Найти в Дзене

Прогулка на высоте: как Москва строит первый в России круглогодичный парк вместо монорельса

Оглавление
📷 1.1: Проектное решение: на высоте 6 метров появится пешеходная зона с озеленением, беговой дорожкой и павильонами
📷 1.1: Проектное решение: на высоте 6 метров появится пешеходная зона с озеленением, беговой дорожкой и павильонами

Высота — 6 метров, длина — 4 км, вход — 24/7 и бесплатно. Пять бывших станций станут кафе, павильонами и выставочными залами. Открытие — в 2027 году.

Коротко: что уже решено

  • Запущена подготовка проекта планировки территории (ППТ) под новый линейный парк на месте монорельса. Парк свяжет несколько крупных зеленых зон — от Главного Ботанического сада РАН до Тимирязевского парка. Площадь — около 40 тыс. м², протяжённость — 4 км.
  • 5 из 6 бывших станций сохранят и преобразуют в общественные пространства (кафе, рестораны, выставки). Для доступности обустроят 8 дополнительных спусков.
  • Парк будет бесплатным и круглосуточным. План по открытию — 2027 год.
  • Ожидаемая посещаемость — до 20 тыс. человек в сутки, что в 10 раз больше пассажиропотока монорельса.
  • Парк свяжет пять районов: Останкинский, Бутырский, Марфино, Тимирязевский и Алексеевский.

Зачем городу парк на месте монорельса

Монорельс построили более 20 лет назад, он утратил транспортную роль и потребовал капитремонта. Город выбрал путь реюза инфраструктуры: вместо масштабных затрат на восстановление — создание новой «воздушной» пешеходной артерии для спорта, прогулок и культурных активностей.

Голос горожан

Решение поддержали москвичи: по данным проекта «Активный гражданин» идею парка на высоте поддержало большинство участников (ранее сообщалось — 71%).

Маршрут и связность

Линейный парк протянется примерно на 4 км от «Выставочного центра» до «Тимирязевской», соединяя ВДНХ, «Останкино», Ботанический сад и Тимирязевский парк в единый зелёный маршрут. Высота трассы — около 6 м. Из верхней точки откроются непривычные виды на ВДНХ и Останкинскую башню.

Для удобства пешеходов и маломобильных посетителей в ППТ заложены 8 дополнительных спусков — входы появятся ближе к жилым кварталам и станциям метро.

Что будет на месте станций

Из шести бывших станций пять сохранят и превратят в двухэтажные павильоны с кафе, выставками, медиапространствами и смотровыми площадками. Это создаст «цепочку» локальных центров притяжения вдоль всего маршрута. В память о монорельсе сохранят два состава — их сделают частью экспозиции парка.

Инфраструктура и сценарии использования

  • Беговая дорожка по всей длине — около 4 км — с двусторонним движением.
  • Прогулочные аллеи, цветники, кустарники и деревья с круглогодичным озеленением.
  • Освещение, навигация, скамейки, навесы от солнца и осадков.
  • Кафе и рестораны на бывших станциях, выставочные и культурные пространства.
  • Круглосуточный бесплатный вход.
    Эти параметры подтверждены городскими источниками и профильными ведомствами.

Эффект для районов

Парк объединит Останкинский, Бутырский, Марфино, Тимирязевский, Алексеевский районы — суммарно более 300 тыс. жителей получат новую пешеходную магистраль «без светофоров» и с прямыми связями между парками и точками притяжения. Для города это — повышение качества среды и создание новой достопримечательности.

Мировой контекст: не первый в мире, но первый в России

Москва повторяет успешную практику реюза инфраструктуры:

  • The High Line, Нью-Йорк — преобразование грузовой эстакады в парк (знаковый пример городской регенерации).
  • Seoullo 7017, Сеул — «сад в небе» на месте автомобильного путепровода.
  • Coulée verte René-Dumont, Париж — одна из первых в мире «виадук-променад» на месте железной дороги.

