После оглушительного успеха картины «Мы из джаза» молодой режиссер Карен Шахназаров получил от «Мосфильма» новый заказ — снять еще один музыкальный фильм.
Однако было одно жесткое условие: съемки должны были проходить зимой. Режиссер пошел на хитрость, решив снимать ключевые сцены в теплой Абхазии.
Так, почти случайно, родилось название, которое сегодня знает каждый ценитель советского кино — «Зимний вечер в Гаграх».
Этот фильм стал не просто очередной работой в фильмографии великих актеров, но и поворотным моментом в их судьбах, подарив одним всенародную славу, а другим — любовь всей жизни.
Актерский состав. Битва титанов за главную роль
Сегодня невозможно представить в роли стареющего чечёточника Алексея Беглова кого-то, кроме Евгения Евстигнеева. Однако путь к этой роли был тернист и полон конкуренции. Карен Шахназаров скрупулезно подходил к выбору актеров и проводил очень тщательные пробы.
«Я делал очень тщательные пробы и пробовал очень хороших артистов. И Олег Николаевич Ефремов пробовался, и Леонов пробовался, Евгений Павлович. Щербаков Пётр Иванович пробовался»,
— вспоминает режиссер.
Каждый из этих мэтров был достоин роли, но Евгений Евстигнеев проявил невероятный напор. Он буквально «окружил» Шахназарова на «Мосфильме», постоянно заходя и напоминая о себе. Эта настойчивость, помноженная на гениальный талант, в итоге и решила исход кастинга.
Прототип Беглова: судьба забытой звезды
Мало кто знает, но у трогательного образа Алексея Беглова был реальный прототип — знаменитый в 40-50-е годы чечёточник Алексей Быстров. Его имя гремело не только в СССР, но и за рубежом. Он был любимцем Сталина и лауреатом Сталинской премии, солистом ансамбля песни и пляски Александрова. Однако к моменту съемок от былой славы не осталось и следа.
Быстров консультировал съемочную группу «Мы из джаза», и его судьба глубоко тронула Шахназарова.
Александр Панкратов-Чёрный вспоминает:
«Выяснилось, что жил в коммуналке, костюмчик аккуратненький, такой старенький, но чистенький».
К сожалению, Алексей Быстров так и не увидел фильм, который во многом был вдохновлен его жизнью.
Муки творчества: как Панкратов-Чёрный осваивал степ
Для Александра Панкратова-Чёрного роль Аркадия Грачёва, настырного ученика Беглова, стала настоящим испытанием. Актер, по его собственному признанию, не обладал ни музыкальным слухом, ни чувством ритма.
«Степ — это очень сложная вещь в искусстве»,
— признается он.
Репетиции были изнурительными. Актер с юмором рассказывает, что от нервного напряжения даже набрал вес, и костюмерам пришлось специально подбирать ему рубашку навыпуск, чтобы скрыть появившееся «пузо».
Несмотря на все трудности, Панкратов-Чёрный гордится тем, что все танцевальные номера в фильме исполнил сам, без дублера.
«Уже на всю стопу плашмя я приземляю, там такой ба-ба-ба-ба-бам. Потом ещё на другую ногу перепрыгиваешь, знаешь, такой слон такой. И это крупно сняты ноги. В финале это мои ноги»,
— смеется актер.
Интересно, что изначально на эту роль был утвержден Игорь Скляр, но его не отпустил на съемки режиссер его театра Лев Додин. Так, по воле случая, роль досталась Панкратову-Чёрному и принесла ему всесоюзную славу.
За кадром: чей голос пел за Гундареву и кого не взяла Пугачева
Примадонна и ее условия
Прообразом эстрадной дивы Ирины Мельниковой, в ансамбле которой работал Беглов, послужила сама Алла Пугачева. Шахназаров даже предложил ей эту роль.
«Я предлагал, кстати, Алле Борисовне эту роль сыграть, и она отказалась именно потому, что сказала: "Ну вот я сыграю, все будут точно считать, что это я"»,
— делится воспоминаниями режиссер.
Пугачева предложила переписать сценарий специально под нее, но Шахназарову для контраста с тихим Бегловым нужен был именно скандальный и эпатажный образ.
В итоге роль досталась великой Наталье Гундаревой.
Две актрисы — один голос
Наталья Гундарева, будучи на пике популярности, с радостью согласилась на небольшую, но яркую роль. Она хотела сама исполнить все вокальные партии, но режиссер настоял на участии профессиональной джазовой певицы — Ларисы Долиной. Так родился уникальный тандем.
«Мы вместе одну роль играем. Я за кадром, а она в кадре»,
— говорит Лариса Долина, которая с огромным уважением относится к таланту Гундаревой.
Сотрудничество Шахназарова, композитора Анатолия Кролла и Ларисы Долиной началось еще на фильме «Мы из джаза» и оказалось невероятно плодотворным.
Судьбоносные роли и настоящая любовь
Фильм «Зимний вечер в Гаграх» оказался по-настоящему мистическим для многих его участников, предопределив их судьбы.
Любовь, рожденная на площадке
Для Евгения Евстигнеева эта картина стала не только очередной блестящей работой, но и началом новой главы в личной жизни. Именно на этих съемках он встретил свою последнюю любовь, Ирину Цывину. Она, будучи еще студенткой, пришла на съемочную площадку.
«Это судьбоносный фильм в моей жизни, потому что мы встретились впервые, это первое свидание наше было на площадке этого фильма. Тайное, его никто не заметил, но в этом я сейчас призналась»,
— рассказывает Ирина.
По иронии судьбы, она пробовалась на роль дочери Беглова, но ее не утвердили.
«Но я сыграла другую роль — не в фильме, а в жизни»,
— говорит она. Их брак был недолгим, но счастливым. После смерти мужа Ирина выполнила его просьбу и назвала своего сына Женей.
Пророчества для «дочерей»
Роли дочерей главного героя также оказались знаковыми.
Светлана Аманова, сыгравшая взрослую дочь, по сценарию выходила замуж за журналиста.
Вскоре после съемок актриса в реальной жизни познакомилась с редактором известной газеты Павлом Гусевым и стала его женой.
Анна Иванова, семилетняя девочка, сыгравшая дочь Беглова в детстве, попала в кино случайно.
У нее не было никакой подготовки, но ее артистизм и врожденное чувство ритма поразили всех.
Именно после этой роли мама отвела ее в хореографическое училище. Так, случайные съемки определили всю ее дальнейшую жизнь — Анна стала профессиональной балериной, создала собственную труппу в Италии и получила международное признание.
«Зимний вечер в Гаграх» — это не просто фильм о танце. Это пронзительная история о славе и забвении, об одиночестве и надежде, о связи поколений.
Картина, которая стала легендой и навсегда изменила жизни тех, кто ее создавал.
А вы любите этот фильм? Какие моменты и актерские работы запомнились вам больше всего?
Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории о тайнах нашего кино!