Бойцов штрафбатов и штрафных рот в годы ВОВ редко представляли к награждению орденами. О них не писали в газетах. Считалось, что они преступники, нарушившие закон, и недостойны высоких наград Родины. Поэтому всего один штрафник – Владимир Ермак был удостоен звания Героя Советского Союза. И это при том, что в штрафных подразделениях в годы войны сражались 427 тыс. человек! Для сравнения, в обычных подразделениях звания Героя СССР удостаивался один солдат или офицер из 3 тысяч.
В самом конце войны, в апреле 1945 г. кавалером Золотой Звезды должен был стать еще один штрафник – Павел Антифеевич Смешной. Он совершил неимоверный подвиг, который восхитил его командиров, в том числе комдива генерала Андоньева. Но вышестоящее начальство снизило статус награды. А теперь мы поговорим об этой несправедливости подробнее.
Из лейтенантов в рядовые
Павел (1920 г.р.) служил в РККА с 1938 года. В 1940 г. он окончил престижное Военно-техническое авиаучилище в Ленинграде и стал военным авиатехником. В 1941 г. лейтенант Смешной попал на фронт, где обслуживал самолеты дальней авиации. Служба его текла спокойно, за 3.5 года он ни разу не был в бою, хоть и получил ранение во время вражеской бомбардировки аэродрома. Но в 1944 г. в 111-й полк 50-й бад поступили по ленд-лизу грозные бомбардировщики В-25 "Митчелл". Машины это были новые и малознакомые, поэтому герой статьи где-то допустил ошибку.
Как итог, дорогой и особенно ценный В-25 потерпел аварию. А на фронте разговор был короткий. Виноват – в штрафбат! Трибунал 18-й ва по статье 193-17 приговорил Павла к 7 годам лагерей. Срок заменили двумя месяцами штрафбата. Вот только их еще надо прожить. Так техник-офицер стал рядовым 8-го отдельного штрафбата, который входил в состав 61-й армии генерала Белова. В середине апреля 1945 г. ей предстояло форсировать Одер в районе Штеттина на севере Германии.
Никакая пуля его не брала
Ширина реки составляла 200 метров. На рассвете 18 апреля бойцы 8-го штрафбата преодолевали преграду под градом снарядов и мин. Взрывы переворачивали и ломали лодки, красноармейцы оказывались в холодной воде. Требовалось не только доплыть до другого берега, но и сохранить оружие. И всё это в сапогах и телогрейках. Павел также очутился в ледяной воде, но как-то смог выбраться на сушу.
Он сразу же вступил в бой. Путь вперёд преграждали четыре пулемётные точки. Смешной уничтожил две из них гранатами. Остальные MG-42 подавили другие бойцы. Но тут справа из-под моста внезапно ударил еще один пулемёт. Павел из трофейного панцерфауста ликвидировал и эту огневую точку. После чего в рукопашной красноармейцы подавили сопротивление фашистов. Клочок земли на чужом берегу был взят. В строю от роты осталось 20 человек, включая ротного Александра Пыльцына. Все командиры взводов погибли.
Рацию разбило осколком и Пыльцын выстрелил из ракетницы зеленой ракетой. Она стала знаком артиллеристам, что берег наш и им надо перенести огонь дальше. И тут рядовые Сапуняк и Смешной подняли остатки роты в атаку. Бывший капитан-лейтенант Сапуняк даже расстегнул все пуговицы на гимнастерке, из-под которой виднелась тельняшка.
В итоге бойцам удалось захватить первую траншею. Свои потери составили еще 6 красноармейцев. Гитлеровцев же уничтожили в несколько раз больше. Только на счету Павла было около 15 фашистов, в том числе фаустник. Казалось Смешного никакая пуля не брала. Но везение не может длиться вечно.
Беспримерный подвиг героя
Комроты Пыльцын разрешил бойцам передохнуть. Но тут вдали показалась пехота фашистов – не меньше роты. Их поддерживали три танка. Положение становилось безвыходным. О дальнейшем развитии событий написано в книге воспоминаний генерала Пыльцына.
"Сколько их? Отобьем ли? И вдруг один танк остановился и задымил. Оказывается, это Смешной, завладев арсеналом фаустника, подбил гранатометом немецкий танк. Почти без заметной паузы еще два "фауста" попали во второй танк. Он также загорелся".
Генерал Пыльцын, Книга "Правда о штрафбатах".
Штрафники открыли плотный огнь по пехоте, вышедшей из-за танков. Павел бил по врагу из трофейного панцерфауста. Гитлеровцы несли огромные потери. Вдруг они повернули назад, а затем бросили оружие и побежали. Штрафники без команды ротного ринулись вперед. И тут немец-фаустник, который лишь притворился мертвым, выпустил очередь из автомата в спину Смешного.
Ротный застрелил фашиста, но Павлу было уже не помочь. Герой погиб, а 13 штрафников захватили вторую линию окопов. Ротный отправил к комбату связного, написав в записке такие слова:
""Геройски погиб, проявив мужество и необычайную храбрость, офицер Смешной". Написал я в записке так потому, что, по-моему, он уже вернул себе офицерское звание, искупив вину своей жизнью".
Генерал Пыльцын, Книга "Правда о штрафбатах".
Штрафникам звание Героя не положено
Командир 8-го отдельного штрафбата, подполковник Батурин представил Павла Антифеевича к званию Героя Советского Союза. Наградной лист подписал даже комдив. Но командарм 61-й армии, прославленный генерал Павел Белов посчитал, что штрафнику медаль "Золотая звезда" не положена и снизил награду до ордена Отечественной войны 1-й ст. Вдруг Сталин награждение не одобрит. Ну а мне за Смешного обидно. Он настоящий герой!
"Герои делают свое время героическим".
Писатель Григола Абашидзе.
Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!