Не секрет, что в СССР – во все его периоды, даже в ранние, - было очень много богатых людей, в том числе и среди партийной и государственной советской верхушки. Но ни один из этих богатых граждан не был капиталистом, потому что капиталисты и капитализм в СССР были вне закона. А что это за такие богачи были у нас, если капитализм был запрещен? И откуда они при таком отношении к капитализму брали свои огромные деньги?
Мне постоянно приходится слышать от разных любителей отечественной истории вещи, которые просто на голову не налазят. Так, один такой «историк» с самым серьезным видом начал мне как-то рассказывать о том, что после революции, которую устроили большевики в России в 1917 году, все заводы и фабрики раздали коммунистам, они начали качать из них прибыль и строить себе огромные дачи на Рублевке и ездить на дорогих лимузинах.
Да, я слышал, что у Ленина был немецкий автомобиль, который он купил у какого-то арабского шейха. за три миллиона золотом, а у Сталина был целый автопарк дорогих бьюиков, на которых только он и ездил со своей личной дачи на всякие заседания в Кремле, в котором, кстати, у него тоже была квартира.
Только непонятно – на какие деньги они это всё покупали, если государство было пролетарское, а не капиталистическое?
Короче, все это такая ахинея, которую даже слушать странно. Не было у Ленина личных лимузинов, а у Сталина личных дач, хотя все это они могли себе купить на свои собственные деньги, причем законные.
А откуда законные миллионы у людей, которые запретили в стране капитализм?. Получается, что партийная элита все эти деньги просто как бы законно воровала у пролетарского государства и хранила в золоте и бриллиантах под матрасом и прочих потаенных местах. А когда рабочие начинали спрашивать, чьи это дачи, в которых живут коммунисты, то неизменно получали ответ – это государственные дачи, которые государство раздает тем, кто хоть что-то для государства значит. Но при этом эти дачи не могли быть проданы кому-то налево или переданы в наследство.
Нет, партийный деятель мог купить себе дачу, это законодательством не запрещалось. Но только рыночная стоимость дач, в которых любило жить правительство СССР, была неподъемной даже для Генсека КПСС, который получал не королевское жалованье, а вполне себе пролетарскую зарплату. Других доходов у членов партии и правительства не предусматривалось, разве что они могли публиковать свои политические и беллетристические труды и иметь хорошие гонорары, которые даже в СССР были очень высокими.
Но согласитесь – деньги от гонораров не имеют ничего общего с капитализмом, иначе в капиталисты можно было бы записать и таких популярных советских писателей, как Алексей Толстой, Иван Ефремов, А. и Б. Стругацкие и тысячи других.
А насколько высокими были гонорары писателей в СССР, могу показать на личном примере.
В 1979 году я написал небольшой рассказ про росомаху, и отослал его в журнал «Юный натуралист». Я тогда не знал расценок, просто был любителем, думал, получу какой-то червонец – тоже приличные были деньги. Мало того – я вообще не мечтал, что рассказ напечатают, хотя надежда умирает последней.
Но рассказ на две странички журнала все же каким-то чудом напечатали и прислали мне почтовым переводом гонорар в 112 рублей.
Представляете себе? Я, вчерашний школьник без какого-то другого образования, трудился над этим рассказом всего дня два, а получил столько, сколько тогда в месяц зарабатывал целый советский инженер. А сколько же тогда зарабатывали на своих толстых книгах и собраниях сочинений профессиональные писатели, да еще и состоящие в СП СССР?
Даже подумать страшно.
Мало того – советские ученые зарабатывали на своих научных трудах еще больше, чем те же П. Толстой и И. Ефремов!
А ведь не только писатели и ученые писали статьи и книги, но и партийные и государственные большевики-коммунисты. И зарабатывали они на этом неплохо, поэтому запросто могли купить себе довольно неплохую дачу, а то и три лимузина в придачу.
Но наши обличители СССР об этом и не думают совсем, если они получают сведения о том, что у какого-то члена правительства была огромная дача, которую он кому-то потом перепродал, то они сразу же начинают заявлять о том, что этот член правительства был капиталистом.
