Обширный выпуск - 5 свежих попаданцев. Нашли для вас кое-что любопытное.
1. Ползунов. Медный паровоз Его Величества. Том 1
Антон Кун, Игнатий Некорев
АННОТАЦИЯ. Какие только случаи не приводили к открытиям! Так и у нас, обыкновенная швабра, зацепившая при падении пульт управления, запустила несанкционированный эксперимент, в результате которого я, советский учёный, провалился в 1765 год. И попал я в тело механикуса Ивана Ивановича Ползунова. Образование в Советском Союзе было отличным! А потому я не только смогу приспособиться к жизни в столь непростое время, но и начну научно-техническую революцию значительно раньше! Надо только не помереть от чахотки, больниц-то ведь тут нету.
ПРИМЕЧАНИЕ. Начнем, как водится, с достоинств - в романе есть любопытные моменты. Мысль о водопроводе из лиственницы или о хвойном ополаскивателе для рта с "местным самогоном" (спиртом!) – это, по меньшей мере, забавно. Шок гг от того, что здесь торгуют питьевой водой - аутентично. Некоторую карикатурность персонажей тоже записываем в плюсы. Протопоп Анемподист, этот "Хитрый поп Анемподист, из воды выходит чист" – пусть и топорно, но выписан достаточно явно, чтобы вызвать раздражение, а значит, свою функцию он выполняет. Генерал-майор Бэр – "Начальник Канцелярии, Франц Ларионович Бэр, но в крещении он получил имя «Фёдор»" – своей хмуростью и бюрократическим рвением тоже добавляет красок в эту довольно блёклую палитру. И, конечно, Перкея Федотовна, которая уже к вечеру перескажет дядюшке всю ситуацию в таком драматическом изложении, что ни в каких аглицких пиесах не сыскать – весьма колоритная особа. Эти персонажи хоть как-то пытаются создать видимость конфликта и интриги, что в рамках данного повествования уже достижение.
Есть и минусы. Постоянное самолюбование "советским образованием". Оно так навязчиво, что хочется предложить автору выпить того самого самогона с ополаскивателем. Во-вторых, "абсолютное спокойствие" и "твёрдый и трезвый ум советского учёного" при попадании в прошлое и смене тела – это не герой, это терминатор с дипломом. Ни тени ужаса, паники, депрессии, экзистенциального кризиса. Он просто "анализировал наблюдаемые факты". Психологически недостоверно.
В целом, пока можно осторожно порекомендовать любителям заклепок. Тут их явно будет пара вагонов сразу за “медным паровозом”.
2. Царёв Пророк
Денис Нивакшонов
АННОТАЦИЯ. Мечта историка стала его кошмаром.
Григорий Тихонов, учитель истории, задыхается от бессмысленности своей жизни. Его не слушают ученики, от него ушла жена, а единственными собеседниками стали пыльные тома книг. Отчаявшись, он заходит в забытую всеми церковь, где случайное прикосновение к древнему камню переносит его в Москву XVI века – прямо накануне Великой Смуты.
ПРИМЕЧАНИЕ. В целом понравилось. Наконец-то нам показали Бориса Фёдоровича Годунова не как картонного злодея из учебника, а как хитрого, умного и невероятно прагматичного политика. Это не "плохой парень", а "парень, который делает, что должно, пока вы тут голубей кормите". Его диалоги с Григорием – жемчужина, хоть и ожидаемая. Прямо чувствуешь, как он говорит: "Здесь вам не равнина, здесь климат иной".
"Запах Средневековья". Автору удалось нагнать атмосферы, описав вонь и грязь XVI века. Признаюсь, пару раз даже захотелось проветрить комнату. Это вам не "романтика" с рыцарями в сияющих доспехах, а суровая проза жизни, где "все тонуло в густой, липкой грязи".
Эволюция главного героя. Хотя поначалу Григорий – типичный "попадос", его постепенное осознание того, что история – это не только книжные даты, но и человеческие судьбы, а также то, что Годунова не победить в лоб, добавляет ему хоть какую-то глубину. Он перестает быть простым "знатоком" и начинает учиться выживать.
