Я недавно купил Geely Coolray, популярный сейчас кроссовер. Первые тысячи километров прошли в эйфории, я бережно обкатывал новый мотор, следуя всем правилам. Когда на одометре появилось 3000 км, пришло время ехать на первое, так называемое, "нулевое" техобслуживание.
Для меня, как для ответственного автовладельца, вопрос «ехать или не ехать» не стоял. Официальный дилер, гарантия, все должно быть по высшему разряду. Записался заранее, приехал в назначенное время. блестящий кафель шоурума, вежливые менеджеры в выглаженных рубашках, аромат дорогого кофе. Все это создает атмосферу премиальности и, как я понял позже, здорово усыпляет бдительность.
Передал ключи мастеру-приемщику, солидному мужчине лет сорока. Он с важным видом обошел машину, заглянул в салон и удалился в сервисную зону. Через пятнадцать минут он вернулся с папкой и начал свой спектакль.
«Так, мы проведем все необходимые проверки по регламенту: осмотрим подвеску, проверим уровни технических жидкостей, протянем основные узлы, сделаем компьютерную диагностику. Это все бесплатно, по гарантии. Но, - здесь он сделал многозначительную паузу, - мы настоятельно рекомендуем на ТО-0 произвести замену моторного масла и масляного фильтра.
Понимаете, двигатель новый, идет притирка деталей, в масле сейчас много металлической стружки. Если ее не слить, она будет работать как абразив, что негативно скажется на ресурсе мотора в будущем».
Звучало логично и даже убедительно. Я уже был готов согласиться, но на всякий случай спросил:
«Хорошо, а сколько это будет стоить?»
«Стоимость замены масла с нашими оригинальными материалами и работой составит 20 000 рублей», - без тени смущения ответил приемщик.
Я на секунду замер. Двадцать тысяч. За замену масла на трехцилиндровом моторе объемом 1.5 литра. Я несколько раз переспросил, думая, что ослышался. Но нет, цена была именно такой. В голове моментально заработал калькулятор. Давайте посчитаем вместе.
Двигателю Coolray требуется около 4.5 литров масла. Самое дорогое, подходящее по допуску масло 0W-20 от известного бренда стоит в рознице ну максимум 6000-7000 рублей за 5-литровую канистру. Оригинальный масляный фильтр Geely - еще 1500-2000 рублей. Работа по замене масла – это от силы один нормо-час. Даже по самым завышенным дилерским расценкам в 4000-5000 рублей за час, это не может стоить дороже 5000.
Складываем: 7000 (масло) + 2000 (фильтр) + 5000 (работа) = 14 000 рублей. И это я считаю по самой верхней планке розничных цен! Дилер же закупает расходники оптом, по совершенно другим ценам. Откуда взялась цифра в 20 000? Наценка более 100% на ровном месте.
Я вежливо, но твердо отказался.
«Спасибо, я воздержусь. Давайте только регламентные проверки, которые положены бесплатно».
Приемщик тут же изменился в лице. Улыбка исчезла, тон стал холодным. Он начал пугать меня снятием с гарантии, рассказывал страшилки про задиры в цилиндрах и провернутые вкладыши. Я спокойно ответил, что в официальном регламенте Geely, который я изучил перед визитом, замена масла на ТО-0 носит исключительно рекомендательный характер и на гарантию никак не влияет.
Первая обязательная замена - на ТО-1 при пробеге 10 000 км. Аргументы у приемщика закончились, и он, смерив меня недовольным взглядом, молча ушел оформлять заказ-наряд.
Машину загнали в ремзону. Я остался ждать в клиентской зоне у большого окна, через которое было видно происходящее. Мой Coolray просто подняли на подъемнике, механик посветил фонариком в арки, подергал колеса и через 10 минут опустил. Вот и все «проверки».
Когда я уже забирал документы и ключи, ко мне подошел один из механиков, мужчина постарше, в замасленном комбинезоне. Он огляделся по сторонам и, наклонившись ко мне, тихо шепнул:
«Правильно сделал, что отказался от масла. Мы его все равно не меняем на этом ТО».
Я опешил.
«Как это... не меняете?»
«А так. Сливаем грамм двести, доливаем столько же свежего для вида, фильтр тряпочкой протерли, чтобы блестел, и готово. А деньги в кассу. Никто и не заметит. А ты молодец, не повелся».
Он хлопнул меня по плечу и быстро ушел обратно в цех.
Я стоял посреди этого сверкающего шоурума и чувствовал себя одураченным. Дело было уже не в 20 000 рублей. Дело в циничном и наглом обмане, который поставлен на поток. Они не просто навязывают ненужную услугу по тройной цене. Они готовы взять деньги и даже не выполнить ее!
Давайте разберемся как эксперты. Нужна ли вообще замена масла на ТО-0 в современном двигателе? Легенда про «металлическую стружку» пришла к нам из времен, когда допуски при производстве моторов были совсем другими, а технологии обработки металлов - грубее. Современные высокоточные станки и качество материалов свели этот процесс к минимуму.
Более того, заводское масло, которое заливается в двигатель на конвейере, часто содержит специальный пакет присадок, который как раз и помогает компонентам мотора правильно приработаться. Сливая его раньше времени, вы, возможно, делаете только хуже.
Именно поэтому производители, в том числе и Geely, указывают, что первая замена необходима на 10 000 км. ТО-0 - это, по сути, контрольный осмотр, возможность для дилера убедиться, что с машиной все в порядке после первых тысяч километров, и бесплатно устранить возможные заводские недочеты.
Но дилерская сеть живет не с продажи машин. Основной их заработок - это сервис и продажа дополнительного оборудования. И они готовы на все, чтобы вытащить из вашего кармана как можно больше денег, используя ваше незнание и страх потерять гарантию.
Какой из этой истории можно сделать вывод и как не попасть в подобную ситуацию?
- Читайте сервисную книжку. Перед поездкой к дилеру всегда изучайте официальный регламент технического обслуживания вашей модели. Вы должны четко знать, какие работы являются обязательными, а какие - просто «рекомендацией».
- Не бойтесь отказывать. Любая «рекомендация» - это ваше право, а не обязанность. Если работа не входит в перечень обязательных, ваш отказ никак не может повлиять на гарантию.
- Задавайте вопросы о ценах. Всегда просите детальную расшифровку: сколько стоят материалы, сколько - работа. Сравнивайте с рыночными ценами. Разница в 15-20% - это нормальная дилерская наценка. Разница в 100% - это уже обман.
- Присутствуйте при ремонте. По закону вы имеете полное право находиться в ремонтной зоне рядом со своим автомобилем (при соблюдении техники безопасности). Если дилер отказывает, это серьезный повод задуматься о его честности.
Моя история закончилась хорошо - я сэкономил 20 000 рублей и получил бесценный опыт. Но сколько автовладельцев, особенно новичков, безропотно платят за воздух, веря в страшилки про «стружку» и «потерю гарантии»?
А вы сталкивались с подобными уловками у официальных дилеров? Какие еще ненужные услуги вам пытались навязать? Поделитесь своими историями в комментариях, давайте выведем этих дельцов на чистую воду вместе! И не забудьте подписаться на канал, здесь говорят правду об автомобилях.