- Рисунки Солнцева отличают исключительная точность и большое внимание к деталям. Известен случай, когда профессор перспективы Академии художеств М. Н. Воробьев принял нарисованную им бляху из «рязанских древностей» — клада, найденного в 1822 году около села Старая Рязань, за настоящую. Воробьев попробовал рукой сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, воскликнул: «Неужели это нарисовано!».
- Благодаря живописцу-археологу «сохранились многие важные исторические предметы, если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то, по крайней мере, в верных копиях..». Любопытно, что Солнцев не только копировал предметы, но и атрибутировал их на основе архивных данных. Кропотливая работа мастера по художественной фиксации архитектурных памятников и предметов декоративно-прикладного искусства нашла свое воплощение в великолепных изданиях XIX века. Одним из таких изданий стала книга «Древности Российского государства».
- Книга «Древности государства Российского в рисунках Ф. Г. Солнцева» доступна в музейном магазине Исторического музея.
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801–1892) — выдающийся художник и график, академик портретной и исторической живописи, основатель «археологической живописи» и один из основоположников русского стиля во второй половине XIX века. Сын крепостного, Солнцев добился блестящих успехов и оставил заметный след в истории русского искусства.
Фёдор Солнцев родился в апреле 1801 года в селе Верхненикульском Мологского уезда Ярославской губернии. Его семья, как и само село, была собственностью графа И. А. Мусина-Пушкина. Однако отец Солнцева, крепостной, был отпущен на вольный оброк и работал кассиром при императорских театрах в Петербурге. В 1815 году Фёдор, получив вольную, был зачислен в академию по классу портретной живописи. Выпускная работа юного художника называлась «Крестьянское семейство за обедом». За неё он получил Малую золотую медаль, звание художника 14-го класса и был оставлен в академии пенсионером.
Он был одним из первых художников, обратившихся к археологическому изучению отечественных древностей и посвятивших этому всю жизнь. Фёдор Григорьевич известен зарисовками древних памятников зодчества, иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства, древних предметов вооружения.
Рисунки Солнцева отличают исключительная точность и большое внимание к деталям. Известен случай, когда профессор перспективы Академии художеств М. Н. Воробьев принял нарисованную им бляху из «рязанских древностей» — клада, найденного в 1822 году около села Старая Рязань, за настоящую. Воробьев попробовал рукой сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, воскликнул: «Неужели это нарисовано!».
Этот эпизод произошел в конце 1820-х гг., когда началось сотрудничество Солнцева с Алексеем Николаевичем Олениным, историком, археологом, коллекционером и знатоком русской старины. Оленин привлек молодого и способного выпускника Императорской Академии художеств к работе по срисовыванию различных исторических предметов для своего грандиозного проекта — издания исторического атласа, в который бы вошли рисунки российских древностей. Для этой цели Федор Григорьевич был командирован в путешествие по российским городам, которое продолжалось с перерывами несколько лет. Из этих поездок он привез и свои первые этнографические рисунки, положившие начало созданию цикла акварелей «Одежды Русского государства». Очевидно, что эта тема очень увлекала Фёдора Григорьевича, и он обращался к ней практически до конца жизни. Из всего цикла рисунков была опубликована лишь незначительная часть (8 иллюстраций) в четвертом отделении «Древностей Российского государства» в 1851 году.
В силу разных причин не все работы Солнцева, посвященные русскому костюму, отличаются исключительной точностью в передаче деталей. Однако акварели, представляющие одежду города Торжка, отчасти Твери, Рязани, Смоленска можно использовать как ресурс при исследовании народной вещественной культуры.
Действительный статский советник, академик Императорской Академии художеств, профессор исторической живописи, получивший образование по классу портрета, Ф. Г. Солнцев в 1830-е — 1850-е гг. совершал по заданию Академии научно-художественные поездки по древнерусским городам, монастырям и церквям, исследовал и срисовывал предметы и памятники старины, фиксировал, делал обмеры древних памятников зодчества, живописи, зарисовывал предметы церковной утвари, старинные книги, предметы быта.
Более 30 лет (1858–1888) он курировал обучение крестьянских детей в Академии художеств, четверть века руководил иконописным классом при Санкт-Петербургской духовной семинарии (1844–1867), почти полвека (1843–1892) сотрудничал с Синодальной типографией в Санкт-Петербурге и с типографией Киево-Печерской Лавры, создавая новый образ церковной четьи и богослужебной книги, трудился над книгой рукописной, стремясь продолжить русскую книгописную традицию. В 1858–1866 гг. по заказу Министерства государственных имуществ он наблюдал за изготовлением иконостасов для церквей западных российских губерний, создавая их эскизы, писал иконы или рисунки для дальнейшего их иконописного воспроизведения.