Новый московский проект — первый в России круглогодичный парк на высоте, адаптированный под наш климат и городскую структуру.

Таймлайн проекта

  • 2025 — подготовка ППТ, финализация архитектурной концепции.
  • 2026 — основной объём работ по благоустройству и переоборудованию станций (поэтапно). (План уточняется по итогам ППТ и тендеров.)
  • 2027 — запуск парка для посетителей.

Что будет с демонтированными участками

Часть путей около главного входа ВДНХ уже снята, чтобы открыть панорамы. Оставшаяся эстакада станет зелёным маршрутом с видами на ВДНХ и Останкинскую башню.

Часто задаваемые вопросы

Будет ли вход платным?
Нет, вход
бесплатный, парк будет работать круглосуточно.

Как добраться?
Маршрут идёт от
«Выставочного центра» к «Тимирязевской», с восьмью дополнительными спусками к наземной уличной сети и метро.

Что случится с вагонами?
Два состава сохранят как музейные объекты/инсталляции внутри парка.

Почему закрыли монорельс?
Инфраструктура устарела, требовала капитремонта и не обеспечивала необходимый транспортный эффект; принято решение о рефункционализации.

Сколько людей парк сможет принимать?
До
20 тыс. человек в день — в 10 раз больше, чем пользовались монорельсом.

Иллюстрации

  • Фото 1: Проектный рендер — «Парк на месте монорельса» Источник: официальный портал мэра и правительства Москвы. (Мос.ру)
  • Фото 2: Рабочая схема маршрута — инфографика. Источник: mos.ru. (Мос.ру)
📷 1.2: Парк свяжет ВДНХ, Останкино, Ботанический сад и Тимирязевский парк; 5 из 6 станций переоснастят, появится 8 дополнительных спусков.
📷 1.2: Парк свяжет ВДНХ, Останкино, Ботанический сад и Тимирязевский парк; 5 из 6 станций переоснастят, появится 8 дополнительных спусков.

Мнение архитекторов

Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская отмечает, что парк станет локальным досуговым центром и повысит качество среды сразу в пяти районах. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов называет формат «парящего линейного парка» новым для столицы и одной из будущих визитных карточек района — с необычными ракурсами на ВДНХ и Останкино.

Что получит каждый из нас

  • Безопасный пешеходный маршрут без пересечений с трафиком.
  • Спорт и прогулки в тени зелени летом и с видами на заснеженную Москву зимой.
  • Культура рядом с домом: выставки и медиапроекты в бывших станциях.
  • Новый городской горизонт: виды, которых раньше просто не было.

Как поддержать проект

Следите за ходом работ на официальных ресурсах города и делитесь мнением на площадках общественных обсуждений. Чем активнее горожане вовлечены в обратную связь, тем точнее парк попадёт в запросы жителей.

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники и материалы

  • Официальный портал: запуск ППТ и параметры парка (40 тыс. м², 4 км, 5 из 6 станций, 8 спусков). (Мос.ру)
  • Сообщение Мэра Москвы: 2027 год, «первый в России», 24/7 и бесплатно. (Мос.ру)
  • Московский метрополитен: маршрут, длина и сценарии использования; ожидаемая посещаемость. (mosmetro.ru)
  • Поддержка горожан в «Активном гражданине». (mosmetro.ru)
  • Сохранение двух составов монорельса. (Мос.ру)
  • Высотные парки мира: High Line (Нью-Йорк), Seoullo 7017 (Сеул), Coulée verte (Париж). (nycgovparks.org)

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересна тема развития мосметро рекомендуем подборку: Общая тема

----------------------

🚀 ИИ-революция — прямо в твоём Telegram!
27 AI-сотрудников делают всё за тебя — и
базовый доступ бесплатен.
Получи
+20⚡ энергии при старте:
https://t.me/woome_bot?start=719434204