Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Он все про нас знал»: бизнесмен заказал убийство лучшего друга, но киллер случайно застрелил сына жертвы

Оглавление
Человек, который был другом семьи, оказался заказчиком убийства. Фото: Ирина Шабанова
Человек, который был другом семьи, оказался заказчиком убийства. Фото: Ирина Шабанова

Более года следственные органы, а затем и судьи разбирались в запутанном и чудовищном по своей сути деле. В центре событий оказалось заказное убийство, которое произошло 24 февраля 2020 года в СНТ «Политехник», что в Рамонском районе.

Жертвой наемного убийцы должен был стать 56-летний бизнесмен Самвэл Саркисян, однако по трагической и роковой случайности погиб его младший сын, 23-летний Алексей. Преступник не разобрался, кто находится за рулем автомобиля Nissan, принадлежавшего предпринимателю. Он совершил роковую ошибку, стоившую жизни ни в чем не повинному парню.

Организатором этого жестокого преступления стал самый близкий друг Самвэла Саркисяна, человек, которого семья считала практически родным – бизнесмен ВаружанИсунц. Мотивом для убийства стали 2 миллиона долларов, которые заказчик задолжал жертве, а также нежелание брать кредитора в долю в собственный бизнес.

На скамье подсудимых в итоге оказались трое человек: заказчик и двое его пособников. Уголовное дело в отношении непосредственного исполнителя – киллера – было выделено в отдельное производство и рассматривалось Рамонским районным судом. Еще один участник преступной цепи, занимавшийся поиском исполнителя, находился в федеральном розыске.

Настоящее имя узнали в суде

История отношений предпринимателя Самвэла Саркисяна и человека, известного ему как Феликс, началась в далеком 1995 году. Его настоящее имя (Варужан Исунц) семья Саркисян узнала лишь в зале суда.

Мужчины познакомились через родственников и практически сразу стали лучшими друзьями. Самвэл проживал с семьей в Воронеже и развивал собственное дело. Феликс в то время планировал начинания в Москве, а в столицу Черноземья приезжал к родне.

Шли годы. У Самвэла подрастали двое сыновей – старший Александр и младший Алексей. У Феликса росло две дочери. С завидной регулярностью, раз в три месяца, Феликс наведывался в Воронеж и всегда останавливался в доме своего друга, который к тому времени стал владельцем крупного гостинично-ресторанного комплекса.

Вместе они ездили на охоту, отмечали за большим столом семейные праздники, делились самым сокровенным. В свою очередь, Феликс всегда радушно принимал Самвэла с семьей в Москве и в Армении, где он построил шикарную гостиницу.

– Нигде больше, только у меня будешь жить, в моей гостинице! – не раз говорил он своему другу.

Со временем дети выросли. Старшая дочь Феликса вышла замуж и переехала в Соединенные Штаты Америки. Семья Самвэла Саркисяна была в числе первых и самых почетных гостей, кто отправился за океан на торжество.

«Давай зарабатывать вместе»

Их дружеские отношения долгое время оставались исключительно личными, не касаясь финансовых дел. Однако в 2016 году Феликс сам предложил Самвэлу начать совместный бизнес.

– Давай вместе зарабатывать деньги, – предложил он.

На тот момент у Феликса уже было 11 автозаправочных станций в Москве, и он планировал дальнейшее расширение сети. Его друг Самвэл согласился: ресторанный комплекс приносил стабильный доход, и он решил инвестировать средства в перспективное дело.

За последующие четыре года воронежский бизнесмен, руководствуясь доверием к старому товарищу, под расписки передал ему в общей сложности 2 миллиона долларов. На эти деньги Феликс открыл еще три новые заправки.

В какой-то момент Самвэл задал закономерный вопрос:

– А почему ты меня не берешь в учредители?

На что Феликс ответил уклончиво, сославшись на проводимую в тот момент процедуру банкротства и то, что заправки временно оформлены на его друга. Он заверил, что как только вопросы будут урегулированы, все доли будут распределены. Больше Самвэл не настаивал и не заострял внимание на этом вопросе.

В 2019 году Самвэл Саркисян с семьей отправился в Армению на свадьбу к друзьям. Там он купил внедорожник Nissan, который идеально подходил для его любимого хобби – охоты. Первым, кому он похвастался своей новой покупкой, был Феликс.

Бизнесмен отправил ему фотографию автомобиля, даже не подозревая, что именно этот снимок впоследствии окажется у наемного убийцы, который будет ориентироваться на данную машину.

