороты впускной коллектор. Получился сбалансированный мотор с ровной тягой до 4000 об мин и ярким подхватом с 4200 о/мин до отсечки на 6800 об/мин. В распоряжении водителя 140 сил и 158 Н*м момента, подчеркнутые короткой главной парой 4.1. В итоге по динамике Renault 19 не оставляет Весте Спорт никаких шансов – 8.5 с до 100 км/ч и 215 км/ч максимально скорости! Неплохо для машины, созданной за 42 месяца?
Что говорите? Веста на прошивке быстрее и лучше рулится? Ну так, касатики, камон! Эти характеристики были у Renault 30 лет назад, а сегодня вершиной модельного ряда является Megane RS с динамикой суперкара и статусом короля «горячих хетчбеков». Результаты на тайм-аттаке не дадут соврать.
Вернемся к Renault 19 16V. Для соответствия темпераментному мотору подверглись изменениям и элементы шасси. Пружины заменили на более плотные, а стабилизатор поперечной устойчивости увеличился в диаметре для увеличения угловой жесткости подвески. Более короткая рулевая рейка добавляет остроты реакций, а опоры амортизаторов со смещением обеспечивают правильный угол кастера. Тормоза под стать мотору – передние вентилируемые диски диаметром 259 мм спереди и 238 сзади. Не обошлось без типично французского чудачества. Например, вместо привычного вакуумного усилителя установлен гидравлический от фирмы Bendix. Даже не хочется думать, что произойдет в случае отказа насоса. Поэтому лучше распахнуть дверь и рассмотреть салон.
От высокой панели веет нотками ностальгии по «восьмеркам», спортивные сиденья Recaro настраивают на бодрую езду, а педаль газа с площадкой под перегазовку напоминает о временах, когда водители еще умели управлять автомобилем, а не только водить пальцем по экрану. При созерцании этого великолепия становится немного грустно за родной автопром. Динамические характеристики, доступные французам в 90-х, у нас появились на Весте Спорт лишь спустя 30 лет. А уж если посмотреть куда шагнул их автопром за это время и сравнить с «Искрами» летящими с конвейера в Тольятти, то становится понятно почему Renault 19 имел такой оглушительный успех в мире.
Не считая титулов «автомобиль года» в 1989 году в Испании и Германии, в 1990 году в Ирландии и в 1993 году в Аргентине особо стоит отметить другое достижение. Renault 19 стал самым продаваемым импортным автомобилем в Германии, а педантичные журналисты называли его «японцем из Франции» отмечая выдающееся качество. Не зря моторы долбили по 500 часов на предельных режимах, терзали коробку 200 тыс. жестких переключений и не экономили на оцинковке кузова! Запас прочности таков, что Renault 19 до сих пор встречаются в продаже по цене в районе 200-250 тыс. руб. Обслужить можно в любом гараже, а запчасти продают по цене металлолома. Вот что такое инжиниринг 80х!
На конвейере Renault 19 продержался до 2001 года, разойдясь по миру тиражом 5,9 млн экземпляров став первым Рено, официально продававшимся в России. Спасибо, что живой!
Друзья! Призываю объявить войну матерным выражениям не только в комментариях, но и в повседневной жизни. Давайте бороться за чистоту русского языка и хранить его великолепие, как дорогие детские воспоминания о том календарике с Renault 19.
Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.
По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru
Рекомендую к прочтению:
#reanault 19 #автомобили 90-х #рено #французский автопром #renault 19 16V