Стиль достаточно ровный, без откровенных провалов. Грамотность и орфография держатся на приличном уровне, не вызывают желания выколоть глаза или призвать лингвистический ОМОН. Смело рекомендуем.
PS Роман полностью завершено и это… не цикл! Сюрприз, да? Никакого вам чатджипити на 62 тома. Да, так бывает!
3. Леха
Александр Федосеев
АННОТАЦИЯ. Человек опустившись на самое дно, способен на многое. Если его поместить в определённые обстоятельства.
ПРИМЕЧАНИЕ. Итак, перед нами история Алексея, в миру известного как Лёха, а еще чаще – как "бомж". Мужчина не без прошлого (инженер! жена! кофе с сигаретой!), но низвергнутый судьбой в глубины подвала. Мы наблюдаем за его героическими буднями: добыча просрочки, схватки с конкурентами за пельмени, попытки согреться у еле живой батареи. Он даже пытался выбраться – через монастырскую ночлежку, но, увы, свобода (и запах портвейна) оказалась сильнее праведности. Затем, после проклятого плеера и подростков, избивших его до состояния кренделя, появляется шанс в виде доброго Дмитрия из благотворительного фонда. Леха, однако, не спешит пользоваться этим шансом – ведь апатия, как известно, великая сила.
Но тут вмешивается классический сюжетный двигатель: Крыса и его подручные, внезапно объявившиеся в подвале, чтобы спрятать нечто "важное" и обречь Леху на верную смерть. Наш герой, поняв, что настал его звездный (или, скорее, последний) час, бежит. Бежит так, что натыкается на бордюр, теряет сознание, а приходит в себя… в лесу. Отлично! Ни объяснений, ни переходов, просто – БАЦ! – лес. После лесной адаптации (где, к слову, Леха поправляется быстрее, чем в ночлежке – лес, оказывается, лучший врач!), он обнаруживает деревню. Но не простую, а с соломенными крышами, лаптями и суеверными селянами, которые принимают его за нечто из преисподней, что неудивительно, учитывая его вид. И, конечно же, его выгоняют. Затем, на пути к "куда глаза глядят", он видит всадников… в кольчугах! И вишенка на торте – разграбленная повозка, мертвый барин со стрелой в груди и, сюрприз-сюрприз, спасенная из потайного отсека молодая прекрасная дева! Наш бомж-инженер-путешественник во времени только что угодил, кажется, в древнерусский боевик.
Автор методично и тщательно обмазывает Леху всеми оттенками серой, липкой и вонючей безысходности. От подвала до помойки, от монастыря до драки с Серым – каждый эпизод призван доказать, что жизнь – это боль, и только потом – смерть. Для любителей посмотреть, как герою становится еще хуже, это прямо-таки находка. Почти чувствуешь себя участником эксперимента: "А что, если мы отберем у него вообще все?". Читая это, любой начинающий писатель почувствует прилив сил и вдохновения, осознав, что у него, скорее всего, не может быть хуже. Это своеобразная терапия: "Ну, по крайней мере, я не пишу про бомжа, который после удара головой попадает в Средневековье, а потом спасает барышню!"
4. Я - Одиссей!
Игорь Минаков
АННОТАЦИЯ. Он написал курсовую по произведениям Гомера. И в момент аварии думал о том, что текст курсовой может не сохраниться в ноутбуке. Откуда же ему было знать, что придется самому стать героем двух величайших поэм в истории. Главным героем.
ПРИМЕЧАНИЕ. Хм… Курсовая… То есть, не диплом даже. Значит, не пятый курс, а, скорее, второй-третий. ГГ - явный мажор, пресытившийся благами жизни. Передвигается на авто, хотя и без личного водителя. К своему, совсем небольшому возрасту он уже “истощен экзистенциально”, что бы это ни значило. Будущая жизнь представляется ему беспросветной и скучной. И тут - бах! - его мигом перенесло в тело Одиссея, под стены Трои. И по дальнейшим событиям ясно, что не в реальную историю, а именно что в мир произведений Гомера. Ведь в дальнейших событиях принимают участие полубоги, а сами боги и богини заинтересованно наблюдают за деяниями перерождённого Одиссея, похоже, не подозревая о смене владельца тела. И иногда позволяют себе вмешиваться в происходящее вопреки законам природы и климата.