Летом того же года Феликс, уже вынашивая план расправы, снова приехал в гости к другу в Воронеж. Позже Самвэл будет предполагать, что истинной целью того визита была разведка: друг хотел еще раз перепроверить адрес его дома, местонахождение охотничьего домика и убедиться, что Самвэл действительно использует тот самый Nissan.

Подготовка к расправе

Осенью 2019-го Феликс обратился к своему 43-летнему знакомому с предложением найти киллера для исполнения заказа. Он передал посреднику всю имеющуюся у него информацию о семье предпринимателя: места его проживания, распорядок дня, модель автомобиля. За свои услуги посредник получил первый транш – 7 тысяч долларов, а позже еще 800 тысяч рублей.

Вскоре выстроилась целая цепочка посредников. Первый знакомый передал информацию 46-летнему москвичу Вячеславу Безину, который и занялся непосредственным поиском киллера. Впоследствии ему было предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве.

Далее Безин вышел на ранее судимого 61-летнего жителя Москвы Григория Шершукова, который согласился стать исполнителем за один миллион рублей. Он получил аванс в размере 100 тысяч рублей, а также подробное досье на бизнесмена, включая фотографии его загородного дома и автомобиля.

Убил «не того»

Убийство, ставшее результатом чудовищной ошибки, произошло около семи часов утра. Согласно материалам уголовного дела, киллера-москвича в СНТ «Политехник» на своем микроавтобусе привез 55-летний знакомый Вячеслав Фирсов. Транспорт был оставлен в лесополосе неподалеку, после чего исполнитель направился к дому своей намеченной жертвы и стал дожидаться, когда тот выйдет.

Увидев выезжающий с территории дома автомобиль Nissan, он практически вплотную приблизился к нему и произвел не менее шести выстрелов. Однако его мишенью стал не Самвэл Саркисян, а его младший сын, 23-летний Алексей, который в то утро взял машину отца, чтобы поехать на встречу со своей невестой. Молодой человек скончался на месте от полученных ранений.

В этом автомобиле сидел Алексей. Фото: СК РФ
В этом автомобиле сидел Алексей. Фото: СК РФ

Стрелявший тем же путем скрылся с места преступления. По пути он выбросил в лесу куртку и оружие, при этом случайно обронив одну перчатку. После этого он сел в ожидавший его микроавтобус, и они уехали в направлении Москвы.

Как впоследствии сообщало следствие, именно по найденным в лесополосе вещам: куртке и перчатке, с помощью сложных экспертиз и удалось установить генетический профиль преступника. После задержания 61-летнего жителя столицы начала раскручиваться вся цепочка.

Фигурантом дела стали и 55-летний житель Краснодарского края Вячеслав Фирсов, который согласился «подработать» и отвезти киллера к месту преступления. Ему было предъявлено обвинение в укрывательстве особо тяжкого преступления. Он также полностью признал свою вину и дал подробные показания.

Цепь совпадений

Самвэл Саркисян позднее вспоминал, что накануне трагедии Феликс позвонил ему и настойчиво приглашал в Сочи, чтобы вместе покататься на лыжах. Самвэл отказался от предложения. Тогда друг спросил его:

– А ты где сейчас находишься?
И услышал в ответ:
– Дома.

Бизнесмен был уверен, что этот звонок являлся своеобразной проверкой, целью которой было убедиться в его местонахождении.

Далее в этой истории случилась целая череда роковых и трагических совпадений. В ночь перед убийством Самвэл Саркисян неожиданно уехал по неотложным делам в Краснодар.

Его супруга утром отправилась в их городскую квартиру в Северном районе Воронежа. У старшего сына Александра накануне сломалась его собственная машина, и он попросил автомобиль у младшего брата. Алексей не стал отказывать, сказав, что в таком случае возьмет машину отца.

Он не любил этот Nissan и до того дня ездил на нем всего один раз – автомобиль не понравился ему в управлении. Но в тот день у Алексея была важная встреча с его девушкой Машей.

Молодые люди были вместе уже три года, готовились к свадьбе. Рано утром Алексей отправил Маше два текстовых сообщения. Первое – о том, что он проснулся, а второе – что уже выехал и, как только приедет, сразу напишет, чтобы она выходила к машине. Но в назначенное время он не появился.

– Езды от него до меня занимает всего 15–20 минут. Но он почему-то не приехал. Я начала звонить ему, но он не отвечал. Это было очень странно, и тогда я позвонила его маме и брату, – позже рассказала на суде девушка.

