Найти в Дзене

Близка по духу

Художник-иллюстратор Фёдор Усачёв рассказывает о работе над книгой: Книга «Хоровод русских народных праздников» Татьяны Кирюшатовой, которую я иллюстрировал, была мне очень близка по духу, поэтому я сразу отозвался её начать делать.
Мне, как художнику-иллюстратору, очень важно было прочитать книгу внимательно, и только потом начинать видеть образ того, как это будет выглядеть. Книга рассказывает о наших русских праздниках, а также в книге присутствуют герои — это семья, где есть двое детей, которым родители рассказывают о наших праздниках. Была задача соединить героев с праздниками, где они местами становятся частью самого события. Это была целая задача — найти характерные черты каждого члена семьи. Тут мне помогла память о детстве, поскольку я вырос в многодетной семье и помню, например, как мама пекла жаворонков, рассказывая о празднике, а мы их украшали. Также было неотъемлемой важной частью изображения исторических событий русских народных праздников. Материалы для этого я брал

Художник-иллюстратор Фёдор Усачёв рассказывает о работе над книгой:

Книга «Хоровод русских народных праздников» Татьяны Кирюшатовой, которую я иллюстрировал, была мне очень близка по духу, поэтому я сразу отозвался её начать делать.
Мне, как художнику-иллюстратору, очень важно было прочитать книгу внимательно, и только потом начинать видеть образ того, как это будет выглядеть.

Книга рассказывает о наших русских праздниках, а также в книге присутствуют герои — это семья, где есть двое детей, которым родители рассказывают о наших праздниках. Была задача соединить героев с праздниками, где они местами становятся частью самого события. Это была целая задача — найти характерные черты каждого члена семьи.

Тут мне помогла память о детстве, поскольку я вырос в многодетной семье и помню, например, как мама пекла жаворонков, рассказывая о празднике, а мы их украшали.

Также было неотъемлемой важной частью изображения исторических событий русских народных праздников.
Материалы для этого я брал из разных краеведческих музеев, музеев народных промыслов, пользовался некоторыми фотоматериалами из томов «Игоря Грабаря. История русского искусства». Они достались мне от моего деда художника-архитектора А.А. Усачёва.
Техника исполнения иллюстраций к книге была акварельная живопись, поскольку в основном я работаю в этом направлении. Для меня было важным звеном гармоничная цветопередача и детали, которые, на мой взгляд, необходимы для юного читателя. Также старался ненавязчиво показать сюжет, но одновременно погружая в атмосферу той или иной эпохи.
Помню, например, я искал образ домового, и мне повстречался на улице низенького роста старичок с белоснежной бородой. У него были светлые глаза и какой-то таинственный вид, он отложился в памяти, и я сразу его набросал карандашом, поскольку сначала я делаю эскизы и только потом переношу в цвет.

обложка издания
обложка издания

И вот заключительная часть книги — обложка. Это, конечно, искания и поиск. Мне представился сразу пейзаж: речка, уходящая тоненькой змейкой в даль, деревушки. Церковь, молодые девушки и парни, которые взялись за руки, ведут хоровод.

Вообще, я стараюсь доверять сразу первому образу, который мне приходит, и потом довожу до ума все остальные моменты, соединяя воедино детали. Ведь русская душа — это загадка, а ей хочется простора, красоты, земли и много голубого неба.

Текст эссе о работе над книгой написан художником для конкурса «Обложка non/fictio№» на Международную ярмарку интеллектуальной литературы 2025

фотография покупателей книги с художником на ММКЯ 2025
фотография покупателей книги с художником на ММКЯ 2025

Купить книгу