Вряд ли кто-либо может подвергнуть сомнению богатство джаза, выраженное в
бесконечном его проявлении во всевозможных подвидах. Среди них: свинг, соул, блюз, хард-боп и множество других. Список не бесконечный, но близкий к этому. Однако,среди россыпи прекрасных и неповторимых выражениях жанра сегодня хотелось бы поговорить конкретно об одном — дарк-джазе — томном, тягучем и спокойном.
Точной даты появления дарк-джаза не существует, однако своеобразной точкой
отсчета принято считать творческую фигуру Майлза Дэвиса, с его саундтреком к фильму «Лифт на эшафот» (1958) в частности. Заданный Майлзом импульс нашел отражение в музыкальной культуре, когда звучание его минималистичных блюзовых мелодий вошло в симбиоз с эмбиентом (вид электронной музыки, характерный фоновым и «обволакивающим» звучанием) в конце прошлого столетия, ровно тогда и появилось современное название — «Дарк-джаз». 
В то же время в его мелодике основными инструментами, наравне с саксофоном, трубой, контрабасом и ударными закрепились элементы электроники. Так же огромное влияние на популяризацию жанра оказали режиссер Дэвид Линч и композитор Анджело Бадаламенти музыкой из сериала «Twin Peaks» с её устрашающей, но в то же время завораживающей фактурой. Саундтреки оттуда считаются культовыми и вдохновившими огромное количество музыкантов на работу в этом жанре.
История дарк-джаза достаточно куцая, но в какой-то степени это можно интерпретировать как плюс, ведь она дает возможность сфокусироваться на его метафизической наполненности, не разбалованной большим вниманием и остающейся самобытной.
«Дарк-джаз» — не самая духоподъемная формулировка, возможно, вызывающая угрюмые ассоциации позднего туманного вечера и черно-белого кино. Говоря откровенно, так оно и есть. Дарк-джаз — это спокойные композиции, не позитивные, но и не пессимистичные. Своими хроматизмами они создают неповторимую мрачную палитру музыки, пространство которой каждый наполняет своими смыслами. Дарк-джаз стал очень интимным диалогом между исполнителем и слушателем, в котором первый дает огромную субъектность второму в проявлении индивидуальности своего восприятия музыкальных образов, погружая в своеобразную медитацию. Да, это про дождливые дни, прокуренные бары и ночные города, но в то же время про
неподдельные эмоции, свои собственные мысли и нахождение один на один с внутренним миром внутри себя, даже если вокруг сотни людей.
Музыка жанра звучит на концерте в Оранжерее Таврического сада в репертуаре Русских Музыкальных Сезонов в программе «Джаз Нуар».