Попытки автора хоть как-то погрузить читателя в атмосферу архаичного бытия не удались от слова совсем. Главгер мало того, что сам мыслит современными нам понятиями и оборотами, но примерно также изъясняются и окружающие. Да и автор, не стесняясь, использует, например, оборот “сканировал местность” вместо “[внимательно] осматривался”.
В общем, стилистически что-то не то – как говориться “Не верю!”.
И отдельные перлы не дают расслабиться.
Его фигура была полна ярости и невероятной власти.
Попробовал представить – не получилось, видать фантазия слабовата.
И ещё одно, самое моё любимое:
Мы сделали это.
– тупая калька с английского, внедряемая в нашу речь переводами “надмозгов”. По-русски так не говорят… Хм… Не говорили!
Судя по аннотации, попаданец будет ураганить по обеим поэмам, перекраивая их сюжеты. Альтернативная история на то и альтернативная, чтоб изменить в прошлом некие более или менее важные события. Но менять сюжет литературного памятника - идея свежая и незатасканная.
Так что, если вас такой подход не смущает – как говорится, вэлкам! По крайней мере текст, хотя не без “кочек” и шероховатостей, вполне грамотный и отторжения не вызывает.
Валерий Гуров
АННОТАЦИЯ. Матёрый, но правильный авторитет из девяностых погибает. Его сознание переносится в наше время, в тело обычного школьного физрука. Завуч трясет отчётность, родители собачатся в чатах, а «дети» залипают в телефонах и качают права.
Но он не привык прогибаться. Только вместо пистолета у него свисток, а вместо верных братков — старшеклассники-недотёпы, которые и отжаться толком не умеют. А еще впереди — областная олимпиада, и если школа ее не выиграет, то ее грозятся закрыть.
ПРИМЕЧАНИЕ. Как явствует из аннотации – объект не наш, поскольку перенос из 90-х в наше время, а не в прошлое. Ну, раз уж попался – обозрим. В Энциклопедиию попаданцев, понятно, не роман не пойдет.
И тут начинается фестиваль! Мало того, что угодил он в тушку молодого, но рыхлого тюфяка-учителя, так ещё и окружают его не просто “тени прошлого”, а самые что ни на есть персонажи из тех времён, повзрослевшие на 30 лет. И этот толстяк-историк сразу же демонстрирует чудеса престидижитации, сиречь – ловкости рук! Небрежным броском отправляет трёхочковый в самый центр баскетбольной корзины, голыми руками низводит и курощает двух братков, вооружённых холодняком с огнестрелом и лихо выставляет их на бабки, запугав до расслабления сфинктеров. Вот верю прямсразу! Это тюфяк-то, который двадцатикилограммовую тележку соседки по подъезду с трудом от земли отрывает! Правда, между первым и вторым этажом ему пришлось подняться “Всего два этажа”, но то такое…
Понятно, что невзирая на печальные физические кондиции, ГГ намерен насаждать вокруг себя справедливость и доброту, а наркоту и алкоголь, особенно среди школьников, искоренять напрочь. А, ну, и некую Олимпиаду должен этими обкуренными и подбухивающими недорослями выиграть… Не, ну а чо? Вполне благородная цель! И главное - реалистичная!
Выкладка и, видимо, написание, шло стахановскими темпами, по 2-3 главы в день. Что не могло не сказаться на качестве. Хотя в целом текст грамотный и экономия на пунктуации минимальная, всё же отдельные перлы не дают читателю расслабиться:
он почти хрюкнул, как самый настоящий хочу.
Вован, от таких предложений не откалываются, — заверил он.
Слово загремел хохот.
У нас и так успеваемость не блестит,
я вот через совместные закупки духи на распив беру!
у меня полнота новорожденная
На ИИ не похоже, скорее, неправильное распознавание текста с голоса. Читать или нет - решайте сами.