Но такой обличитель даже не думает о том, что любой гражданин СССР мог получать доходы в любом количестве денег, но только трудовые. То есть, продукт, который он менял на деньги, должен был быть произведен исключительно его силами, а не силами наемных рабочих. Написать статью или книгу – это как раз и есть индивидуальная трудовая деятельность, а вовсе не капитализм. И уж за тем, чтобы какая-то шишка или любой другой член общества не получал нетрудовых доходов, используя государственную собственность, государство следило очень строго.
На примере литературного творчества я показал только один вариант получения доходов в СССР без того, чтобы не попасть в разряд капиталистов. Ясно, что не каждый мог заниматься таким творчеством – далеко не у всех есть таланты подобного рода. Правда, этот вариант был один из немногих, потому что, например, можно было продать в советское печатное издание свой литературный труд без всякого разрешения со стороны контролирующих органов, но вот, например, вырезать из дерева своими руками какой-то сувенир, и продать его на рынке было очень сложно. Надо было получать лицензию на индивидуальную трудовую деятельность, а такие лицензии выдавались с огромным скрипом.
А вот писатели не считались частными предпринимателями, как, впрочем, и ученые и изобретатели, которые за свои научные и технические достижения совершенно легально косили немалые деньги без получения всяких лицензий. Тут появляется разделение труда на умственный и физический. Член правительства мог написать книгу и продать ее за любые деньги, не становясь не только капиталистом, но и частным предпринимателем.
Например, генсек Л. И. Брежнев в 70-х годах написал как минимум три книги «Моя земля», «Целина» и какая-то еще там. При своей зарплате в 800 рублей (позже – 1000) он получил за эти книги более 150 тысяч в виде законных гонораров после уплаты налогов. Ясно, что не сам он их писал, а использовал наемный труд профессиональных писателей, но ведь материал-то для книг не они придумали. Творческая составляющая Брежнева в этих книгах – лично его на 100%, даже если он в них что-то и приврал и не стучал на пишущей машинке.
И вот, на эти 100 тысяч Брежнев мог купить себе все что угодно при средней зарплате по стране в те годы 150 рублей. Но при этом Брежнева никто в капиталисты не записывает.
Короче, что я хотел сказать. Прежде чем навешивать на большевиков-коммунистов ярлык капиталистов, постарайтесь разузнать, из каких источников они брали деньги, которыми набивали свои карманы и на которые могли купить любой дворец в частном секторе, то есть, не принадлежащий государству. Я знаю, что Ленин и Сталин имели гонорары со своих статей и многотомников гораздо большие, чем имел Брежнев, и тоже могли купить себе в личное пользование что угодно. Например, Сталин купил для своей матери в Гори хороший большой дом, но это были честно заработанные им деньги, а не деньги, вынутые из партийной или государственной казны.
Кстати, советские писатели тоже не бедствовали, в СССР было много таких, книги которых расходились миллионными тиражами каждый год, причем и за рубежом тоже. Один только Иван Ефремов получил гонораров в разы больше, чем Брежнев – не забываем, что он был не только писателем, но и ученым. Но это как раз те случаи, когда и Ленин, и Сталин, и Брежнев, и Ефремов черпали свои богатства совершенно законно – им платили те, кто покупал их книги, то есть, продукт умственного труда, который высоко ценится даже при социализме.
Но вот капиталистами их называть было бы глупо. Да, они имели в своем личном распоряжении капиталы, как и многие классические западные капиталисты. Но не только капиталисты, но и коммунисты могли иметь в личном распоряжении капиталы, которые хоть и облагались налогами, но были совершенно законны даже с точки зрения социалистической морали. В СССР капиталистов не было не только на бумаге, но и в реальности.
Но вот богатые и очень богатые люди в СССР были в достаточно большом количестве, и для того, чтобы быть таким богатым, им не надо было быть ни вором, ни коррупционером, ни капиталистом. С этими категориями советских граждан государство боролось очень жестко, причем опять-таки не только на бумаге, но и совершенно реально.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Мы должны гордиться Сталиным, а не хулить его неизвестно за что