Да-да, очередная статья на тему благотворительности) Но, на этот раз она будет ориентирована не на потенциальных жертвователей. А наоборот: на тех, кто в этой помощи нуждается.
Те, кто достаточно давно подписан на Непопулярную психологию, знают: больше 11 лет моей жизни прошли в должности педагога-психолога в центре реабилитации для несовершеннолетних. Дети-сироты, дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, дети с трудным поведением и пережившие жестокое обращение… Естественно все они не могли не вызывать сочувствие окружающих. И именно поэтому нас нередко посещали спонсоры, меценаты и просто неравнодушные люди.
Каждый месяц владелец местного кафе приглашал детей бесплатно угощаться вкусными блюдами. Перед нами открывали двери ледовые центры, театры, музей и цирки. К нам приезжали с мастер-классами повара, стилисты, кондитеры. Каждый праздник сопровождался дождем подарков.
И все было бы хорошо, но…
Обратная сторона такой доброты каждый раз заявляла о себе во весь голос.
Очень редкое мероприятие не сопровождалось криками, истериками и недовольством кого бы вы думали? Детей.
- Пригласили на выставку? Туда, где интересно.
- Накормили? Невкусно.
- Нарядили? Колхозно.
- Сделали подарок? Не тот.
На любом выезде – будь то каток, роллердром, скалодром или батутный центр – мы наблюди кислые лица тех, кто не скрывал, что поехал в виде одолжения. На любом мероприятии, сопровождаемом раздачей подарков обязательно были слышны громкие крики недовольства тем, что и подарок достался не тот, и одежда не брендовая. И вообще, в празднично упакованной коробке оказался не айфон последней модели, а обычная детская игрушка.
Конечно, многие могут сказать: ну, казенное учреждение есть казенное учреждение. Ни один подарок не обрадует ребенка, оторванного от родителей. Но, есть и другие примеры: когда мы собирали гуманитарную помощь нуждающимся, нам из раза в раз приходилось видеть, как люди перебирают вещи, возмущаясь тому, как им посмели дать ношенное. Когда региональное отделение Красного креста направило гуманитарную помощь в регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, люди (не сказать, что необеспеченные), едва не передрались за продуктовые и гигиенические наборы. А после – возмущались их скудным наполнением.
Тут уж на «казенное учреждение» не сослаться. Тут разговор может быть лишь о двух вещах – наглости и жадности тех, кого мы называем нуждающимися.
А если отбросить эмоции?
Безусловно, да. Не будем лицемерить. Помощь, которая оказывается нуждающимся добровольно, не обязывает их падать в ноги благотворителям и отбивать им земные поклоны. Зачастую даже близкие «промахивались» с подарками. Далеко не всегда поездка, вызывающая у многих энтузиазм, обязана понравиться конкретному ребенку – да, и скалолазание, и каток и все, что угодно можно не любить. Но именно сейчас стоит вспомнить о тех самых «но»
- Кто чаще всего ходит в детские дома с подарками? Жертвует деньги и вещи благотворительным организациям и фондам? Безусловно, да: среди таких людей бывает немало богатых и обеспеченных людей, но в основной массе это – так называемые простые люди – работяги со средним достатком. И еще чаще – люди, которые на своем горьком опыте знающие, что такое «нуждаться». Деньги, которые они выделяют на благотворительную помощь, для них значительны. Требовать от них брендовых вещей, дорогих гаджетов – неуважение и наглость.
- Эти люди приносят в пункты приема свои вещи и покупает те продукты, которыми питается сам. Если человек не может ставить на свой стол дорогие продукты, покупать фирменные вещи своим детям, почему он должен делать это чужим? А если может – имеет ли право кто-то обязать его делать то же самое тем, кто не имеет к ним никакого отношения?
- Отправляясь в детский дом, приют, благотворители понимают, что встретят там совершенно разных людей, которые будут мягко говоря, отличаться друг от друга. Образом жизни, привычками и интересами. Познакомиться с каждым из них лично, у них нет возможности, узнать хотя бы по минимуму их интересы тоже.
Спросить заранее об их интересах? Попросить «заказать» подарок? Да, это действительно выход, однако и это работает далеко не во всех случаях. Как бы мы не просили детей быть умереннее и скромнее в запросах, не просить чересчур дорогие гаджеты, одежду и не только – дети не торопились прислушиваться к нам. А зачастую и вовсе отказывались озвучивать свои запросы. И как вести себя сотрудникам фондов в этом случае?
- Современного ребенка тяжело удивить. У каждого поколения детей становится все больше возможностей и как следствие, все больше запросов. Если раньше аниматоры на празднике были привилегией самых обеспеченных семей, то сегодня без них не обходится практически ни один день рождения. Если раньше мечтать о телефоне мы могли только в старших классах школы, сегодня дошкольники меняют уже не первый гаджет. Это не хорошо и не плохо, это данность. Говорящая о том, что люди, которые хотят удивить современного ребенка, берут на себя задачу со звездочкой. Изначально непростую.
- Любая помощь достойна уважения. В мире, где принцип «никто никому ничего не должен» становится девизом абсолютного большинства людей, установка «чужой беды не бывает» становится редкой. И потому особенно ценной.
А умение видеть о том, кто вам помогает, не ходячий кошелек или дойную корову, а живого человека и относиться к нему с благодарностью и уважением – обязательное качество культурного человека. Человека, достойного помощи.
И тут многие могут закономерно спросить: а если помощь, которую получает человек, действительно бесполезна? Неэтична? Неуважительна?
Об этом пойдет речь в следующей статье