Да, он существует! Как и в обычной жизни, в любой сфере. Этакий свод правил и норм поведения, за нарушение которых вообще-то не будет никакого наказания. Например, нельзя харкать или сморкаться на тротуар. Не на законодательном уровне, нет! Вас не оштрафуют. Но я бы не хотела гулять по аллейке со спутником, который смачно собирает сопли носоглоткой, отхаркивает и посылает звучный плевок в сторону.
То есть это личный выбор каждого: соблюдать эти негласные правила или нет. Но сущность этикета заключается В УВАЖЕНИИ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ. И если кто-то не хочет заморачиваться и отягощать себя излишней культурой, то и ждать от окружающих уважения в свою сторону тоже не следует.
В такси в том числе. Все водители хотят видеть приятных, вежливых и понимающих пассажиров. А сами-то таксисты часто бывают приятными, вежливыми и понимающими?
Ох, чувствую, полетят в меня сейчас тапки и тухлые помидоры от коллег! Но в этой статье я хочу вступиться за пассажиров (которые в большинстве своём совсем не так плохи).
Нельзя обсуждать с пассажиром цену его поездки в такси!
Сейчас скажу страшное кощунство: ЦЕННИК НА ПОЕЗДКУ - ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА ПАССАЖИРА И ОН НЕ ОБЯЗАН НАД НИМ ЗАДУМЫВАТЬСЯ! Это наша с вами проблема. Мы можем отказаться, можем отменить. Но забрать человека и потом всю дорогу выносить ему мозг по поводу стоимости - НЕЛЬЗЯ. Некрасиво, дурной тон.
Давайте попробуем сами проявить те качества, которые так ждём от клиентов. А именно - ПОНИМАНИЕ.
У нас маленький город, часто попадаются одни и те же пассажиры с одним и тем же маршрутом. Например, пару раз в неделю я приезжаю на заказ к одному и тому же детскому саду. Воспитательница едет домой на такси. Добираться на общественном транспорте в это время нереально - две пересадки, автобус не дождёшься (либо он полный), потом ещё в гору идти, а ноги очень болят.
Цена этой поездки бывает как неоправданно низкой (по "зелёнке" около 165р), так и неоправданно высокой (450р и более при ярко-фиолетовой карте). В первом случае сумма очень маленькая - ехать на окраину города. Во втором - очень большая: ехать 7км и примерно 15-30 минут (зависит от дорожной обстановки). Ну а в среднем получается 250-300р за поездку. КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
То есть пассажирка ежемесячно тратит на такси плюс-минус 6000р ежемесячно. При зарплате 40.000р это вполне ощутимо. Как думаете, хочется ей слышать жалобы от таксиста на низкий ценник? Или добавлять ему чаевые, зная, что завтра стоимость её поездки может быть заоблачно высокой?
- Вчера водитель всю дорогу ныл, что дёшево меня везёт. Рассказывал о ценах на бензин, на запчасти, а потом спросил, не хочу ли я доплатить ему за неудобства, - жалуется мне эта воспитательница.
Вряд ли, конечно, "всю дорогу ныл". Не верю я, что солидный взрослый мужчина может "всю дорогу ныть" о бедности и низких доходах перед довольно симпатичной женщиной. Скорее всего, пару минут поворчал. А что про чаевые спросил - охотно верю. Многие водители не считают зазорным просить и намекать. "А чё такова?!"
- Ну я ему и сказала, мол, не хотите ли вы сделать мне скидку, когда я в следующий раз поеду по максимально высокому тарифу?
Вот! Очень точно сказано! Мы так хотим, чтобы пассажиры ПОНЯЛИ, вошли в наше положение, компенсировали низкую стоимость чаевыми - но когда везём их по максимальному тарифу, то молчим и радуемся.
Каждый думает только о своём собственном кармане. Каждый! Глупо сердиться на людей за то, что они не задумываются о нашем благосостоянии - ведь и мы не собираемся задумываться о состоянии их кошелька. Бензин, цены на расходники и ремонтные работы - всё это также далеко от пассажира, как и нам далеки нюансы их жизни и работы.
Обсуждать с пассажиром цену поездки, жаловаться, просить доплату - неэтично, невежливо, некрасиво. Как некрасиво харкать на тротуар, громко ржать и материться в общественных местах, сморкаться в занавеску в гостях.
Стоимость поездки определяет Яндекс (или другой агрегатор)
Но никак не пассажир. Он видит цену - и соглашается или не соглашается. Как и водитель. Я, например, если вижу глухую "зелень", то на время схожу с линии. Это лучше, чем взять заказ по цене бензина и потом ругать пассажира.
Бывает, что и "зелень" попадётся. Везу молча. Могу поддержать разговор на тему, заданную пассажиром, или высказать какие-то свои мысли. Не относящиеся к стоимости поездки! Это табу, запретная для меня тема. Это МОИ проблемы.
И уже потом, после завершения заказа, можно записать голосовое коллеге:
- Нет, ну ты подумай! 125р до Самстроя, это же дно, ниже падать некуда! Я чуть запчасти не растеряла по этим ямам! Кошмар! Когда зарабатывать-то начнём уже?! Мне завтра масло менять, я не знаю, наскребу сегодня на сервис или нет! Ещё и не выходят подолгу! Правильно, куда торопиться?! Поездка копеечная, можно и платное ожидание накрутить по полной! Задолбали!....
Выпустить таким образом пар. Не на пассажира, который может быть совсем не в теме такси и ценообразования! А коллеге, который поймёт, посочувствует и повозмущается вместе с тобой.
Ну или самому Яндексу написать, пожаловаться )) Внятного ответа там всё равно не будет и стоимость поездки никак не изменится. Но хотя бы жалоба будет по нужному адресу. Если уж кто и виноват в том, что заказ получился по цене бензина - так это именно агрегатор. Но никак не пассажир.
🔔 А вы не считаете зазорным рассказывать пассажирам, что их поездка очень невыгодна и они должны быть благодарны за то, что вы вообще приехали? )))