Как иконописец Ф. Г. Солнцев участвовал в создании художественного оформления нескольких церквей Санкт-Петербурга и Москвы, занимался разработкой интерьеров подмосковных имений П. М. Волконского (Суханово) и М. Л. Боде-Колычева (Луки-но-Переделкино). Авторству Солнцева принадлежит проект сервиза великого князя Константина Николаевича, заказанный по случаю бракосочетания в 1848 году второго сына императора Николая I, с дочерью герцога Саксен-Альтенбургского великой княгиней Александрой Иосифовной.
Выполняя императорские заказы, Фёдор Григорьевич занимался восстановлением теремов Московского кремля (1836), проектировал внутреннее убранство реконструированного Большого Кремлевского дворца (1837–1840), для которого также разработал формы и декор фарфорового Кремлевского сервиза (1837), ставшего первым образцом русско-византийского стиля в фарфоре. Он также собирал, зарисовывал и издавал рисунки реликвий русского царского дома.
Сервиз спроектирован в новом русско-византийском стиле и выполнен на Императорском фарфоровом заводе в 1848–1852 гг. В декор каждого предмета сервиза включены картуши с монограммой великого князя Константина Николаевича «ВККН» и изображение российского двуглавого орла.
Сервиз имеет столовую и десертную части, а также наборы чайной посуды. Предметы десертной части сервиза декорированы разными рисунками; все предметы столовой части имеют одинаковый рисунок, дополненный сдвоенной синей отводкой по краю.
Навершия крышек предметов скульптурные, в виде шлема царя Алексея Михайловича иранской работы XVI века, принадлежавшего воеводе князю Ф. И. Мстиславскому, и взятому в казну в 1622 году (Оружейная палата Московского кремля).
Благодаря живописцу-археологу «сохранились многие важные исторические предметы, если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то, по крайней мере, в верных копиях..». Любопытно, что Солнцев не только копировал предметы, но и атрибутировал их на основе архивных данных. Кропотливая работа мастера по художественной фиксации архитектурных памятников и предметов декоративно-прикладного искусства нашла свое воплощение в великолепных изданиях XIX века. Одним из таких изданий стала книга «Древности Российского государства».
В основу проекта были положены зарисовки Солнцева, сделанные с наиболее важных предметов, хранящихся в Московской Оружейной палате. Издание было задумано как учебное пособие по русской археологии и этнографии для художников. Первоначально проектом публикации руководил археолог и собиратель русских древностей, директор Императорской публичной библиотеки и покровитель художника Алексей Николаевич Оленин. После смерти Оленина в 1843 году работа над изданием остановилась, пока в 1844 году по распоряжению императора Николая I был создан Комитет по изданию русских древностей. Комитет, в который, помимо Солнцева, входили директор Оружейной палаты М. Н. Загоскин, историк и этнограф И. М. Снегирев, коллежский регистратор И. Е. Забелин, возглавил граф С. Г. Строганов. За несколько лет Солнцевым было создано более 3000 рисунков предметов старины, из которых комитету следовало отобрать не более 500.
В 1846 году император Николай I пожаловал для издания 100 000 рублей собственных средств. «Древности...» были изданы ограниченным тиражом — всего 600 экземпляров. Вместе с текстовым и печатным материалом все издание составило двенадцать томов — шесть томов с 500 хромолитографиями большого формата, еще шесть — с текстовым материалом. Уже в середине XIX века полные экземпляры томов книги стали библиографической редкостью.
Один из экземпляров «Древностей Российского государства» попал в Исторический музей в составе коллекции А. П. Бахрушина по завещанию собирателя.
Книга «Древности государства Российского в рисунках Ф. Г. Солнцева» доступна в музейном магазине Исторического музея.
Литература:
Г. В. Аксенова. Художник Ф. Г. Солнцев: открытия и находки XXI века // Гуманитарные исследования Центральной России. 2018. №2 (7).
Е. В. Барабанова, Ю. А. Хорошева. Серия зарисовок русских народных одежд Ф.Г. Солнцева как историко-этнографический источник // Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение. Art Heritage. Research. Storage. Conservation. 2022. №1.