Найти в Дзене
PortNews

Черным по зеленому: о перспективах угольного экспорта

Авторство: Азат Сибишов. Собственная работа, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=57545626
Авторство: Азат Сибишов. Собственная работа, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=57545626

Угольная отрасль России переживает не лучшие времена: санкции, логистические издержки и падение мировых цен привели к убыточности десятков угледобывающих предприятий России. А впереди маячит зеленая энергетика, которая благодаря лоббированию занимает все более прочные позиции в основных экономиках мира.

В наиболее сложной ситуации оказался Кузбасс из-за его удаленности от основных рынков сбыта. Как рассказала в ходе сессии «Преодолевая барьеры: поиск путей повышения эффективности угольной отрасли» в рамках Российской энергетической недели — 2025 генеральный директор ООО «Универсальная логистика», модератор сессии Ирина Ольховская, доля кузбасского угля в общем объеме перевозок при этом по-прежнему превалирует. Так, за 2024 год железнодорожным транспортом на экспорт было совокупно отправлено около 181 млн тонн угля, а доля угля из Кузбасса в этом объеме составила 102,2 млн тонн.

Российская энергетическая неделя-2025
Российская энергетическая неделя-2025

При этом, как рассказал в ходе конференции «Логистика угля» аналитик угольных рынков MySteel Global (Китай) Алекс Гуо, российскому углю для успешной конкуренции с дешевым монгольским и более качественным австралийским необходимо снижать логистические издержки.

При этом вице-президент по логистике ПАО «Распадская» Александр Комышан в ходе сессии на Российской энергетической неделе — 2025 сообщил, что доля затрат на логистику для кузбасского угля составляет 70% — и это является критическим уровнем.

Правительство России видит данную проблему и пытается снизить издержки угледобытчиков. Как пояснил в ходе сессии заместитель министра энергетики России Дмитрий Исламов, убытки угольных предприятий России по итогам 2025 года ожидаются на уровне 300 млрд руб., их кредиторская заложенность оценивается в 1,5 трлн руб. По состоянию на июль 2025 года работу приостановили (или собираются приостановить) 53 угледобывающих предприятия.

Чтобы остановить негативную тенденцию, министерство прекратило выдачу новых лицензий на добычу угля. Предприятиям предоставлена отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, что до 1 декабря позволит им пополнить оборотный капитал на 45 млрд руб. Удалось вдвое сократить и затраты на перевалку и аренду вагонов. По словам замминистра, все эти меры позволили остановить рост числа предприятий, приостановивших работу.

Заместитель министра энергетики Дмитрий Исламов:
Заместитель министра энергетики Дмитрий Исламов:

— Меры поддержки, принятые правительством, помогают угольной отрасли выдерживать этот кризис. Мы свели к нулю выдачу новых лицензий. Провели совместную работу ... по налаживанию сквозной системы перевозок, которая позволила сократить время доставки угля от мест добычи до порта. Ценовая политика операторов вагонов и портов позволила сократить затраты на перевалку и на аренду вагонов более чем в два раза... Министерство энергетики видит перспективы развития угольной отрасли: мы положительно оцениваем спрос, который будет расти в абсолютном выражении.

Еще одной важной мерой поддержки отрасли является соглашение о вывозе с Кузбассом, которое обеспечивает загрузку как в восточном, так и в западном направлении, стимулирует использование инновационных вагонов (их доля в восточном направлении превысила 90%).

Дмитрий Исламов отметил, что в стратегии развития угольной отрасли заложен рост добычи угля к 2050 году до 660 млн тонн, а рост экспорта — до 350 млн тонн. Этих показателей, по мнению министерства, удастся достичь благодаря реализации программы реструктуризации и модернизации отрасли.

Впрочем, по мнению участников рынка, этих мер может оказаться недостаточно. Так, Александр Комышан уверен, что необходимо ввести мораторий на индексацию железнодорожных тарифов на перевозку угля.

Вице-президент по логистике ПАО «Распадская» Александр Комышан:
Вице-президент по логистике ПАО «Распадская» Александр Комышан:

— Считаю, что российская угольная отрасль сейчас переживает самый серьезный кризис в своей истории... Для нас закрылись некоторые премиальные рынки, у нас крепкий рубль, повысились расходы на инвестиции в связи с повышением стоимости импортной продукции и необходимости перехода на импортозамещенную. Но самая серьезная нагрузка — тарифная, логистическая, особенно для Кузбасса... Если эта доля будет расти, то это значит закрытие производств... Доля железнодорожного тарифа составляет 25% (в стоимости угля. — Прим. ред.). Плюс постоянные расходы на себестоимость угля — и экспортеру практически ничего не остается. Поэтому индексация тарифов, по нашему мнению, очень сильно скажется на производстве.