«У брата не было врагов»

Старший брат Александр вместе с другом немедленно сели в машину и поехали по маршруту Алексея к даче в Рамонском районе. В их семье не было принято игнорировать звонки близких. Он предполагал, что с младшим братом могла произойти какая-то неприятность, например, ДТП.

Обнаружив в кустах у дороги отцовский Nissan, Александр подбежал к машине и открыл дверь со стороны пассажира. В салоне было тепло – работала печка. Алексей сидел за рулем бездыханный. На видном месте лежали его документы и сотовый телефон. Ничего из вещей не было похищено.

Стекло со стороны водителя было затонировано. Это означало, что киллер находился сбоку от автомобиля и просто не успел или не смог заглянуть в лобовое стекло. В противном случае он бы увидел, что за рулем находится не его предполагаемая жертва.

– У моего брата не могло быть врагов, он был просто молодым парнем, студентом. У меня сразу возникла мысль: его убили по ошибке. Ведь он сел за руль машины отца. А отец зарабатывал большие деньги, и, значит, враги могли быть именно у него, – делился своими первыми подозрениями Александр.

«Если со мной что-то случится, все отдашь им»

Человеку, которого считали самым близким другом, Феликсу, сообщили о трагедии одним из первых. И он немедленно приехал на похороны.

Позже семья будет задаваться вопросом: не хотел ли он своими глазами увидеть, не помутился ли разум отца от невыносимого горя, страха и страданий? Однако Самвэл Саркисян держался из последних сил, проявляя невероятную выдержку.

Бизнесмен был практически уверен, что убийца охотился именно на него. Поэтому он пригласил в отдельную комнату Феликса, свою супругу и старшего сына. И в их присутствии сказал другу:

– Если со мной что-то случится, все мое отдашь им.

Под словом «все» он подразумевал те самые два миллиона долларов, вложенные в московские АЗС. Именно в тот момент семья впервые узнала, что у Самвэла с этим человеком существовали не только дружеские, но и деловые отношения.

«Проговорил с убийцей сына час»

Именно тогда Самвэл Саркисян начал свое собственное, независимое расследование. И в одном из телефонных разговоров с одним из своих знакомых он услышал информацию, которая поразила его, как гром среди ясного неба:

– У меня много знакомых в Армении, меня там уважают. Я попросил их найти человека, который мог быть причастен к убийству моего сына. Через какое-то время мне его нашли, он даже сам мне позвонил. Мы разговаривали с ним около часа. Этот человек пояснил, что к нему обратился Феликс и попросил организовать преступление. Причем он его обманул – сказал, что мы с ним виделись всего четыре раза в жизни, что я преследую его жену и дочерей, одной из которых всего десять лет. Якобы из-за этого старшую дочь он и отправил в Америку, хотя мы вместе ездили к ней на свадьбу. Вот поэтому он и просил меня устранить. Объяснил это тем, что я очень плохой человек, – рассказал потом на суде Самвэл Саркисян.

Собрав всю свою волю в кулак, он передал полученную информацию следователям. И вплоть до самого момента задержания Феликса, Самвэл продолжал общаться с ним по телефону так, как будто ничего не знал о чудовищном предательстве.

«Это неоконченный состав преступления»

Главный обвиняемый по делу, Варужан Исунц, сначала частично признал свою вину в организации заказного убийства, однако в дальнейшем полностью отказался от своих показаний.

В начале судебного процесса его защита ходатайствовала о возврате уголовного дела прокурору, несогласии с предъявленным обвинением. По мнению адвоката, обвинение не соответствовало фактической стороне произошедшего.

– В действительности убийство гражданина Саркисяна не состоялось. Здесь надо рассматривать как неоконченный состав преступления или приготовление к преступлению, – высказал свою позицию защитник подсудимого.

Однако сторона обвинения привела суду веские контраргументы, указав, что оснований для переквалификации дела на менее тяжкие статьи не имеется. Судья Ольга Шингарева, изучив материалы, оставила ходатайство защиты без удовлетворения, и судебный процесс продолжился.

«Добрый Феликс»

На судебные заседания приходила вся семья погибшего Алексея: отец Самвэл, мать Изабелла, старший брат Александр и невеста Маша. Они пришли для того, чтобы посмотреть в глаза главному фигуранту этого уголовного дела Варужану Исунцу, которого много лет знали, принимали как родного.

Сам Варужан-Феликс избегал взглядов семьи погибшего. В зале суда он, некогда уверенный в себе бизнесмен, пытался стать как можно менее заметным. Его ответы на вопросы суда часто были невпопад и невразумительны. Он говорил настолько тихо, что судье постоянно приходилось переспрашивать его. В этом ссутулившемся человеке было сложно узнать зажиточного предпринимателя, владельца сети АЗС, шикарной гостиницы в Армении, человека, чья дочь живет в США.

