В октябре 2025 года министр финансов Антон Силуанов сделал заявление, удивившее многих аналитиков и экспертов: Минфин не будет повышать ставку налога на прибыль банков.
Это решение пришло на фоне обсуждений в экспертной среде о возможном дополнительном налоговом бремени для кредитных организаций, особенно после того, как в 2024 году налог на прибыль компаний, включая банки, уже увеличился с 20% до 25%. Юлия Шайхразеева, преподаватель РЭУ им. Плеханова и эксперт в сфере экономики в комментарии RuNews24.ru подробно разобрала данный вопрос.
В последние два года российские банки действительно демонстрировали высокую прибыль, что объясняется рекордно высокой ключевой ставкой и возросшим спросом на кредиты.
«Кажется логичным, что часть этих сверхдоходов должна вернуться в бюджет. В связи с этим некоторые депутаты предложили ввести разовый сбор в размере 10% от прибыли кредитных организаций. Однако Силуанов выбрал более осторожный подход, акцентируя внимание на том, что банкам сейчас необходим капитал для наращивания резервов и покрытия потенциальных кредитных рисков», — поясняет эксперт Шайхразеева.
Силуанов в своем заявлении отметил, что в условиях растущей долговой нагрузки на предприятия и население изъятие части прибыли через дополнительный налог могло бы ослабить банковскую систему. Юлия Шайхразеева считает, что, если банковская система ослабнет, это потребует вмешательства государства и поддержки, что, в свою очередь, свело бы на нет эффект от дополнительных налоговых поступлений в бюджет. Этот аргумент указывает на стратегию Минфина, нацеленную на сохранение устойчивости банковского сектора.
Кроме того, необходимо учитывать, что крупнейшие российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк, частично принадлежат государству. Налоги, взимаемые с банков, непосредственно влияют на бюджетные поступления от дивидендов этих банков. Таким образом, повышение налога на прибыль могло бы привести к парадоксальной ситуации, где больше налогов, но меньше денег на счете бюджета.
Вместо повышения налога на прибыль банков, Минфин сосредоточил внимание на других источниках доходов — прежде всего, на НДС. Ожидаемое изменение ставки НДС с 20% до 22% с 1 января 2026 года отражает стремление компенсировать растущие расходы бюджета, связанные с оборонными программами и инфраструктурными проектами. Это решение затронет практически все отрасли экономики, и, по прогнозам аналитиков, может привести к ускорению инфляции на 0,6–0,8 процентных пункта в первые месяцы 2026 года.
Вместе с тем планируется сокращение льгот для малого бизнеса, что приведет к повышенной налоговой нагрузке на малые и средние предприятия.
«Порог выручки для освобождения от НДС на упрощенной системе налогообложения снизится с 60 до 10 миллионов рублей, что представит собой дополнительные расходы на бухгалтерию и, как следствие, может понизить маржинальность бизнеса», — пояснила эксперт.
Таким образом, отказ от повышения налога на прибыль банков можно оценить как шаг к сбалансированию фискальной системы. С одной стороны, это способ сохранить устойчивость ключевых финансовых институтов, необходимых для экономического роста и кредитования. С другой стороны, повышение НДС и сокращение льгот для малого бизнеса указывает на другие направления налоговой политики, которые повлекут за собой серьезные изменения в структуре налогообложения.
По мнению эксперта Шайхразеевой, эти решения Минфина могут быть частью более широкой стратегии, направленной на поддержание стабильности в финансовом секторе, несмотря на возникающие риски для других слоев экономики. Важно следить за тем, как эти меры будут реализовываться и какие долгосрочные последствия они могут иметь для всей экономики страны.
________________
Подпишитесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии, этим вы поможете донести важную информацию до большего количества людей.