Не все эксперты согласны и с прогнозами роста экспорта в долгосрочной перспективе. Как пояснил в ходе конференции «Логистика угля» учредитель рейтингового агентства «Русмет» Виктор Ковшевный, развитие зеленой энергетики будет постепенно вытеснять традиционные энергоносители, включая уголь. По мнению эксперта, это произойдет благодаря лоббированию соответствующих программ при запрете на инвестиции в добычу угля. В итоге к 2050 году, по прогнозу, стоимость энергии из угля вырастет в 2,5 раза, а стоимость солнечной генерации снизится в 25 раз в сравнении с 2000 годом.

В свою очередь руководитель Центра анализа и инноваций в энергетике Юрий Плакиткин в ходе конференции отметил, что после 2035 года можно столкнуться с существенным падением объемов перевозки угля на экспорт, что ставит под вопрос соответствующие планы развития транспортной инфраструктуры.

Генеральный директор Российского энергетического агентства министерства энергетики России Алексей Кулапин в ходе Российской энергетической недели — 2025 при этом представил прогноз, в соответствии с которым экспортный потенциал России в 2050 году составит не менее 215 млн тонн в год.

Генеральный директор Российского энергетического агентства министерства энергетики России Алексей Кулапин:
Генеральный директор Российского энергетического агентства министерства энергетики России Алексей Кулапин:

— Наиболее реалистичным является сценарий, согласно которому доля низкоуглеродной энергетики в мировом энергобалансе будет расти, но углеводороды будут оставаться его значимой частью. По нашим оценкам, на долю углеводородов к 2050 году будет приходиться более половины первичных энергоресурсов (порядка 56%). В этом сценарии сокращение потребления угля к 2050 году может достичь почти трети текущего объема. А доля угля в потреблении первичных энергоресурсов будет сокращаться с нынешних 28% до 16%.

Эксперт считает, что потребление угля будет сокращаться прежде всего в электроэнергетике, однако это будет происходить не везде. Например, ожидается рост потребления в Индии, при этом доля Китая упадет до уровня менее 40% мирового потребления.

В России центр производства экспортного угля сместится в дальневосточные регионы, Якутию и Арктику.

Алексей Кулапин также заметил, что, несмотря на все заявления, с каждым годом уровень производства и потребления угля в мире растет.

Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян и вовсе выразил убеждение, что зеленая повестка сойдет на нет.

Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян:
Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян:

— Я думаю, что зеленое безумие рано или поздно закончится, особенно когда оценят соотношение между затратами на утилизацию объектов т. н. зеленой энергетики и (прибылью) от того самого призрачного эффекта от уменьшения выбросов парниковых газов.

Несмотря на разногласия относительно долгосрочных прогнозов, практически все эксперты и аналитики сходятся в одном: для обеспечения конкурентоспособности российской угольной отрасли она нуждается в глубокой модернизации. Речь идет прежде всего о цифровизации, автоматизации и роботизации производственных и логистических процессов. Это, в свою очередь, позволит снизить себестоимость производства.

По словам директора по стратегии компании «СУЭК» Романа Головина, уже сегодня Россия является мировым лидером по себестоимости добычи угля.

Директор по стратегии компании «СУЭК» Роман Головин:
Директор по стратегии компании «СУЭК» Роман Головин:

— Даже сейчас, при неблагоприятном для экспортеров курсе валют, у нас себестоимость в среднем по стране меньше $30 (за тонну). В Индонезии, которая славится своим дешевым бурым углем, себестоимость добычи составляет около $40 за тонну, а если мы говорим про нашего прямого конкурента — Австралию, то там стоимость производства составляет порядка $70 и больше за тонну.

По мнению представителя СУЭК, дальнейший путь повышения эффективности лежит через цифровую трансформацию. Например, СУЭК реализовала пилотный проект по эксплуатации полноценных автономных карьерных самосвалов в реальных производственных условиях. Еще одна идея — использование шахт (например, законсервированных) для размещения центров обработки данных.

Таким образом, несмотря на все риски, угольная отрасль «скорее жива, чем мертва», и более того — может стать локомотивом промышленной модернизации в целом.