Найти в Дзене

Впечатления книжного клуба о романе Мигеля де Унамуно «Туман»

Ну что, мы закончили «Туман» и, честно говоря, эмоций море. Кажется, никто из нас не ожидал, что книга окажется вот такой. Сначала кажется, что это будет история про любовь, ревность и немного философии, но довольно быстро становится ясно: перед нами не просто роман, а игра. Игра с жанром, с читателем, с самим понятием реальности.

Сначала немного растерянности: герой странный, события вроде простые, язык классический. А потом бах! - и персонаж узнаёт, что он персонаж. А автор входит в текст и начинает разговаривать со своим героем. И вот ты уже не понимаешь, кто здесь кого придумал - человек судьбу или судьба человека.

Многим книга показалась удивительно современной, несмотря на то, что она написана в 1914 году. Тут тебе и феминистская повестка, и рассуждения о свободе, и даже зачатки постмодернизма, когда само понятие автора и героя становится зыбким. Кто-то заметил, что это как будто ранняя версия
 «Шоу Трумана» или «Бойцовского клуба», только на испанской почве и с философией вместо экшена.

Герои, конечно, вызывают бурю чувств:
Аугусто - вроде умный, тонкий, рефлексирующий, но вечно тонет в собственных мыслях и не решается на действие.
Эухения - смелая, современная, но в какой-то момент теряет вектор и начинает вести себя как героиня мыльной оперы.
Маурисио - законченный павлин и альфонс.
Дядя-анархист - абсолютная любовь, философ с огоньком и чувством юмора.

До конца непонятно кто в этой истории вызывает больше жалости, а кто - раздражения. Но, кажется, все сошлись в одном: книга невероятно актуальна. И не только потому, что говорит о свободе воли и природе любви, но и потому, что заставляет задать себе простые, но глубокие вопросы:
Кто пишет нашу историю - мы сами, Бог, судьба, общество, автор?
Сколько в нас настоящего, а сколько навязанного другими?
И можем ли мы хоть раз выйти из собственного «тумана»?

Ну и, конечно, не можем не упомянуть собаку. Кажется, она оказалась самым человечным персонажем всей книги.

В итоге: «Туман» нас удивил, зацепил, местами рассмешил, местами разозлил, а в итоге оставил с ощущением, что мы прикоснулись к чему-то по-настоящему живому.
И да, Унамуно был чертовски смел.