Найти в Дзене
Tehnichka.pro

Unreal Engine 5 убивает игры?

Оглавление

Unreal Engine 5 сейчас у всех на слуху. Действительно — столько популярных игр выходит на нем регулярно. И вместе с тем, с ним ассоциируется много проблем. И в первую очередь — плохая оптимизация.

Одни называют его технологическим прорывом, другие — убийцей игры, из-за которой тормозит половина современных тайтлов. Многие жалуются на фризы, лаги, получасовую компиляцию шейдеров….

Но действительно ли движок виноват во всем этом? Давайте разбираться.

Почему Unreal Engine 5 так популярен

С момента релиза в 2020 году Epic Games обещала подарить нам  революционный прорыв. Фотореалистичное глобальное освещение Lumen, бесконечно детализированные модели Nanite — и все это без лишней возни с оптимизацией. На демках UE5 действительно выглядел как большой шаг в будущее. Реалистичные тени, свет, текстуры — все это работало как в кино.

Для студий просто идеально: не нужно пилить собственный движок и переучивать новых сотрудников. Unreal — универсальная платформа, в которой готовы почти все базовые инструменты. И что важно — бесплатно до первых коммерческих успехов. Поэтому на него массово пересели и инди-разработчики, и гиганты вроде CD Projekt Red и Bloober Team.

Откуда берутся фризы и вылеты

Самый ненавистный пункт в играх на UE5 — компиляция шейдеров. Шейдер отвечает за то, как объект выглядит на экране, за его тень, отражение, цвет и свечение. Их в игре — десятки тысяч. Когда при запуске вы видите долгую загрузку — игра переводит эти кусочки кода на язык вашей видеокарты.

На консолях все просто: железо у всех одинаковое, и шейдеры можно заранее подготовить. На ПК — увы, нет. Каждая сборка уникальна, поэтому компиляция происходит уже по ходу дела. Если разработчики не угадали с оптимизацией, FPS периодически резко падает с 80 до 18. Это называется статтеры или микрофризы, проявляющиеся как внезапные падения частоты кадров на доли секунды и вызывающие дискомфорт у игрока. Иногда проблема проходит, спустя 5-10 минут игры. Иногда может длиться дольше. Все зависит от того, как поработали разработчики.

Теоретически движок можно настроить так, чтобы компиляция проходила один раз — в меню. На практике же у многих студий не хватает ни времени, ни опытных программистов, чтобы реализовать это грамотно. Epic Games пытается добавлять автоматические инструменты, но даже их собственный Fortnite до сих пор страдает от тех же фризов.

Новые технологии — лишь обуза?

В UE5 реализовано немало новых фишек — в том числе Nanite и Lumen. Они действительно упрощают жизнь разработчикам, но могут и сильно нагружать ПК, если использовать их не по назначению.

Nanite подгружает в игру высокополигональные модели целиком, даже если они едва видны вдалеке. Да, выглядит красиво, но это требует колоссального объема памяти и нагружает SSD. Lumen — динамическое освещение, создающее правдоподобные лучи и отражения. Но в играх с фиксированным временем суток и статичными сценами оно попросту избыточно.

В итоге, технологии, созданные для оптимизации, иногда делают игру тяжелее. Все зависит от того, как их внедряют. В некоторых проектах — например, Black Myth: Wukong или The Finals — UE5 показывает отличные результаты. В других же играх (Lords of the Fallen, Jedi Survivor, Stalker 2) тот же набор функций оборачивается катастрофой в плане производительности.

Игры UE5 похожи друг на друга?

Еще одна претензия — однообразие. Геймеры жалуются, что все проекты на Unreal Engine 5 выглядят одинаково: серо-синее освещение, одинаковые скалы из библиотеки Megascans, одна и та же атмосфера. И в этом есть доля правды.

Причина в том, что студии берут готовые ассеты и материалы из открытой библиотеки, не затрачивая время на собственный визуальный стиль. В результате разные игры ощущаются как части одного и того же мира — пусть даже жанры у них разные. Но это не вина движка, а скорее следствие того, что разработчики стремятся сократить затраты и сроки.

Тем не менее, примеры вроде Final Fantasy VII Remake или The Talos Principle II показывают, что при желании Unreal можно настроить под уникальную эстетику. Тут все решает не технология, а вкус и опыт команды.

Оптимизация, апскейлеры… и лень

Отдельный пласт проблем связан с новыми методами борьбы с тормозами в играх — DLSS и Frame Generation. Эти технологии дорисовывают кадры, создавая иллюзию высокой частоты FPS. Сейчас разработчики нередко закладывают их в системные требования уже изначально, фактически признавая, что без искусственного масштабирования игра будет работать плохо. Вот, например, в Avowed DLSS включен сразу по умолчанию. Потому, что без него нормально на среднебюджетной карте не поиграть. Особенно в разрешении выше Full HD.

В итоге апскейлер из инструмента повышения плавности превращается в костыль для фиговой оптимизации. Да, FPS становится выше, но появляется небольшая размытость на объектах. Вместо того чтобы искать баланс между качеством и производительностью, студии перекладывают ответственность на алгоритмы NVIDIA и AMD.

Но опять же, движок сам по себе тут не причем…

Так какой мы можем сделать вывод?

Unreal Engine 5 — не враг игр. Это классный инструмент, который может давать и фантастическую картинку, и ужасную оптимизацию — все зависит от рук, которые им пользуются.

Движок это сложный. Да у него низкий порог входа, но высокий потолок мастерства. Новички часто ограничиваются визуальными скриптами и готовыми решениями, а опытные разработчики вручную переписывают код на C++. Посередине — целая пропасть, где и рождаются все эти тормоза и вылеты.

UE5 не убивает игры. Он лишь обнажает проблему — в игровой индустрии много спешки, мало тестирования и еще меньше желания разбираться в тонкостях технологий оптимизации. Движок требует грамотной настройки, а это время и деньги, которых всегда не хватает. Зато те, кто освоит его по-настоящему, смогут делать игры, которые и красивы, и играбельны.

А что вы думаете о Unreal Engine 5? Правда ли он портит игры или просто стал удобным поводом для жалоб? Пишите в комментариях!

И не забывайте подписываться на наш канал, впереди еще много интересного!

-2

Как оптимизировать ноутбук для игр

Как настроить монитор для игр

Как узнать, совместима ли видеокарта с вашим ПК

Nvidia: как улучшить графику в старых играх и увеличить FPS в новых

Настройка графики AMD Radeon: как улучшить графику в старых играх и увеличить FPS в новых