– Добряк, близкий человек, – именно так характеризовали его свидетели и потерпевшие, когда вспоминали о времени, предшествовавшем злополучному убийству.
Заседание было долгим и напряженным. Фото: Ирина Шабанова
Заседание было долгим и напряженным. Фото: Ирина Шабанова

Хрупкая мать погибшего, Изабелла Саркисян, едва войдя в зал суда, сразу же бросилась к клетке, в которой содержался подсудимый:

– Хочу посмотреть ему в глаза, – объяснила она.

Однако судья ее остановила. Женщина, так и не сумевшая оправиться от своего горя, не сдерживающая слез, не могла понять одного: как такое вообще могло произойти? Она ничего не знала о бизнесе мужа, но прекрасно знала Феликса и безоговорочно ему доверяла.

– Он приезжал на похороны моего сына, обнимал меня, называл сестрой, а моего мужа – братом…

О теплых и доверительных отношениях с подсудимым рассказал и брат погибшего, Александр Саркисян:

– Я знал его с самого детства, сколько себя помню. Он был близким другом моего отца. Ближе некуда. Добрый, милый, ни на кого не кричал, такой одуванчик прямо. Он все про нас знал. Я слышал, что отец вел с ним какие-то дела, но понятия не имел, что он инвестировал в совместный бизнес около двух миллионов долларов. Об этом мне отец рассказал уже после убийства брата…

«У него внутри пустота»

Отец погибшего, Самвэл Саркисян, долгие годы безоговорочно доверявший своему другу, сравнил своего бывшего друга с маньяком:

– Чикатило был страшным человеком, но этот – страшнее. Тот убивал людей незнакомых, а этот пришел с пистолетом к тому, кто его любил. У него внутри – пустота! Я хотел бы обратить внимание суда, защиты и прессы, что во всей этой цепочке самое нижнее звено – это киллер. Он получил аванс еще в сентябре 2019 года. И ровно полгода, до февраля, заказчик спокойно спал, просыпался, гулял, выпивал и так и не одумался! А потом приехал, чтобы разделить наше горе. Сидел с нами за поминальным столом, гладил меня по плечу, говорил: «Должно пройти время».

«Я спросил его: «Куда ты ходил?» Он мне ответил, что «был по делу»

Вячеслав Фирсов, тот самый водитель микроавтобуса, который оказался еще одним участником этого громкого уголовного дела, дал интервью журналистам в ходе процесса. Он рассказал, что изначально именно его силовики заподозрили в причастности к убийству.

По словам Фирсова, он провел год в СИЗО, а на момент беседы с прессой проходил по статье об укрывательстве и находился под домашним арестом. Фирсов пояснил, что ранее он работал в подчинении у предполагаемого исполнителя и тот дважды просил его съездить в Воронеж:

– Моя вина лишь в том, что я привез этого человека. Я не мог понять, куда именно мы едем, где там находятся дачи. Домов на той местности практически не было видно. После того как он вернулся, я спросил его: «А куда ты ходил?» Он мне ответил, что «был по делу», и мы уехали обратно в Москву. Мне за две эти поездки должны были заплатить 50 тысяч рублей. Для меня это была нормальная цена, поскольку у меня машина-холодильник, и я профессионально занимаюсь перевозкой умерших, – поделился своими объяснениями водитель.

Приговор

Суд над непосредственным исполнителем убийства, Григорием Шершуковым, прошел еще в июле 2021 года. Он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, был признан виновным и приговорен к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Дело в отношении трех других участников преступления: заказчика и посредников рассматривалось Воронежским облсудом. Оглашение приговора состоялось 16 ноября 2021 года.

Организатор убийства Варужан (Феликс) Исунц получил 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Его посредник, Вячеслав Безин, был приговорен к 10 годам строгого режима.

Водитель микроавтобуса Вячеслав Фирсов был признан виновным в укрывательстве особо тяжкого преступления, и ему был назначен штраф в размере 100 тысяч рублей. Однако от выплаты этой суммы мужчина был освобожден, так как на момент приговора он уже провел под стражей более года.

Кроме того, по решению суда с Варужана Исунца в пользу отца и брата убитого Алексея Саркисяна была взыскана компенсация морального вреда – по 3 миллиона рублей каждому. С Вячеслава Безина была взыскана компенсация в размере 1 миллиона рублей в пользу каждого из потерпевших.

По материалам «КП»-Воронеж